Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:54, реферат
Суть кадровой политики состоит в работе с персоналом в соответствии с концепцией развития предприятия. Целью кадровой политики является обеспечение оптимального баланса обновления и сохранения кадров в соответствии с потребностями предприятия действующего законодательства, состоянием рынка труда.
В кадровой политике предприятия должны быть реализованы следующие этапы:
– разработка принципов, определение приоритетов и целей;
– планирование потребности в трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, создание резерва, перемещения;
– создание и поддержание системы движения кадровой информации;
Теоретические основы управления персоналом в условиях кризиса
Суть и типы кадровой политики
Условия разработки кп
2.
2.1 Улучшение кадрового потенциала
2.2 Внедрение новых методов управления
Этап 1. Нормирование. Цель — согласование принципов и целей работы с персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом ее развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения, конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели работы с персоналом. Например, целесообразно описать требования к сотруднику организации, принципы его существования в организации, возможности роста, требования к развитию определенных способностей и т.д.
Э т а п 2. Программирование. Цель — разработка программ, путей достижения целей кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на разработку таких программ, — представление о приемлемых инструментах и способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства массовой информации. В этом случае при наборе важно обращать внимание на знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры, культивирующей дух "единой семьи", нецелесообразно при наборе использовать строгие, а зачастую и жестокие психологические тесты, большее внимание следует уделять процедурамсобеседований, групповым мероприятиям, моделированию реальных производственных ситуаций и т.д.
Э т а п 3. Мониторинг персонала. Цель — разработка процедур диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний, умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.
Улучшение кадрового потенциала. Если финансовые
прогнозы показывают убытки от основной
деятельности, то продолжение функционирования
бизнеса связано, как правило, со сменой
управленческой команды. Управление персоналом
предприятий анализируется в функциональных
срезах: маркетинг, производство, финансы
и кадры. Ответственность и полномочия
делегируются руководителям структурных
подразделений, выделяются центры ответственности
учета затрат и прибылей. Коллектив активно
включается в реорганизацию структуры
предприятия.
На управление персоналом кризисного
предприятия также влияют внешние (законодательное
регулирование трудовых отношений, ситуация
на рынке труда, активность профессиональных
и общественных объединений) и внутренние
(цели фирмы, организационная структура,
стиль управления, условия труда, потенциал
коллектива) факторы.
Антикризисная политика управления персоналом
неплатежеспособного предприятия концентрируется
на разработке главных принципов и приоритетов
кадровой политики, планировании структуры
и штата по назначению, резервам и перемещению,
создании и поддержке информационной
базы о движении кадров, мотивации труда,
формировании программы адаптации к изменениям,
профориентации и переподготовки, методов
оценки соответствия кадровой политики
долгосрочной стратегии фирмы.
Для восстановления платежеспособности
и выхода предприятия на нормальный режим
работы, характерный для рентабельного
и растущего бизнеса, закрепления позиции
предприятия на рынке руководитель должен
располагать командой, способной подходить
к работе творчески, профессионально,
преломить негативную ситуацию за счет
победы конструктивных сил над деструктивными
силами.
Недооценка роли человеческого фактора
в условиях экономического кризиса предприятий
привела к потере высококвалифицированных
кадров, «разбазариванию» стратегически
важного имущества. По мере накопления
капитала и опыта грамотными предпринимателями
кризисные предприятия постепенно переходят
в руки эффективных собственников, которые
формируют молодые управленческие команды,
владеющие современными рыночными инструментами
принятия продуктивных решений. Антикризисные
стратегии «Кадры / Управление» показаны
на рис. 6.3.
^ Стратегия усиления кадрового потенциала
предприятия. Первым действием, касающимся всех отделов,
в особенности отделов маркетинга и сбыта,
бухгалтерии и финансов, является подбор
на вакантные должности специалистов,
отвечающих требованиям времени. Смена
руководства также необходима, если реализуются
неадекватные текущим условиям и долгосрочной
стратегии методы.
Повышение квалификации персонала, устранение
дублирования, налаживание взаимодействия
между подразделениями и цели оздоровления
— главные звенья кадровой политики кризисного
предприятия. Чтобы эффективно двигаться
навстречу поставленной цели, руководитель
должен координировать работу и побуждать
людей ее выполнять.
В большинстве случаев наблюдаемый избыток
персонала на кризисных предприятиях
— одна из причин высоких издержек производства
и непродуктивного управления кадрами.
Мероприятия антикризисной стратегии
усиления кадрового потенциала предприятия
были применены для оздоровления всех
предприятий, рассмотренных в 9.2.
^ Внедрение новых методов управления. Борьба за рынки
вынуждает пересмотреть отношения к роли
стратегического планирования, контроллинга
и мониторинга. Бюджетирование возвращается
на качественно новой основе, совершенствуется
информационная база управления за счет
приобретения готовых баз данных и программных
продуктов, используемых в различных аспектах
деятельности (маркетинг, финансы, производство,
кадры/ управление). Если программные продукты
будут совместимы друг с другом, то появится
возможность трансформации данных из
разных форматов документов и подразделений.
Антикризисная стратегия внедрения новых
методов управления применялась для оздоровления
текстильного, мебельного, фармацевтического
предприятий, а также предприятия, занимающегося
производством строительных материалов
(см. 9.2, рис. П.З — П.6).
-
Рис. 6.3. Антикризисная стратегия «Кадры
/ Управление»
Реорганизация управления предприятием. На кризисных
предприятиях возникает необходимость
адаптации предприятия к потребностям
«профильного бизнеса» и пересмотру целесообразности
сохранения непрофильных процессов. Для
этого разрабатывается новая организационная
структура (введение новых функций, таких
как финансовое планирование и контроль).
Руководители подразделений (центров
ответственности) должны приобрести соответствующие
полномочия и ответственность за работу
своего сектора. Для готовности адаптации
к переменам в экономической обстановке
необходимо внедрение новой культуры
производства, ориентированной на рынок.
Антикризисная стратегия реорганизации
управления предприятием применялась
для оздоровления предприятия, производящего
резино-техническую продукцию (см. 9.2, рис.
П.1).
Информация о работе Теоретические основы управления персоналом в условиях кризиса