Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 17:45, курсовая работа
Основной целью исследования является анализ типологии кризисов в организации на макро- и микроуровнях.
Предметом исследования являются системы классификации кризисных ситуаций в организациях. Объектом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность организации в условиях кризиса.
Введение 3
Глава 1. Общая типология кризисных явлений в экономике 5
1.1. Понятие кризиса в экономической теории и теории антикризисного управления 5
1.2. Типология экономических кризисов 16
Глава 2. Типология кризисов в организации 27
2.1. Теоретические основы систематизации кризисных явлений в организации 27
2.2. Система кризисных явлений в проекции жизненного цикла организации 30
2.3. Типология кризисов с точки зрения управления персоналом организации 36
2.4. Кризисная типология с точки зрения теории катастроф 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45
8. Появление
забастовочных настроений в
9. Рост неисполнительности
среди менеджеров среднего
10. Резкое нарастание
угнетающих действий со
11. Резкое усиление
конфликтности отношений в
12. Генеральный
менеджмент не в силах, а
персонал не желает
13. Предлагаемые
правительством схемы
14. Крупные акционеры,
владеющие в совокупности
15. Неспособность
организации остановить
16. Групповые увольнения руководителей среднего звена.
17. Резкое нарастание
конфликтов между
18. Нехватка
оборотных средств для
19. Массовые нежелания работников мириться с задолженностью по зарплате.
Эти и другие симптомы в совокупности или отдельно могут сигнализировать о приближении организации к катастрофе и, естественно, требуют от менеджмента срочной разработки и осуществления предупредительных мероприятий.
В моделировании
экономических процессов в
Теория катастроф различает четыре основных типа кризиса убыточных фирм: сбыта, издержек, финансового, менеджмента27. При кризисе сбыта предприятие не может продавать свою продукцию в объемах, необходимых для достижения уровня безубыточного производства. Причиной кризиса сбыта может быть неконкурентоспособность продукции, плохой маркетинг и отсутствие платежеспособного спроса.
При кризисе издержек себестоимость производства продукции на предприятии выше среднерыночной, что вынуждает предприятие либо продавать продукцию по завышенным ценам, что ведет, в свою очередь, к кризису сбыта, либо торговать себе в убыток, что неизбежно ведет к банкротству. Причиной кризиса издержек является завышенная энерго- и материалоемкость продукции, несовершенство технологических процессов, низкая производительность труда, ошибки в управлении и т. д.
При финансовом кризисе у предприятия отсутствуют денежные средства на возобновление производства, уплату налогов, выплату заработной платы, оплату электроэнергии, коммунальных услуг и т. д.
При кризисе
менеджмента предприятие
На практике, как правило, предприятие сталкивается одновременно со всеми четырьмя типами кризиса28. Задачей антикризисного менеджера является проведение анализа особенностей развития кризиса на конкретном предприятии и выработка наиболее рациональной стратегии выхода из него.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.
Типология причин кризиса показывает, что они могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной инвестиционной политикой. Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.
Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными). Предсказуемые кризисы наступают как этап развития, они могут прогнозироваться и вызываются объективными причинами накопления факторов возникновения кризиса - потребности реструктуризации производства, изменение структуры интересов под воздействием научно-технического прогресса. Неожиданные кризисы часто бывают результатом или грубых ошибок в управлении, или каких-либо природных явлений, или экономической зависимости, способствующей расширению и распространению локальных кризисов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис (конечно, в том случае, если известна и изучена природа кризиса и его характер). Он может возникать периодически и имеет известные фазы своего наступления и протекания. Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.
Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания.
Интернет ресурсы
1 Антикризисное управление предприятиями
и банками: Учеб.-практ.пособие.-М.:Дело,
2 Антикризисное управление / Под ред, Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2006.
3 Антикризисное управление. Модульная программа для менеджеров. Модуль 11/ Под ред. В.И.Кошкина, Л.П. Белых, С.Г. Беляева. М.: Инфра – М, 2005.
4 Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: уч.-практ. Пособие / Отв.ред. Г.А.Александров – М.: Издательство БЕК, 2009.
5 Теория и практика антикризисного управления. Учебник / Под. ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. - М.: ЮНИТИ, 2006.
6 Виссема Х. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация: М.: Издательство Финпресс, 2007.
7 Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. - М.: Изд-во Эксмо, 2007.
8 Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2008.
9 Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации. – М: Книгописная палата, 2002.
10 Антикризисное управление в муниципальных образованиях: Учебно-методическое пособие. М.: РИЦ "Муниципальная власть", 2007.
11 Антикризисное управление: учебник / Р.А.Попов – М.: Высш.шк., 2003.
12 Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. -СПб.:, 2008.
13 Телюкина М. В. Конкурсное право. Теория и практика несостоятельности (банкротства). М.: Дело, 2002.
14 Антикризисное управление: Учебное пособие для технических вузов/Под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. - М.:ПРИОР, 2004.
15 Антикризисный менеджмент / Под. ред. проф. А.Г. Грязновой - М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. - Издательство ЭКМОС, 2004.
16 Антикризисное управление. Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., - М.: ИНФРА-М, 2002.
17 В.А.Богомолов, А.В.Богомолова. Антикризисное регулирование экономики. Теория и практика. Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
18 Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Г.З. Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др.; под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2004.
19 Попов Р.А. Антикризисное управление. - М.: Высшая школа, 2003.
20 Александров Г.А. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. - М.: Бек, 2004.
21 Виханский О. С. Стратегическое управление. 2-е изд. М.: Гардарика, 2004.
22 Дондуков А.Н., Юн Г.Б., Рябцева Н.Б. Антикризисное управление и реструктуризация предприятий в Российской Федерации. М.: Российская гильдия профессиональных антикризисных управляющих, 2007.
23 Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Градов А.П., Кузин Б.И., Федотов А.В. и др.: Под ред. А.П. Градова. - СПб.: Специальная литература, 2007.
24 Стратегия и тактика антикризисного управления / Под ред. А.П. Градова, Б.И. Кузина, С.-Петербург, 2008.
25 Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия. - М.: ЮНИТИ, 2003.
26 Коротков Э.М. Концепция Менеджмента. М.: ДеКА, 2003.
27 Черникова Ю.В., Юн Б.Г., Григорьев В.В. Финансовое оздоровление предприятий: теория и практика: Учеб.-практич. пособие. – М.: Дело, 2005.
28 Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика. - М.: Дело, 2003.