Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:33, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении зарубежного опыта антикризисного управления для рассмотрения возможности его применения к отечественным предприятиям. Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие «кризис» и его роль и место в социально-экономических системах;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт применения методов стратегического и оперативного планирования, теории управления по применению различных методов стратегического и оперативного планирования, контроля функционирования предприятий в условиях внешнего и внутреннего кризиса;
Введение………………………………………………………………………..….3
1 Кризисы в социально-экономических системах……………………..………5
1.1 Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения………………………………………………………….…………5
1.2 Типология кризисов, признаки и распознавание………………………….10
1.3 Понятие антикризисного управления………………………………………17
2 Зарубежный опыт антикризисного управления……………………..……..21
2.1 Современная система банкротства в зарубежных странах……………….21
2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления……………………….…27
Заключение……………………………………………..………………………..37
Список используемой литературы……………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Кризисы в социально-
1.1 Понятие кризиса в социально-
1.2 Типология кризисов, признаки и распознавание………………………….10
1.3 Понятие антикризисного
2 Зарубежный опыт
2.1 Современная система
банкротства в зарубежных
2.2 Зарубежный опыт
Заключение……………………………………………..…
Список используемой литературы……………………………………………..
Введение
Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятельность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.
История социально-экономического развития многих, в том числе крупнейших, стран мира свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в довольно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний. Опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные правящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики.
Причиной банкротства
Цель антикризисного управления -
возобновление
Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия из кризисного состояния, в котором они находятся или могут попасть.
Общим проблемам управления посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как Акоффа Р., Ансоффа И., Балабанова И., Друкера П., Ильенковой С., Уткина Э. и многих других.
Цель работы состоит в изучении зарубежного опыта антикризисного управления для рассмотрения возможности его применения к отечественным предприятиям. Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие
«кризис» и его роль и место
в социально-экономических
- обобщить отечественный и зарубежный опыт применения методов стратегического и оперативного планирования, теории управления по применению различных методов стратегического и оперативного планирования, контроля функционирования предприятий в условиях внешнего и внутреннего кризиса;
В работе использованы материалы экономической и статистической литературы, тематических материалов периодических изданий.
1 Кризисы в социально-экономических системах
1.1 Понятие кризиса
в социально-экономическом
В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Существует точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом. В прошлом имелись даже такие теоретические положения, что при социализме не существуют кризисы — есть только «трудности роста». Многие годы в нашей стране само понятие кризиса являлось скорее идеологическим понятием, нежели реальным фактором разработки экономической политики развития производства. Некоторые полагают, что понятие кризиса относится лишь к процессам макроэкономического развития, а в масштабах фирмы или предприятия существуют только менее или более острые проблемы, вызванные ошибками или непрофессионализмом управления. Эти проблемы якобы не свидетельствуют о кризисе развития, они не вызваны объективными тенденциями, хотя и обусловлены некоторыми внешними причинами.
Такие представления могут иметь весьма негативные последствия: если с этих позиций рассматривать управление фирмой, то при разработке, например, стратегии ее развития нет необходимости предвидеть и учитывать возможность кризиса. Насколько реальной при этом будет стратегия, если в действительности кризисы закономерны? Понятие кризиса теснейшим образом связано и с понятием риска, которое в той или иной мере влияет и на методологию разработки любого управленческого решения. Исключите из управления предположение и ожидание кризиса — и пропадет острота восприятия риска и станут неожиданными (и от этого еще более тяжелыми) не только кризисные ситуации, но и вполне обычные ошибки. Можно взглянуть на проблему кризиса и в ином ракурсе.
Социально-экономическая
Рисунок 1 - Возникновение опасности кризиса в социально-экономической системе (организации)
Например, функционирование социально-экономической
системы характеризует
Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно являются разрушительными, но их возникновение обусловлено не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы.
Кризисы отражают не только противоречия функционирования и развития - они могут возникать и в самих процессах функционирования. Это, например, противоречия между уровнем техники и квалификацией персонала, точными технологиями и условиями ее использования (помещение, климатическая среда, технологическая культура и пр.).
Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. Причины кризиса могут быть объективными, связанными с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации; субъективными, отражающими ошибки в управлении; природными, обусловленными особенностями климата и др. (рис. 2).
Рисунок 2 - Причины кризисов
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Например, для фирмы внешние причины кризиса могут быть связаны с тенденциями и стратегиями макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политическими ситуациями в стране, а внутренние причины — с рискованными стратегиями маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
Если понимать кризис таким образом, то можно констатировать, что опасность кризиса существует всегда, что его необходимо предвидеть и прогнозировать. В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и последствия — возможно, обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса, может быть, даже еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисных ситуаций на довольно продолжительное время. Это может объясняться и определенными политическими причинами. Вообще последствия кризисов теснейшим образом связаны с двумя факторами: его причинами и возможностью управления процессами кризисного развития.
Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и характером антикризисного управления, которое может или смягчать, или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности (рис. 3).
Рисунок 3 - Возможные последствия кризисов
Во многих случаях спасает энтузиазм. Но он не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программы антикризисного управления не следует. При этом надо понимать, что энтузиазм бывает различным по своим истокам, национальным особенностям, традициям культуры и т.д.
1.2 Типология кризисов, признаки и распознавание
Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по самой своей сути. Можно сделать разветвленную классификацию кризисов, которая необходима и предназначена для дифференциации средств и способов управления ими. Если есть понятие и понимание характера кризиса, тогда больше возможность снижения его остроты, сокращения времени и обеспечения безболезненности протекания (рис. 4).
Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - только часть ее. Это разделение по масштабам проявления, конечно, носит условный характер. В конкретном анализе кризисных ситуаций необходимо учитывать границы социально-экономической системы, ее структуру и среду функционирования.
В зависимости от проблематики кризиса можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики; микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.
Особенностью кризиса является то, что он, даже будучи локальным или микрокризисом, как цепная реакция может распространяться на всю систему или всю проблематику развития, потому что в системе существует органическое взаимодействие всех элементов и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает в том случае, когда отсутствуют управление кризисными ситуациями, меры локализации кризиса и снижения его остроты или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация развития кризиса (возможно и такое).
Рисунок 4 - Типология кризисов
В зависимости от структуры отношений
в социально-экономической
Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. В группе экономических кризисов можно отдельно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовые возможности фирмы.
Информация о работе Зарубежный опыт антикризисного управления