Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:33, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении зарубежного опыта антикризисного управления для рассмотрения возможности его применения к отечественным предприятиям. Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- рассмотреть понятие «кризис» и его роль и место в социально-экономических системах;
- обобщить отечественный и зарубежный опыт применения методов стратегического и оперативного планирования, теории управления по применению различных методов стратегического и оперативного планирования, контроля функционирования предприятий в условиях внешнего и внутреннего кризиса;
Введение………………………………………………………………………..….3
1 Кризисы в социально-экономических системах……………………..………5
1.1 Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения………………………………………………………….…………5
1.2 Типология кризисов, признаки и распознавание………………………….10
1.3 Понятие антикризисного управления………………………………………17
2 Зарубежный опыт антикризисного управления……………………..……..21
2.1 Современная система банкротства в зарубежных странах……………….21
2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления……………………….…27
Заключение……………………………………………..………………………..37
Список используемой литературы……………………
2 Зарубежный опыт антикризисного управления
2.1 Современная система банкротства в зарубежных странах
Как показывает практика большинства зарубежных стран, одним из ключевых элементов современной системы банкротства является наличие специального правительственного учреждения. Оно способно контролировать действия соответствующего законодательства и представлять рекомендации относительно действий правительства в данной области. Как правило, компетенция и функции государственных органов по банкротству установлены законом, но во многих странах они имеют свои специфические особенности. Так, госорганы стран Европейского Союза обладают полномочиями подавать в Суд ЕС запросы относительно постановлений Суда о толковании положений Европейской Конвенции по банкротству.
В Великобритании эту роль выполняет Служба несостоятельности, входящая в систему Министерства торговли и промышленности и насчитывающая 1800 постоянных сотрудников. Функции этой Служба таковы:
- лицензирование специалистов по банкротству, контроль за процессом выдачи этих лицензий и за деятельностью арбитражных и конкурсных управляющих;
- осуществление функций конкурсного управляющего в случае нехватки активов подвергаемого процедуре банкротства предприятия для оплаты конкурсного управляющего из числа независимых профессионалов;
- выявление вероятных причин банкротства должника и понесения им убытков;
- выявление причин незаявления о банкротстве директорами должника, как только стало ясно, что спасение бизнеса невозможно;
- проверка документации любой компании в случае поступления жалоб от клиентов, партнеров или общественности;
- предписание неблагополучным компаниям пройти аудиторскую проверку и назначение определенных аудиторов за счет компании;
- добиваться ликвидации любой компании в случае, если Служба несостоятельности пришла к выводу, что это соответствует интересам общества (на такие случаи приходится примерно 1% всех банкротств в Великобритании — несколько сотен случаев в год);
- возбуждать в судах дела о судебном преследовании должников.
Многолетний богатый опыт государственного регулирования банкротств существует в Соединенных Штатах Америки. С 1934 года роль государственного органа по несостоятельности стала выполнять Комиссия по биржам и ценным бумагам (КБЦБ) Правительства США. В реформированном в 1978 году американском Законе о банкротстве у КБЦБ есть три функции:
- выступать в суде и быть заслушанной по любому вопросу дела о банкротстве, в частности, по поводу назначения конкурсного управляющего, назначения комиссий кредиторов и акционеров, уровня оплаты конкурсных управляющих, использования, продажи и аренды собственности;
- контролировать и обеспечивать адекватность заявления предприятия-должника о своем финансовом состоянии и наличии активов;
- возражать против утверждения судом плана реорганизации по мотивам злоупотреблений со стороны должника.
В ряде случаев КБЦБ вмешивалась в условия продажи действующих неплатежеспособных предприятий, настаивая и добиваясь других условий продажи. В 1983 году в дополнение к КБЦБ в США появились Государственные Федеральные Конкурсные Управляющие. Их задача, среди прочего, состоит в контроле деятельности и оплаты независимых конкурсных управляющих, а также в предотвращении мошенничества, нечестности и нарушения законности при осуществлении процедур банкротства.
Государственный орган по банкротству Швеции находится в единой системе с налоговой службой и органами судебного исполнения и состоит в совместной компетенции Министерства финансов и Министерства юстиции. Этот орган, имеющий отделения во всех провинциях страны, контролирует и регулирует осуществление процедур несостоятельности.
Сравнительный анализ функций и полномочий Государственных органов по банкротству некоторых стран приведен в таблице.
Функции и полномочия Государственных органов по банкротству
Наименование функций и полномочий Государственного органа по делам о банкротстве |
Велико- британия |
США |
Швеция |
Россия |
1. Государственный орган по банкротству и государственная политика в этой сфере | ||||
Государственный контроль исполнения законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
Разработка законодательства
по банкротству и право |
+ |
+ |
||
Разработка рекомендаций правительству страны относительно государственной политики в сфере несостоятельности |
+ |
+ |
+ |
|
Предоставление разъяснений по вопросам применения законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ | |
Анализ и предоставление правительству статистической информации по делам о несостоятельности |
+ |
+ |
||
Сбор и анализ результатов
осуществления конкретных решений
по делам о банкротстве и |
+ |
+ |
+ |
|
Консультирование |
+ |
+ |
+ |
|
2. Государственный орган по банкротству и несостоятельные предприятия | ||||
Получение любой информации о неблагополучных в финансовом отношении предприятиях, в том числе с правом свободного входа на такие предприятия |
+ |
+ | ||
Предъявление обязательных для исполнения требований о проведении аудиторской проверки должника, а также о проведении оценки стоимости активов |
+ |
+ |
+ | |
Ведение реестра юридических
лиц, подлежащих учету в соответствии
с законодательством о |
+ |
+ |
+ |
+ |
Предупреждение неправомерных действий при банкротстве, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства |
+ |
+ |
+ |
+ |
Выявление неправомерных действий управляющих (менеджеров) любых действующих предприятий |
+ |
+ |
+ |
|
Предъявление менеджеру должника требований об устранении нарушений законодательства о банкротстве |
+ |
+ |
+ |
+ |
Направление в суд ходатайства о дисквалификации менеджера должника |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. Государственный орган по банкротству и процедуры несостоятельности | ||||
Обращение в суд с заявлением о признании должника несостоятельным (банкротом) в случаях, предусмотренных законом |
+ |
+ |
+ | |
Экспертиза дел о банкротстве (несостоятельности) |
+ |
+ |
+ |
+ |
Обеспечение реализации
процедуры банкротства |
+ |
+ |
+ | |
Защита интересов больших групп мелких кредиторов при осуществлении процедур банкротства |
+ |
+ |
+ |
|
Обеспечение выплат задолженности по зарплате и выходным пособиям сотрудника в случае несостоятельности и нехватки конкурсной массы |
+ |
|||
4. Государственный орган по банкротству и специалисты по несостоятельности | ||||
Организация системы подготовки специалистов по банкротству |
+ |
+ | ||
Утверждение требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере антикризисного управления |
+ |
+ |
+ |
+ |
Организация контроля деятельности арбитражных и конкурсных управляющих |
+ |
+ |
+ |
|
Лицензирование деятельности специалистов по банкротству в качестве арбитражных управляющих |
+ |
+ |
+ | |
Контроль соблюдения профессиональных и этических стандартов деятельности специалистов по банкротству |
+ |
+ |
+ |
|
Разработка и контроль соблюдения шкалы и правил вознаграждения арбитражных и конкурсных управляющих |
+ |
+ |
+ |
В Австралии государственным органом по банкротству является государственная Комиссия по корпоративным делам, которая имеет полномочия:
- анализировать финансовое
- обеспечивать, адекватность информации о должнике,
- делать заключения о мере
ответственности директоров
- дисквалифицировать виновных
директоров самостоятельно, либо
ходатайствовать о такой
В зарубежных странах достаточно широко применяются и внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе как должников, так и кредиторов. В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебные процедуры реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия — достаточно мягкие, добровольные формы. Так в Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования.
В целом, добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредиторами используется повсеместно, хотя оно только поощряется, но ни в коем случае не навязывается. Использование процедуры добровольного признания несостоятельности типично для стран с общим (прецедентным) правом (Великобритания и др.). В этих странах около 60% признаний предприятий несостоятельными (банкротами) происходит по процедуре добровольного решения кредиторов о ликвидации компании должника в соответствии с уставом компании.
Английский закон содержит множество различных процедур признания несостоятельности должника, в том числе широко используемые внесудебные процедуры, когда кредиторы ликвидируют компанию по своей воле. В Великобритании ликвидация предприятия по решению кредиторов осуществляется в случае, если за это проголосовало большинство акционеров (не менее 75%), и после этого было вынесено решение суда. Однако любой кредитор имеет право подать прошение в суд и добиться принудительной ликвидации предприятия-должника. Это часто случается тогда, когда кредиторы имеют основания подозревать, что проверка деятельности должника проведена недобросовестно. По своей структуре внесудебное признание несостоятельности и принудительная ликвидация по суду идентичны и в равной мере обеспечивают права кредиторов.
В этой же стране некоторые функции
органа по банкротству в части
осуществления внесудебных
Законодательством Канады предусмотрено наличие превентивных реорганизационных мер, применяемых к должнику с целью недопущения его банкротства, причем проведение таких мероприятий может прямо указываться в договоре, из которого вытекают обязательства должника (судебные же процедуры возникают только с момента появления предмета спора по реализации указанных процедур).
По мнению ведущих западных специалистов,
при существующем положении вещей
в странах с переходной экономикой
(к которым относится и Россия)
2.2 Зарубежный опыт антикризисного управления
Информация о работе Зарубежный опыт антикризисного управления