Аффилированные лица: учет и отражение в бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:38, контрольная работа

Описание работы

Одной из задач любой проверки является выявление финансово невыгодных сделок, наносящих ущерб государству и предприятиям. Экономия, основанная на обходе налогового и валютного законодательств, составляет дополнительный доход. Для его успешного раздела участники сделки должны иметь тесные имущественные связи и общие интересы. Для выявления таких цепочек в антимонопольном законодательстве многих стран, включая Россию, введено понятие связанных (аффилированных) лиц, способных оказывать влияние на деятельность коммерческих организаций и их руководителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ
«АФФИЛИРОВАННОЕ ЛИЦО» 4
Понятие «аффилированные лица» 4
1.2 Понятие аффилированного лица в законодательстве РФ 5
ГЛАВА 2. АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА: УЧЕТ И ОТРАЖЕНИЕ
В ОТЧЕТНОСТИ 14
2.1 Отражение информации об аффилированных лицах в
бухгалтерской отчетности 14
2.2 Проблемы получения информации об аффилированности 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Файлы: 1 файл

бух2.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Среди аффилированных лиц  физического лица, осуществляющего  предпринимательскую деятельность, законодатель выделяет следующие две группы:

- лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

- юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Получается, законом поставлены фактические условия, при которых  между двумя и более лицами возникает состояние аффилированности (участие в капитале, наличие трудовых и договорных отношений, членство в органах управления юридического лица, родственные связи), то есть они могут носить имущественный, договорный, организационно-управленческий, семейно-правовой и даже смешанный характер. 

В то же время существуют нормативно-правовые акты, закрепляющие понятия, по своей  природе отвечающие законодательно установленным признакам аффилированности, но имеющие свои наименования. Например, в статье 12 федерального закона «Об аудиторской деятельности» закреплен институт независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, по своей природе родственный институту аффилированных лиц. Указанный федеральный закон также устанавливает группы физических и юридических лиц (аудиторских компаний и индивидуальных аудиторов), которые не могут осуществлять аудит в отношении определенных субъектов. Когда:

- аудиторы являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- аудиторы состоят с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

- аудиторские организации, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- аудиторские организации, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- аудиторские организации в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

- аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, оказывающие в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.

Как мы видим из данных законодательных ограничений, речь идет о лицах, которым присущи  признаки аффилированности  (участие  в капитале, наличие трудовых и  договорных отношений, членство в органах  управления юридического лица,  родственные  связи), но присутствует предметная специфика.

Допустим, в налоговом  законодательстве для целей налогообложение  используется понятие «взаимозависимые лица», которое по своим признакам  идентично понятию «аффилированные  лица». В статье 20 Налогового кодекса  закреплено, что взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

- одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

- одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

- лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

Кроме того, в части 2 рассматриваемой  статьи установлено право суда на признание лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Получается, что при  многоаспектности данного явления  не существует единой методики отнесения  того или иного лица к категории  аффилированных, нет четкого определения формы влияния аффилированных лиц на зависимых субъектов. Поэтому необходимо выработать единый подход, унифицировать законодательное определение понятие «аффилированные лица» для возможности применения последнего при квалификации отношений в разных сферах общественной деятельности. Причем такая работа уже ведется законодателем, в связи с чем разработан проект федерального закона «Об аффилированных лицах», который направлен на «установление обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по учету и предоставлению информации о своих аффилированных лицах, требования к сделкам с аффилированными лицами или с их участием, определяет права участников (учредителей) юридических лиц на получение информации об аффилированных лицах юридических лиц, участниками (учредителями) которых они являются». Представленный законопроект более полно определяет понятие аффилированных лиц с учетом накопленного опыта его применения, устанавливает требования по учету аффилированных лиц, раскрытию информации об аффилированных лицах, а также ответственность за нарушение указанных требований.

Понятие аффилированного  лица, закрепленное в данном законопроекте, раскрыто шире, чем аналогичное понятие, вытекающее из действующего законодательства. Так, под аффилированными лицами понимаются физические и (или) юридические лица, находящиеся в определенной взаимосвязи с иным лицом. Подобная зависимость присуща широкому кругу лиц, включая физических лиц с различным статусом (члены органов управления, члены советов директоров, должностные лица, доверительные управляющие, представители и некоторые другие категории), юридических лиц различной организационно-правовой формы (впервые включены некоммерческие предприятия) и их дочерних лиц, объединение юридических лиц. Кроме того, законопроект устанавливает требование по предоставлению информации об аффилированных лицах, а также обязательные требования к сделкам с аффилированными лицами.

По нашему мнению, первые шаги сделаны в правильном направлении, но необходимо дальнейшее развитие и реализация подобных идей. Возможно, потребуются более детальные характеристики аффилированных лиц, расширение понятийно-категориального аппарата, закрепление адекватных мер. Тем более, как предполагает сам законодатель, указанный законопроект не решает одну из основных проблем аффилированности – обеспечение защиты интересов инвесторов (участников юридического лица) от недобросовестной деятельности лиц, имеющих доминирующее положение. Возможно, данный пробел мог быть восполнен посредством норм, регулирующих сделки с участием аффилированных лиц. В статье 1 проекта указано, что «настоящий Федеральный закон определяет требования к сделкам с аффилированными лицами», но в статье 4, названной «Требования к сделкам с аффилированными лицами», имеется лишь отсылка к иным нормативным правовым актам, которыми «могут быть запрещены или ограничены такие сделки, а также определен порядок их совершения». При этом следует учесть, что такие ограничения могут устанавливаться только Федеральным законом. Открытым остается и вопрос о порядке признания лица аффилированным. В частности, следует законодательно установить возможность признания лица аффилированным как в судебном, так и в административном порядке, что требует включение с законопроект дополнительных правовых норм. Некоторые авторы также предлагают законодательно закрепить перечень аффилированных лиц, содержащий как лиц, которые относятся к числу таковых в силу закона, так и лиц, аффилированность которых не презюмируется и зависит от фактического соответствия конкретного лица критериям аффилированности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА: УЧЕТ И ОТРАЖЕНИЕ В ОТЧЕТНОСТИ

 

2.1 Отражение информации  об аффилированных лицах в  бухгалтерской отчетности 

 

Третьей формой раскрытия  информации об аффилированных лицах  юридического лица, в том числе и акционерного общества, является бухгалтерская отчетность. Положение по бухгалтерскому учету <Информация об аффилированных лицах> ПБУ 11/2000 (утверждено Приказом Минфина России № 5н от 13 января 2000 г.)4 устанавливает порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности. К информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности относятся данные об операциях между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и аффилированным лицом.

В бухгалтерской отчетности такой организации раскрывается информация об аффилированных лицах в случаях, когда:

Контролируется или  оказывается значительное влияние  на эту организацию другой организацией или физическим лицом (т.е. имеет  возможность участвовать в принятии решений другой организацией, но не контролирует ее).

Данная организация  контролирует или оказывает значительное влияние на другую организацию.

Организация или физическое лицо контролирует другую организацию, когда такая организация или  физическое лицо имеет право:

распоряжаться (непосредственно  или через свои дочерние общества) более чем 50% голосующих акций акционерного общества или более чем 50% уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью;

распоряжаться (непосредственно или через свои дочерние общества) более чем 20% голосующих акций акционерного общества или более чем 20% уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью и имеет возможность определять решения, принимаемые в этих обществах.

Если в отчетном периоде  такая организация проводила  операции с аффили-

рованными лицами, то в  бухгалтерской отчетности по каждому  аффилированному лицу раскрывается как минимум следующая информация:

- характер отношений с ним (контроль или оказание значительного влияния);

виды операций с ним;

- объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);

- стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;

- использованные методы определения цен по каждому виду операций с ним.

    Информация  об аффилированных лицах, предусмотренная  данным положением, включается в  пояснительную записку, входящую  в состав бухгалтерской отчетности, в виде отдельного раздела.

    Таким образом,  для любого акционерного общества, владеющего крупным пакетом голосующих акций в других акционерных обществах (дочерних, зависимых), этот вопрос становится очень актуальным. Нет необходимости объяснять тот факт, что на настоящий момент практически за любое нарушение со стороны лица, действующего в той или иной форме на этом рынке, ФКЦБ России применяет достаточно серьезные санкции финансового характера, руководствуясь в основном федеральным законом № 46-ФЗ от 5 марта 1999 г. <О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг>.

    Ответственность за нарушение порядка предоставления отчетности об аффилированных лицах, установленного ФКЦБ России, предусмотрена двумя нормативными актами. Первый из них - это уже упоминавшийся закон РСФСР <О конкуренции...>. Данный закон в ст. 23 (абз. 7) устанавливает ответственность в форме штрафа в размере до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда за <нарушение установленного порядка предоставления сведений о своих аффилированных лицах>. В то же время эта норма ограничивает круг субъектов, подлежащих наказанию вследствие своего нарушения.

    Указанное  положение применяется антимонопольными  органами лишь в случае, если  это нарушение произошло при  предоставлении информации на  основании ходатайств и уведомлений,  оформляемых на основании закона  РСФСР <О конкуренции...> (ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию коммерческих и некоммерческих организаций; ходатайство о даче согласия на приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей) и т.п.). Таким образом, если лицо осуществляет, например, приобретение 20 или более процентов голосующих акций третьего акционерного общества, указанное положение, естественно, касается его в первую очередь.

    На профессиональных  участников рынка ценных бумаг,  местонахождением которых является  г. Москва, распространяется закон  г. Москвы № 17 от 11 июня 1997 г. <Об  административной ответственности  за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг>7, который указывает, что <уклонение от предоставления или несвоевременное предоставление участником рынка ценных бумаг в ФКЦБ России и МРО ФКЦБ России... отчетных документов... и иной информации, предоставление которой в ФКЦБ России предусмотрено законодательством РФ и нормативными актами ФКЦБ России (как в нашем случае - К. П.), влечет наложение на организацию штрафа в размере до 200 установленных федеральным законодательством минимальных размеров оплаты труда за каждый день просрочки.

Информация о работе Аффилированные лица: учет и отражение в бухгалтерской отчетности