Анализ банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 00:09, контрольная работа

Описание работы

Действующий закон о ликвидации 2002 года ввел новую реорганизационную процедуру – финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранять учредителям (участникам)должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве. Помимо это была установлена возможность осуществлению мер по предупреждению банкротства – восстановительные процедуры.

Содержание работы

1 Способы и участники оказания финансовой помощи должнику с целью предотвращения банкротства……………………………………....3
2 Основные направления финансового оздоровления организации-должника…………………………………………………………………….5
3 Порядок удовлетворения требований кредиторов первой очереди при банкротстве организации…………………………………………………13
4 Практическое задание…………………………………………………..15
Список использованных источников ………

Файлы: 1 файл

учет и банкротство.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

1 Способы и участники оказания финансовой помощи должнику с целью предотвращения банкротства……………………………………....3

2 Основные направления финансового оздоровления организации-должника…………………………………………………………………….5

3 Порядок удовлетворения требований кредиторов первой очереди при банкротстве организации…………………………………………………13

4 Практическое задание…………………………………………………..15

Список использованных источников ……………………………………23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Способы и участников оказания финансовой помощи должнику с целью предотвращения банкротства

Процедура несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Действующий закон о ликвидации  2002 года ввел новую реорганизационную процедуру – финансовое оздоровление, которое позволяет при определенных условиях сохранять учредителям (участникам)должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве. Помимо это была установлена возможность осуществлению мер по предупреждению банкротства – восстановительные процедуры.

Мероприятие по предупреждению несостоятельности участника имущественного оборота не представляют собой самостоятельной  процедуры банкротства, но их своевременное  применение может оказать существенное влияние на изменение финансового положение должника.

Восстановительные процедуры  подразделяются на 2 вида – досудебную санкцию и судебную санкцию (финансовое оздоровление и внешнее управление. Меры по предупреждению банкротства стоит применять до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с должником. Но финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.

К мерам  по предупреждению банкротства следует отнести  в первую очередь оказание финансовой помои должнику (как на возмездной так и на безвозмездной основе) предоставление инвестиций под гарантии (залог ,поручительство)учредителя (учредителей) должника, собственников имущества унитарного предприятия, организационные меры по укреплению управления неплатежеспособных должников и др.

Характер мероприятий  досудебной и судебной санации (внешнего управление) существенно различаются

Процедуры несостоятельности (банкротства) – предусмотренная законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Восстановительные процедуры  – направлены на предотвращение банкротства. Инициатива исходит от кредиторов, иного лица по соглашению с должником. Два вида: досудебная санация – оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника (до возбуждения дела о банкротстве); судебная санация (финансовое оздоровление и внешнее управление) – восстановительные мероприятия в рамках уже возбужденного дела о банкротстве.

Досудебная санация  — эта мера по восстановлению платежеспособности должника, принимаемая собственником  имущества должника — унитарного предприятия, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Существуют множество  способов восстановить платежеспособность унитарного предприятия:

В течение 10 дней после  вынесения определения о введении наблюдения руководитель обязан обратиться к участниками юридического лицах в целях проведения общего собрания учредителей унитарного предприятия. Цель такого собрания является обращение учредителей к первому собранию кредиторов, в котором учредители просят ввести в отношении должника процедуру финансового оздоровления с помощью дополнительной эмиссии ценных бумаг.

Также возможно увеличение уставного капитала путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов учредителей унитарного предприятия. Срок таких размещений не превышает 3 месяцев при этом акционеры должника имеют право преимущественной покупки акций.

Другим способом восстановления платежеспособности является замещение  активов должника. Замещение происходит с помощью создания на базе должника одного или нескольких ОАО. В это ОАО вносится все имущество (а также имущественные права). А после, акции ново созданного ОАО продаются на открытых торгах, и денежные средства идут на погашение задолженности должника.

 

  1. Основные направления финансового оздоровления организации-должника

Финансовое оздоровление, согласно ст. 2 ФЗ №127 – судебная восстановительная необязательная процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Эта процедура введена ФЗ №127 от 26.10.2002г «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве 2002 г.) и имеет «продолжниковую» направленность. Сущность процедуры – предоставление должнику возможности без смены руководящего аппарата, но под надзором кредиторов и арбитражного управляющего, в течение двух лет своими силами или с привлечением внешних средств расплатиться с кредиторами. Фактически должнику предоставляется отсрочка удовлетворения требований кредиторов. Должник продолжает функционировать и осуществлять свою обычную деятельность, предусмотренную учредительными документами.

Финансовое оздоровление — в Российской Федерации одна из процедур процесса банкротства, которая применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с утверждённым графиком.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании  соответствующего решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утверждённый судом график погашения задолженности.

Первичное финансовое оздоровление

Для первичного финансового  оздоровления предприятий необходимо провести реструктуризацию их задолженности. Данная процедура должна включать: во-первых, аннулирование задолженности предприятий по уплате штрафных санкций за несвоевременное перечисление средств в бюджет и во внебюджетные фонды - получить эти суммы с предприятий практически нереально; во-вторых, реструктуризацию суммы прямого долга, которую можно осуществить различными методами.

Рассмотрим, в частности, один из них. На определенный момент времени  вся сумма задолженности предприятий  по налоговым платежам и платежам во внебюджетные фонды переводится  на специальные счета. Дальнейшую реструктуризацию задолженности можно провести в следующих формах:

- заключение с предприятием договора о поставках продукции в счет его задолженности бюджету. В данном случае продукция может быть использована на государственные нужды, для поставок государственным и государственно-частным лизинговым компаниям и промышленным предприятиям или для выполнения межгосударственных соглашений;

- оформление задолженности в виде государственного кредита с минимальной процентной ставкой;

- проведение в рамках выделенной задолженности процедуры взаимозачета долгов с другими хозяйствующими субъектами и с государством.

Государственные органы должны подходить индивидуально  к каждому из своих должников, определяя формы эффективного взаимодействия. Эта работа потребует нескольких месяцев и должна вестись как  на федеральном (примерно 200 наиболее крупных и важных для экономики страны предприятий-должников), так и на региональном уровне.

Перечисленные мероприятия  по первичному финансовому оздоровлению предприятий не могут решить всех вопросов перехода к экономическому росту. Это обусловлено целым рядом причин более общего характера. Первая из них связана с недостатками проведенной приватизации, в результате которой на большинстве предприятий так и не появились эффективные собственники. Выход из кризиса в данной сфере лежит в области организационной и институциональной реструктуризации предприятий.

Второй причиной является низкая эффективность отечественной  промышленности, неумение многих предприятий  производить и сбывать свои товары при устраивающем покупателей соотношении "качество/цена", чрезмерно медленная внутренняя перестройка деятельности предприятий.

Совершенствование механизма  обеспечения интересов собственников  и устранение бесконтрольности менеджеров

Проведение первого  этапа работ по "расчистке" задолженности предприятий позволит выявить картину их действительной дееспособности и перспективности. Соответствующими критериями можно считать следующие:

- готовность владельцев и менеджеров осуществить реальные шаги по реструктуризации;

- наличие шансов на восстановление или достижение конкурентоспособности;

- возможность участия в "кластерах развития", то есть в группах предприятий, работающих совместно в целях создания конкурентоспособной продукции. Именно такие кластеры формируются сегодня, например, в оборонной промышленности, и данная модель ("группового спасения") представляется нам чрезвычайно перспективной для российской промышленности в целом.

Предприятия-должники, не отвечающие ни одному из указанных  требований, должны подпадать под  процедуру банкротства. В том  случае, если для подобного предприятия не находится эффективного собственника, способного осуществить его санацию при сохранении прежнего профиля или путем полного перепрофилирования, оно ликвидируется. Если предприятие является перспективным, то оно совместно с государством ищет пути выхода из кризисной ситуации.

Одним из возможных и  в некоторых случаях необходимых  шагов для нормализации ситуации может и должна стать реструктуризация собственности. Речь идет об организации дополнительной эмиссии акций или иных ценных бумаг предприятия и об использовании вырученных от их продажи средств или самих ценных бумаг для погашения задолженности перед бюджетом или внебюджетными фондами. Реально это означает увеличение доли федеральной или муниципальной собственности в капитале предприятий. Реструктуризация собственности необходима потому, что сегодня, спустя достаточно длительное время после завершения ваучерной приватизации, можно констатировать: она не решила ни одной из продекларированных задач - ни создания класса частных собственников с соответствующим изменением общественной психологии, ни обеспечения возможностей привлечения предприятиями финансовых ресурсов на рынке ценных бумаг для формирования нового физического капитала (за редкими исключениями), ни существенного увеличения притока иностранных инвестиций.

Одним из путей финансового  оздоровления предприятия могла  бы стать дополнительная эмиссия  акций.

По нашему мнению, такой основой  могла бы стать дооценка капитала предприятий при проведении переоценки основных средств по их рыночной стоимости, то есть с учетом возможной доходности использования капитала в будущем. Для этих целей не годятся отчетные бухгалтерские данные предприятий, поскольку они полностью деформированы системой бартерных расчетов и многочисленными механизмами сокрытия прибыли, освоенными менеджерами и финансистами предприятий за последние годы.

Проведение переоценки в этой ситуации должно быть поручено независимым оценщикам (возможно и создание смешанных комиссий из представителей Госналогслужбы, местных органов власти и частных аудиторских, консалтинговых и оценочных фирм). Естественно, такой дорогостоящий способ нужно применять к наиболее перспективным предприятиям, перечень которых следует определять федеральным или местным органам власти.

Если в результате оценки стоимость капитала окажется больше покрытой проведенными ранее эмиссиями акций, то на величину превышения нужно осуществить выпуск дополнительных обыкновенных (голосующих) акций. При этом такие акции должны в первоочередном порядке передаваться федеральным или местным органам власти в погашение задолженности перед их бюджетами. В ряде случаев возможен также выкуп предприятия у частных владельцев.

Кроме того, возврат предприятий  под контроль федеральных или  местных органов власти может  быть обеспечен в ходе санации временно неплатежеспособных, но перспективных предприятий, имеющих большую задолженность перед бюджетом. В соответствии с общепринятой практикой при банкротстве хозяйствующих субъектов права кредиторов пропорциональны величине долга перед ними предприятия банкрота.

В тех случаях, когда местные  или федеральные органы власти являются основными кредиторами, они имеют  возможность оказывать наибольшее влияние на их судьбу. При переходе предприятия в результате банкротства  под контроль федеральных (субъектов Федерации) органов власти не возникает каких-либо обязательств перед бывшими собственниками, а лишь перед его кредиторами, причем не в полном размере. Погашение части обязательств может быть осуществлено путем зачета долгов самих кредиторов перед местным бюджетом.

Очевидно, само по себе увеличение доли государства (в лице федеральных  или местных органов власти) в  структуре капитала приватизированных  предприятий не поможет ни пополнить  бюджет, ни навести порядок на предприятиях. Однако это создаст законные - и не нарушающие механизмов рыночной экономики - основания для усиления влияния государства на деятельность менеджеров. Соответствующая система управления может быть построена исходя из следующих подходов :

Информация о работе Анализ банкротства