Анализ безработицы как социальной проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать рассмотрение проблемы и путей решения безработицы в России.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- разработать анкету для проведения опроса специалистов службы занятости;
- изучить мнение специалистов службы занятости по вопросам решения проблемы безработицы
- обработать и проанализировать результаты проведенного исследования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
§1 Безработица как объект изучения теории социальной работы…………… 5
§2 Эмпирическое исследование по выявлению проблем безработицы……. 10
§3 Результаты проведенного исследования…………………………………...15
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………..…23

Файлы: 1 файл

безработица.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО

« Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

Анализ безработицы как социальной проблемы

 

 

Исследовательская работа:

 студентки 3 курса

Института педагогики и психологии

 специальности: «Социальная работа»

(очная форма обучения)

 

Проверил: к.п.н., профессор

 

Кострома

2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

§1 Безработица как объект изучения теории социальной работы…………… 5

§2 Эмпирическое исследование по выявлению проблем безработицы……. 10

§3 Результаты проведенного исследования…………………………………...15

Заключение ……………………………………………………………………..22

Список литературы…………………………………………………………..…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Безработица обостряет социальную напряженность в обществе, способствует росту преступности, наркомании, болезней. Психологами и социальными работниками подтверждается, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на состоянии здоровья, средней продолжительности жизни, пристрастии к алкоголю, долголетии и уровню смертности, теряется самоуважение людей, осознается ощущение безнадежности. Человек теряет ориентиры и смысл жизни, у многих рушатся жизненные планы.

Перед многими клиентами органов службы занятости населения помимо проблем выбора или перемены профессии встают социально-психологические проблемы. Очень длительный период отсутствия работы заканчивается серьезным психологическим стрессом. И хотя она может оказаться мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы несколько месяцев. Причем, далеко не каждый безработный может сам справиться с психологическими проблемами, вызванными потерей работы и трудностями с её поиском. Поэтому в ряде случаев просто необходима помощь социальных служб.

Итак, актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных мер  регулирования безработицы, поиска конкретных технологий социальной работы с безработными гражданами.

Объект исследования является  безработица как социально-экономическое явление

Предмет исследования – социальная работа как механизм решения проблемы безработицы в условиях промышленного города.

Цель исследования – исследовать рассмотрение проблемы и путей решения безработицы в России. 
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи: 
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования; 
-  разработать анкету для проведения опроса специалистов службы занятости;

- изучить  мнение специалистов службы занятости по вопросам решения проблемы безработицы 

- обработать и проанализировать результаты проведенного исследования.

База исследования – ГУ «Центр занятости населения» г. Костромы.

Гипотеза исследования: решение проблемы безработицы средствами социальной работы города будет успешнее, если:

  1. будет оказываться не только материальная помощь безработным, но и  предоставляться психологические, юридические и образовательные услуги;
  2. используются современные технологии оказания социальной помощи безработным и их семьям;
  3. налажено сотрудничество службы занятости с областными  и местными средствами массовой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Безработица  как объект изучения теории  социальной работы

Проблема безработицы – одна из сложных. Она получила в литературе самые разнообразные трактовки. Среди областей научного знания наибольшее внимание проблеме безработицы  уделяется в исследованиях экономического характера.[3, 416]

Так, Е.Н. Иванова,  Т.Н. Безденежных и др. исследуют безработицу как «недоиспользование части экономически активного населения в общественном производстве. В этом случае она рассматривается как ситуация в экономике, когда часть экономически активного населения становится относительно избыточной по отношению к спросу на рабочую силу, т.е. резервной армией труда». [1, 91] Для других исследователей (Г.А.Хасин, Т. Четверина) безработица выступает как «ситуация, когда гражданин не имеет возможности трудоустроиться по независящим от него обстоятельствам». Третьи (Г.Г. Маликьян, Р.П.Колосова и др.)  оценивают безработицу как «следствие функционирования хозяйственного механизма, которому свойственны внутренние противоречия рыночной экономики».

Все эти подходы имеют право на существование. В каждом из них раскрыт авторский подход к сущности этого явления. По мнению Б.Д. Бреева, «безработица обусловлена всем ходом социально-экономического развития государства и общества. Она – постоянный элемент, «продукт» развития производства. В известном смысле можно говорить, что именно оно (производство) и порождает безработицу, которая выступает как макроэкономическое явление, определяющее уровень и темпы экономического развития страны».[2, 271]

На наш взгляд, в этом вопросе необходимо руководствоваться характеристиками и научными трактовками безработицы, которые дают официальные документы трудового законодательства России и международные документы  учреждений ООН таких, как Международная организация труда (МОТ), ее орган – Международное бюро труда, а также документы Международной конференции статистиков труда (МКСТ). Страны, парламенты которых ратифицируют конвенции и рекомендации МОТ, делают их таким образом составной частью своего национального трудового законодательства.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дает следующее развернутое определение условий признания граждан безработными».[18]

1.  Безработными признаются  трудоспособные граждане, которые  не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

2.  Решение о признании  гражданина, зарегистрированного в  целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании.

3.  Безработными не  могут быть признаны граждане:

  • не достигшие 16-летнего возраста;
  • которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
  • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

4.  Граждане, которым в  установленном порядке отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через две недели для решения вопроса о признании их безработными» .

Под безработицей авторами закона понимается сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработной платы как основного источника средств к жизни.

Итак, согласно этому Закону, безработным является тот, кто признан таковым службой занятости при соблюдении довольно жестких условий. Но это еще не есть достаточное определение самой безработицы. Нельзя считать работающими тех безработных, которых служба занятости по каким-либо причинам отказалась считать таковыми, т.е. субъективные решения людей не меняют объективно существующего состояния работника в качестве безработного. В этом отношении более правильным является определение безработного первой фразой ст. 3 Закона, где сказано: "Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка" – это и есть самая существенная часть определения безработного Законом РФ о занятости населения.

Вопрос о признании (регистрации) или непризнании безработным тоже имеет существенное значение, когда речь идет о конкретных российских условиях трудоустройства безработных и возможности обеспечения их пособиями по безработице в связи с ограниченными финансовыми источниками.[4, 53]

На самом деле служба занятости регистрирует в качестве безработных только часть ищущих работу и обратившихся туда безработных граждан. Примерно столько же граждан, минуя службу занятости, ищет работу самостоятельно и практически не охвачено официальной статистикой .

Таким образом, контингент безработных в России условно можно делить на три части: 1) лица, обратившиеся в поиске работы и заработка в службу занятости; 2) часть из них служба занятости признает и регистрирует как безработных, выдавая им на определенных условиях пособие по безработице, и содействует поиску подходящей работы, другую часть не признает в качестве безработных; 3) лица, ищущие работу самостоятельно, не прибегая к услугам государственной и иной службы занятости, и, значит, не учитываемые в качестве безработных официальной статистикой хотя бы по той причине, что право признания человека безработным принадлежит по закону РФ исключительно государственной службе занятости.[12, 71]

По данным федеральной службы занятости, лишь половина фактически безработных обращается в поисках работы в государственную службу занятости и охватывается официальной статистикой. Исходя из этого, есть основания считать, что официальный уровень безработицы в России практически занижен из-за недостатков организации статистического учета и более точного законодательного определения статуса безработного.[19]

Таким образом, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Возникновение безработицы связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигается режим оптимального роста и состояние экономической стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эмпирическое исследование по выявлению проблем безработицы

Целью практического исследования стало изучить мнение специалистов Центра занятости населения о проблеме безработицы в г. Костроме и на основе полученной информации  разработать практические рекомендации по решению проблемы исследования. Исследование проводилось методом анкетирования на базе ГУ «Центр занятости населения по г. Костроме».

ГУ ЦЗН выполняет следующие функции:

1. Регистрирует граждан в целях  поиска подходящей работы и  безработных граждан.

2. Оказывает содействие гражданам  в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

3. Информирует о положении на  рынке труда.

4. Организует профессиональную  ориентацию граждан в целях  выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального  обучения.

5. Осуществляет психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан.

6. Организует проведение оплачиваемых  общественных работ.

7. Организует временное трудоустройство  граждан, испытывающих трудности  в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.

8. Помогает социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.

Информация о работе Анализ безработицы как социальной проблемы