Анализ безработицы как социальной проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 00:21, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – исследовать рассмотрение проблемы и путей решения безработицы в России.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- разработать анкету для проведения опроса специалистов службы занятости;
- изучить мнение специалистов службы занятости по вопросам решения проблемы безработицы
- обработать и проанализировать результаты проведенного исследования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…3
§1 Безработица как объект изучения теории социальной работы…………… 5
§2 Эмпирическое исследование по выявлению проблем безработицы……. 10
§3 Результаты проведенного исследования…………………………………...15
Заключение ……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………..…23

Файлы: 1 файл

безработица.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

9. Содействует самозанятости безработных  граждан и др.[22]

В эмпирической части нашего исследования был проведен опрос (анкетирование). В анкетировании приняли участие специалисты центра занятости населения –  31 человек.

Респондентам было предложено ответить на вопросы анкеты, представленной ниже.

Анкета

1. Сколько лет  вы работаете в службе занятости?

         а) до 1 года;

б) от 1 года до 3 лет;

в) от 3-х до 5 лет

г) более 5 лет

 

2. Как вы считаете, насколько актуальной проблемой является безработица для  нашего города? (Выбрать один ответ)

         а) проблема безработицы очень актуальна;

         б) проблема актуарная отчасти;

         в) проблема безработицы стала  не актуальна;

         г) затрудняюсь ответить.

 

  1. Кто такой в вашем представлении безработный гражданин?

а) человек,  потерявший работу по вине работодателя;

б) человек, желающий изменить свою жизнь путем  поиска лучшего места работы;

в) неудачник;

г) лентяй, человек, не желающий работать (лодырь)

д) другое (впишите) ___________________________________________

 

4. Граждане  какого возраста чаще всего обращаются  за помощью в Центр занятости?

а) от 14 до 18 лет;

б) от 18 до 25 лет;

в) от 25 до 35 лет;

г) от 35 до 45 лет;

д) от 45 до 55 лет.

е) старше 55 лет.

 

  5.  Укажите  несколько (три-пять) специальностей, спрос на которые среди работодателей нашего города очень низкий:______________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Укажите несколько (три-пять) специальностей, на которые спрос среди работодателей нашего города максимальный:_______________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. На ваш взгляд, что является  частой причиной, по которой  граждане становятся безработными и не могут трудоустроиться самостоятельно в нашем городе:

а) невостребованность специальности;

б) низкая заработная плата;

в) низкая мотивация к поиску работы;

г) невладение смежными профессиями;

д) отсутствие стажа и опыта работы по специальности;

е) неумение подать себя работодателю;

ж) другие причины_____________________________________________.

 

8. Что для безработных, с которыми вы работаете, предпочтительнее при выборе нового места работы?

         а) хорошая заработная плата

         б) интересная, творческая  работа

         в) удобный график работы

         г) другое (впишите) ________________________________________

 

 

9. Что, по Вашему мнению, самое главное  для получения хорошей работы на промышленных предприятиях нашего города? (можете указать несколько вариантов)

а) связи и опыт работы;

б) спрос на дефицитные профессии;

в) квалификация работника;

г) уровень образования;

д) умение много работать;

е) другое: ____________________________________________________.

 

10. На какую  работу чаще всего соглашаются  безработные?

а) только по своей специальности;

б) работа по смежной  специальности;

в) смена профессии  с сохранением социального статуса;

г) согласны работать по любой специальности,  на любой должности.

 

11.  Часто ли  безработные соглашаются на переобучение, переквалификацию.

а) да, полностью;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить;

г) другое ________________________________________________

 

  1. Как Вы думаете, каковы основные функции службы занятости в нашем городе? (можно несколько вариантов ответа)

       а) регистрация безработных;

       б) своевременная выплата пособия по безработице;

        в) доведение до безработных полной информации об имеющихся вакансиях;

        г) квалифицированные консультации безработных по поиску работы;

        д) разработка новых методов, технологий, позволяющих безработным 
оперативно трудоустраиваться;

       е) содействие   безработным в предпринимательской деятельности и самозанятости;

      ж) направление безработных на обучение и переобучение;

       з) оказание безработным психологической помощи и поддержки;

       и) взаимодействие с работодателями по трудоустройству (переобучение) безработных, незанятых;

       к)другое (напишите) _____________________________________________

 

13. Какие проблемы безработных граждан вы выявляете чаще всего?

а) психологические

б) информационные;

в) финансовые;

г) правовые;

д) другие (впишите)____________________________________________.

 

14. Из основных направлений работы Центра занятости какие, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными и перспективными для нашего города?

а) временная занятость подростков;

б) содействие в организации предпринимательской деятельности;

в) субсидированная занятость безработных, особо нуждающихся в социальной защите;

г) общественные работы;

д) профконсультирование;

е) переобучение;

ж) другое ______________________________________________________

 

15. Как вы считаете, в нашем городе сложно ли найти работу человеку, который был уволен с предприятия за какие-либо провинности?

а) да, это несложно, если есть опыт работы и связи;

б) это сложно,  даже если у него есть опыт работы и связи;

в) другой вариант __________________________________________________

 

16. Оцените, пожалуйста, эффективность сотрудничества специалистов службы занятости с  областными  и местными средствами массовой информации.

        а) сотрудничество  достаточно интенсивное и эффективное;

        б) сотрудничество  имеется, но можно работать активнее;

        в) сотрудничества, по существу, нет;

         г) затрудняюсь ответить.

 

 

 О себе

 

17. Укажите ваш пол

а) женский

б) мужской

18. Укажите ваш возраст

       а) до 25 лет;

       б) от 25-30 лет;

в) от 30 до 45 лет;

г) от 45 до 50;

д) от 50 до 55;

е) от 55 и выше

19. Укажите уровень образования

а) неполное среднее образование;

б) полное среднее образование;

в) среднеспециальное образование;

г) незаконченное высшее

д) высшее образование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Результаты проведенного исследования

          Обратимся к анализу результатов анкетирования специалистов центра занятости.

Большинство респондентов имеют возраст от 30 до 50 лет – 64,5 %. Более старший возраст среди специалистов центра занятости  представлен: от 51 до 60 лет – 2 человека 6,4 % и старше 60 лет – 12,8 %. Молодые специалисты в возрасте до 30 лет составляют 16%.

Почти все  специалисты с высшим образованием – 90,4 %, средне специальное –  9,6%. Но при этом важно отметить, что не многие специалисты имеют соответствующее месту работы образование.

Большая часть специалистов – 67,7 % работает в центре занятости менее 1 года, до 1 года – 16%, от 1 до 3 лет  – 9,6 %, от 3 до 5 лет – 6,4 %. Полученные цифры указывают на наличие проблем с кадрами в самом центре занятости: частая смена специалистов говорит о низкой эффективности управления учреждением.

Все специалисты (100 %) за время своей работы в ЦЗН (центр занятости населения) прошли специальную подготовку (курсы повышения квалификации, семинары и др.).

Как показал опрос, все 100 % специалистов не удовлетворены своей работой в ЦЗН, причем главной причиной этого служит низкий уровень оплаты труда – это отметили 100 % специалиста, также 100% специалистов указали на неуважительное отношение со стороны руководства по отношению к ним, а 28,8 % выделили еще и специфику своей работы (работа со слабозащищенными категориями населения).

Специалисты центра достаточно объективно относятся к проблеме безработицы. Большинство респондентов (58,1 %) показали, что безработный – это человек, потерявший работу по вине работодателя. Здесь имелись в виду только те безработные, которые обращаются в центр занятости населения.  Достаточно пессимистично настроены 22,5 % респондентов: в их понимании безработный гражданин – это человек, который потерял работу по собственной вине, это человек, не желающий работать. При этом указывались такие причины, как пьянство, лень, иждивенческие настроения. Такие безработные граждане попадают в центр, если их приводят жены, родители (у молодых людей).

Неудачником безработного гражданина считают 12,9 % респондентов. Только 6,5 % опрошенных считают, что безработный гражданин – человек, желающий изменить жизнь путем поиска лучшего места работы. Эта  позитивная точка зрения  –  наименее выражена.  Таким образом, специалисты по социальной работе центра занятости населения  основным фактором потери места работы и, следовательно, поступления на учет безработного гражданина считают  экономический (сокращение кадров предприятия, увольнение в связи с реорганизацией предприятия, банкротством и пр.).

Как показал опрос, в службу занятости чаще всего обращаются  за помощью   молодые люди (от 18 до 25 лет) – выпускники вузов, техникумов, училищ (51,6 % респондентов указали именно эту группу). На втором месте по обращаемости  находится  возрастная группа  людей  от 45 до 55 лет  (32,2%), на третьем месте –  от 35 до 45 лет – 16,2 %. Такое  распределение по возрасту безработных граждан указывает, что в нашем городе актуальной является молодежная безработица.  Лицам же в возрасте от 45 лет и старше чаще всего уже оформляют досрочную пенсию.

 Мы предложили специалистам  во время опроса выделить несколько  специальностей, которые а) наиболее  востребованы и б) наименее востребованы на рынке труда нашего города. Полученные результаты распределились следующим образом. Наиболее востребованы среди работодателей такие специальности, как: продавец (более 90 вакансий), повар и кондитер (около 80 вакансий), строительные специальности (более 70 вакансий), а также врачи и медицинские сестры, а также дворники. Наименьшим спросом у работодателей пользуются юристы, экономисты, менеджеры, дизайнеры.  Среди данного списка респонденты не указали тех профессий, которые непосредственно связаны с производством. Значит, лица, имеющие рабочие специальности имеют больше шансов трудоустроиться в нашем городе.

Главной причиной невозможности трудоустройства специалисты считают невостребованность той или иной специальности  –  64,5 %, а 19,3 % респондентов отмечают как причину – отсутствие стажа и опыта работы по специальности; на низкую заработную плату как причину безработицы указали 9,6 %, а остальные (6,4 %) отметили низкую мотивацию к поиску работы.

Даже поверхностный анализ названных препятствий показывает, что многое при желании можно преодолеть: овладеть смежными профессиями, постараться подать себя работодателю с выгодной стороны, активнее искать работу, наконец, не отказываться даже от низкооплачиваемых вакансий, чтобы впоследствии найти более подходящее место работы.

По данным анкеты,  для безработных наиболее важным фактором при выборе профессии является хорошая заработная плата (74,1 %), далее по значимости  идет такой фактор, как творческий характер деятельности (25,9 %). Остальные факторы не являются значимыми, по мнению респондентов.

Специалисты центра занятости населения отметили, что наиболее часто сталкиваются с психологическими (35,4 %) и правовыми (35,4 %) проблемами безработных граждан.  Психологические проблемы связаны с эмоциональным состоянием безработного, который часто начинал поиск работы самостоятельно, что успехом не увенчалось. Отсутствие работы, а, следовательно, ухудшение материального положения усугубляет депрессивное состояние.  Правовые проблемы безработных связаны с  наличием нарушений прав человека при увольнении (незаконное увольнение, невыплата выходного пособия и пр.). В данном случае  к работе подключается юрист центра.

Также  специалисты центра занятости выявляют  информационные проблемы безработных (29, 1%). Данная группа проблем связана с  неумением безработного в потоке предложений на рынке труда найти именно то предложение, которое ему подходит больше всего. Кроме того, информационные проблемы безработных граждан заключаются в  отсутствии информации о востребованности специальности конкретного безработного. Специалисты центра предоставляют информацию о различных курсах повышения квалификации и перепрофилирования для безработных.

Специалисты считают, что для получения хорошей работы на промышленных предприятиях нашего города необходимы связи и опыт работы (74,1 % респондентов), высокая квалификация работника (51,6 %). А вот роль образования и умение много работать они оценивают по-разному: важность первого указали – 25,8 %, а второго – 16,1 %).

Анкетирование показало, что специалисты в большей степени склоны считать, что профессиональные требования безработных более жесткие, чем требования к условиям работы. Большинство клиентов центра занятости   (на это указали 58,0 % специалистов)  не хотят работать по другой специальности, а стремятся получить. По мнению 32,2 % специалистов, предложение работать по смежной специальности вполне  устраивает безработных. Это, по всей видимости, далеко не оптимальное решение, не способствующее успеху в поиске работы.

Информация о работе Анализ безработицы как социальной проблемы