Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 бухгалтерской отчетности.
Показатели финансовых результатов прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы анализа финансовых результатов
1.1 Экономическая сущность финансового результата в современных условиях
1.2 Порядок формирования финансовых результатов предприятия
1.3 Направления анализа динамики финансовых результатов предприятия
1.4 Значение, задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов
2.Анализ финансовых результатов
2.1 Характеристика предприятия, основные показатели его финансово-хозяйственной деятельности
2.2 Анализ и оценка имущества предприятия и источников его образования
2.3 Организация учёта доходов и расходов от основных видов деятельности и прочих доходов и расходов в ЗАО «Приазовское»
2.4 Анализ прибыли и рентабельности ЗАО «Приазовское»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Анечка КУРСОВАЯ.docx

— 87.98 Кб (Скачать файл)

Между тем распределение чистой прибыли в акционерных обществах - это главный вопрос их дивидендной политики. Последняя определяется многими факторами: масштабами деятельности предприятия, его положением на финансовом рынке, уровнем рентабельности, величиной кредиторской задолженности и др. Задачами дивидендной политики могут быть регулирование курса акций общества, размеров и темпов роста собственного капитала организации, регулирование размера привлекаемых внешних источников финансирования.

Сложность решения этих задач обусловлена тем, что однозначного критерия оценки не существует. Имеются очевидные преимущества и капитализации чистой прибыли, и стабильности выплат дивидендов. Капитализация чистой прибыли позволяет расширить деятельность организации за счет собственных источников финансирования, не привлекая дополнительных источников, увеличивающих расходы организации. Размеры капитализации чистой прибыли позволяют оценить не только темп роста собственного капитала организации, но и (посредством раскрытия факторной структуры этого роста) запас финансовой прочности. Основу такого анализа составляют модели рентабельности, которые раскрывают причинно-следственные связи показателей финансового состояния организации и ее финансовых результатов.

Стабильность дивидендных выплат также имеет ряд преимуществ. Прежде всего, это индикатор деятельности организации, свидетельство ее финансового благополучия. Кроме того, стабильные дивидендные выплаты снижают неопределенность, т. е. уровень риска для инвесторов. Информация о стабильных доходах инициирует рост спроса на акции данной организации, т. е. ведет к росту курсовой стоимости акций, хотя последняя в гораздо большей степени зависит от финансового состояния и перспектив развития акционерного общества и поэтому может возрастать и при полном отсутствии дивидендов.

После того как в бухгалтерском учете отражено использование Прибыли (погашение убытка), сальдо по субсчету "Прибыль, подлежащая распределению" счета 84 показывает сумму нераспределенной прибыли. При этом собранием акционеров может быть принято решение вообще не распределять полученную прибыль или оставить нераспределенной какую-то ее часть.

Анализ финансовых результатов, начатый с исследования динамики прибыли до налогообложения как по общей сумме, так и по составляющим ее элементам, называется горизонтальный (временной) анализ. В этом случае каждая позиция отчетности сравнивается с аналогичным показателем прошлого года.

При общей оценке динамики прибыли до налогообложения сравнивают ее сумму, полученную в отчетном периоде, с прибылью за соответствующий период прошлого года и находят абсолютное отклонение:

 
Пн=Пн1-Пн0 (1)

 
где Пн - абсолютное отклонение по прибыли до налогообложения;

Пн1 - прибыль до налогообложения за отчетный год;

Пн0 - прибыль до налогообложения за прошлый год.

Затем определяют относительное отклонение по темпу роста:

 
Тпн=(Пн1/Пн0)*100% (2)

 
где Тпн - относительное отклонение темпа роста прибыли до налогообложения.

Важным является также сравнение сумм и темпов изменения таких составляющих элементов прибыли до налогообложения, как:

выручка В=В1-В0 (3)

себестоимость продаж С=С1-С0 (4)

валовая прибыль (убыток) Пв=Пв1-Пв0 (5)

коммерческие расходы Рк=Рк1-Рк0 (6)

управленческие расходы Ру=Ру1-Ру0 (7)

прибыль (убыток) от продаж Пп=Пп1-Пп0 (8)

доходы от участия в других организациях Ду=Ду1-Ду0 (9)

проценты к получению Прп=Прп1-Прп0 (10)

проценты к уплате Пру=Пру1-Пру0 (11)

прочие доходы Дпр=Дпр1-Дпр0 (12)

прочие расходы Рпр=Рпр1-Рпр0 (13)

Показателем, тесно связанным с прибылью, является рентабельность. Рентабельность (рrofitability) - дословно означает возможность и способность "делать прибыль", т.е. обеспечивать прибыльность.

Поскольку прибыль - показатель абсолютный, т.е. трудно сопоставимый, а в экономике практически любое действие предполагает сопоставимость, сравнимость (например, в терминах "выгодно-невыгодно", "целесообразно-нецелесообразно", "эффективно-неэффективно" и др.), то для характеристики рентабельности применяют специальные индикаторы, называемые коэффициентами рентабельности, которые рассчитываются как отношение прибыли к некоторой базе, характеризующей субъект, о рентабельности которого и пытаются вынести суждение. В качестве такой базы обычно берут: (а) ресурсы или (б) совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Соответственно возникают две группы показателей: коэффициенты рентабельности инвестиций и коэффициенты рентабельности продаж. Те или иные показатели прибыли сопоставляются в первом случае с величиной инвестиций, во втором случае - с выручкой.

Показатели рентабельности идентифицируют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.). Они более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели (коэффициенты) рентабельности можно объединить в несколько групп:

·показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

·показатели, характеризующие прибыльность продаж,

·показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели рентабельности могут рассчитываться на основе прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли.

Следует отметить: в странах с развитыми рыночными отношениями обычно ежегодно торговой палатой, промышленными ассоциациями или правительством публикуется информация о "нормальных" значениях показателей рентабельности. Сопоставление с ними своих показателей позволяет сделать вывод о состоянии рентабельности предприятия. В отечественной практике основной базой для сравнения является информация о величине показателей рентабельности предприятия в предыдущие годы

В экономической литературе рекомендуется множество показателей, характеризующих прибыльность (рентабельность) деятельности предприятия. Некоторые из них и порядок их расчета можно представить следующим образом.

КР Рентабельность собственного Капитала Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала (14)

КР Рентабельность авансированного капитала Чистая прибыль / Средняя стоимость активов (15)

КР Рентабельность текущих активов Чистая прибыль / Средняя стоимость текущих активов (16)

КР Рентабельность внеоборотных активов Чистая прибыль / Средняя стоимость внеоборотных активов (17)

КР Рентабельность производства Прибыль от продаж (чистая) / Издержки (18)

КР Рентабельность продажи (по чистой прибыли)Чистая прибыль / Выручка (19)

КР Рентабельность продажи (по прибыли от продаж)Прибыль от продаж / Выручка (20)

КР Рентабельность перманентного капитала Чистая прибыль / Собственный капитал + Долгосрочные обязательства (21)

КР Рентабельность инвестированного капитала Чистая прибыль / Долгосрочные обязательства + краткосрочные займы и кредиты (22)

КР Рентабельность активов Прибыль до налогообложения / Средняя стоимость активов (23)

КР Рентабельность основной деятельности Прибыль до налогообложения / Выручка (24)

КР Рентабельность продукции Отношение чистой прибыли к полной себестоимости (25)

КР Рентабельность основного капитала Отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных средств (26)

Прокомментируем коэффициенты рентабельности.

КР. Сумму собственного капитала коммерческой организации можно рассчитать несколькими способами (с различной степенью точности): первый способ расчета (приблизительный): сумма собственного капитала принимается равной итогу III разд. (стр. 490) Бухгалтерского баланса; второй способ расчета (уточненный): сумма собственного капитала = итог III разд. (стр. 490) + стр. 640 из V разд. Бухгалтерского баланса; третий способ расчета: сумма собственного капитала рассчитывается в виде суммы чистых активов. При моделировании показателей рентабельности собственного капитала может быть принят любой из трех вариантов расчета суммы собственного капитала. Рентабельность собственного капитала занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении организации (предприятия), полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды;

КР отражает эффективность использования всего имущества предприятия, или сколько денежных единиц вложено предприятием для получения рубля чистой прибыли независимо от источников привлечения средств. Капитал, авансированный в активы предприятия, является одной из разновидностей долгосрочных вложений. Для корректной оценки рентабельности долгосрочных финансовых вложений применяются методы приведения финансовых показателей к одному временному периоду. Все доходы, получаемые предприятием, должны быть приведены к ценам, сопоставимым с ценами на момент формирования уставного фонда предприятия (т.е. должны быть пересчитаны). Такой перерасчет называют дисконтированием. Расчет коэффициентов приведения производится с учетом значения ставки дисконтирования или нормы дисконта. Коэффициент дисконтирования характеризует темп снижения ценности денежных ресурсов с течением времени (в общем случае он совпадает с темпом инфляции). Значения коэффициентов пересчета будущих доходов к настоящему моменту времени меньше единицы в том случае, когда темпы инфляции положительны. Все методики пересчета основаны на предположении, что деньги, получаемые в будущем, будут иметь меньшую ценность, чем расходуемые в настоящее время. Проблема адекватной оценки планируемой рентабельности предприятия решается с учетом того, насколько будущий эффект оправдает сегодняшние затраты.

Показатели 3 - 4 КР характеризуют рентабельность активов.

Рентабельность активов есть важнейший показатель эффективности деятельности коммерческой организации, основной норматив (т.е. средняя величина в рыночной экономике).

С показателями активов соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к обшей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проспектов. Норма рентабельности или норма прибыли имеет тенденцию к понижению и в настоящее время по данным зарубежных институтов экономического анализа составляет примерно 18-20%. Отсюда в мировой рыночной экономике для определения эффективных проектов часто используется коэффициент 0,20. Показатели рентабельности активов формируются как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал. Данные показатели специфичны, они отвечают интересам всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акций и т.д. Показатель 3 КР показывает эффективность использования оборотных (мобильных, текущих) активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу оборотных активов; 4 КР отражает эффективность использования основных средств и внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости этих средств,

КР отражает величину прибыли, приходящейся на единицу издержек обращения, или какова доля прибыли от продажи товаров как основного вида деятельности в сумме затрат на эту деятельность;

КР показывает размер чистой прибыли, приходящейся на рубль проданных товаров. Этот показатель рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции;

КР аналогичен предыдущему, т. е. показывает, сколько прибыли от продаж приходится на единицу проданных товаров;

КР отражает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок (как собственного, так и заемного);

КР отражает эффективность использования привлеченных кредитов и займов (как на длительный, так и на короткий срок);

КР аналогичен второму показателю, но в расчет берется прибыль до налогообложения. Рентабельность активов сравнивается со средней процентной ставкой по заемным средствам (т.е. альтернативной стоимостью). Если прибыль, получаемая на один рубль активов, меньше процентной ставки по заемным средствам, то можно сделать вывод о недостаточно эффективном управлении активами, поскольку денежные средства, вложенные в активы, принесли бы больший доход, будучи размещенными на депозитных счетах в банке.

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия