Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 20:41, курсовая работа
Целью работы является проведение анализа финансовых результатов на примере предприятия ООО «Технологическое оборудование».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
- изучить порядок формирования финансовых результатов, их состав, а также изложить методику их анализа;
- провести анализ конечных финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта на примере предприятия ООО «Технологическое оборудование»;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Экономическая сущность и значение финансовых результатов 5
1.2 Методика анализа финансовых результатов 10
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «Технологическое оборудование» 18
2.1.Анализ прибыли предприятия 18
2.2.Анализ рентабельности предприятия 21
Заключение 24
Список использованных источников
В качестве относительных показателей используют различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала - собственного, заемного, инвестиционного и т.д.). Эту группу показателей называют также показателями рентабельности.
Экономический смысл показателей рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала (собственного или заемного), вложенного в предприятие.
Рентабельность - это относительный показатель, который обладает свойством сравнения. Рентабельность (доходность, прибыльность) в самом общем виде – это отношение прибыли (чистой прибыли, операционной прибыли (EBIT) и других показателей прибыли) к тому или иному ресурсу компании (например, выручке (продажам), активам, инвестициям, капиталу, численности персонала пр.) Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы, они более полно, чем прибыль, отражает конечные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач деятельности любого предприятия. [Пястолов, 2012, с.274]
1.2 Методика анализа финансовых результатов
Главной целью анализа финансовых результатов деятельности предприятия является получение небольшого количества ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Доходность является показателем эффективности деятельности организации. Доходность характеризует отношение дохода к авансированному капиталу или его элементам; источникам средств или его элементам; общей величине текущих расходов (затрат) или его элементам; источникам средств или его элементам. Доходность отображает сумму дохода на каждый рубль капитала, активов, расходов и т.д.(Турманидзе Т.У.)
Доходность активов (Дa) отражает величину дохода, полученного предприятием за анализируемый период, приходящегося на каждый рубль вложенный в его активы и рассчитывается по формуле 1:
Да = Общая величина доходов/(САнг+САкг)/2 = ОФР (код стр.2110 + 2320+ 2310+ 2400) / ББ код стр.1600
где (САкг+САкг)/2 – среднегодовая стоимость активов организации;
ОФР – отчет о финансовых результатах;
ББ – бухгалтерский баланс.
Доходность собственного капитала (Дск) отражает величину дохода, полученного предприятием за анализируемый период, приходящегося на каждый рубль собственных средств, вложенных в его активы (чистых активов) и рассчитывается по формуле 2:
Дск = Общая величина доходов/Средняя балансовая величина собственного капитала = ОФР(код стр. 2110+ 2320+2310+2400)/ББ(код стр. 1300+ 1530)/23 (2)
Доходность совокупного капитала (Дсвк) отражает величину дохода, полученного организацией за анализируемый период, приходящегося на каждый рубль совокупного капитала, вложенного в его активы и рассчитывается по формуле 3:
Дсвк = Общая величина доходов/Средняя балансовая величина совокупного капитала = ОФР(код стр. 2110+ 2320+ 2310+ 2400)/ББ(код стр. 1300+1400+1530+1500 )/2 (3)
Доходность производства (Дпр) отражает величину до расхода, полученного организацией за анализируемый период, приходящегося на каждый рубль себестоимости реализованной продукции и рассчитывается по формуле 4:
Дпр = Общая величина доходов/Себестоимость реализованной продукции = ОФР(код стр.2110+2320+2310+2400)/ОФР код стр.2120 (4)
Доходность расходов по основным видам деятельности (Др) отражает величину дохода, полученного организацией за анализируемый период, приходящегося на каждый рубль общей величины расходов по основным видам деятельности (полная себестоимость) и рассчитывается по формуле 5:
Др = Выручка от продаж/Расходы по основным видам деятельности = ОФР код стр.2110/ОФР(код стр.2120+2210+2220) (5)
Доходность совокупных расходов (Дср) отражает величину дохода, полученного организацией за анализируемый период, приходящегося на каждый рубль величины совокупных расходов и рассчитывается по формуле 6:
Дср = Общая величина расходов/Общая величина расходов
= ОФР( (код стр.2110+2320+2310+2400) / ОФР (код стр.
2120 +2210 +2220+ 2330+ 2350 +2410 +2430)-код стр.2450)
Анализ прибыли производится в несколько этапов. На первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом по предприятию и по его подразделениям путем выявления тенденции изменения массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях исчисляются темпы роста (снижения) анализируемых показателей и сравниваются с динамикой аналогичных показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал. Для этого воспользуемся таблицей 1.
Таблица 1 Значения показателей для анализа деятельности организации
Наименование показателя |
Формула расчета |
Значение |
Абсолютное отклонение прибыли (ΔП) |
∆П=П1-П0 |
П1,П0 – значение прибыли в отчетном и базисном периоде; |
Темп роста снижение (Т) |
Т=П1/П0*100% | |
Уровень каждого показателя (Уi), к выручке (В) от продажи товаров. |
Уi=Пi/Вi*100% |
i=0-базисный период i=1-отчетный период |
Изменение структуры (ΔУ) |
∆У=У1-У0 |
У1, У0- уровень отчетного и базисного периодов |
На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность. Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.
Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.
Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.
Последний этап факторного анализа – практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.
Н. Н. Селезнева рекомендует проводить факторный анализ прибыли следующим образом. [Селезнева, Ионова, 2010,с. 326]Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов:
- изменения объема реализации;
- изменения структуры реализации;
- изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
- изменения цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки;
- изменения уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности, факторный анализ может строиться следующим образом. [Селезнева, Ионова, 2010,с. 324]
Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции и его расчет представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2 Исходные данные для факторного анализа прибыли
Показатель |
Базисный период |
По базису на фактически реализованную продукцию |
Фактический период |
Динамика, % | |||
усл. об. |
тыс. руб. |
усл. об. |
тыс. руб. |
усл. об. |
тыс.руб. | ||
Реализация товарной продукции |
В0 |
В2 |
В1 |
||||
Полная себестоимость |
С0 |
С2 |
С1 |
||||
Прибыль от реализации товарной продукции |
П0 |
П2 |
П1 |
||||
Объем производства, ед. |
OП0 |
ОП1 |
|||||
Рентабельность продаж |
R0 |
R1 |
|||||
Доля себестоимости в выручке, % |
λ0 |
λ1 |
|||||
Доля коммерческих расходов в выручке,% |
η0 |
η1 |
|||||
Доля управленческих расходов в выручке, % |
β0 |
β1 |
Таблица 3 Расчет факторных влияний на прибыль по Селезновой Н.Н.
Фактор |
Формула расчета |
Изменение отпускных цен на продукцию |
ΔР1=В1-В2 |
Изменение в объеме продукции (в оценке по базовой себестоимости) |
ΔР2=П0*(С2/С0)-П0 |
Изменение в структуре продукции |
ΔР3=П0*((В2/В0)-(С2/С0)) |
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции |
ΔР4=С2-С1 |
Изменение в себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции |
ΔР5=С0*(В2/В0)-С2 |
Изменение цен на материалы и тарифов на услуги |
|
Абсолютная сумма отклонений, % |
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванного изменением цен на материалы и тарифов на услуги - ∆P6.[Селезнева, Ионова, 2010,с. 326]
Турманидзе Т.У. предлагает проводить анализ прибыли в зависимости от следующих факторов:
1) Выручка;
2) Цена;
3) Количество проданной продукции (товаров);
4) Себестоимость проданной
5) Коммерческие расходы;
6) Управленческие расходы.
Таблица 4 Расчет факторных влияний на прибыль по Турманидзе Т.У.
Фактор |
Формула расчета |
Изменение фактора «Выручка»: - прирост выручки в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет роста цен - прирост выручки за счет
снижения количества |
ΔР1=В1-В2
ΔР1=В2-В0 |
Изменение фактора «Цена» |
ΔР2= ΔР1*R0/100 |
Изменение фактора «Количество проданной продукции (товаров)» |
ΔР3=(В2-В0)*R0/100 |
Изменение фактора «Себестоимость проданной продукции» |
ΔР4= В1(λ0-λ1)/100 |
Изменение фактора «Коммерческие расходы» |
ΔР5= В1(β0-β1)/100 |
Изменение фактора «Управленческие расходы» |
ΔР6= В1(η0-η1)/100 |
В границах финансового анализа при условии наличия необходимых аналитических данных бухгалтерского учета, общая величина прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг) предприятия рассматривается как сумма величин прибылей (убытков) от реализации по товарным направлениям.
Прибыли (убытки) от реализации по товарным направлениям выступают в качестве факторов общей прибыли (убытка) от реализации предприятия. Такой факторный анализ позволяет сопоставить прибыльность различных товарных направлений и сделать соответствующие выводы о корректировке рыночной стратегии предприятия.
Лишь в исключительных, особых случаях убыточное товарное направление может финансироваться за счет прибыльных других товарных направлений. Как правило, в результате такого анализа принимается решение об изменении структуры деятельности
Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оцениваются не только абсолютными, но и относительными показателями. К последним, в частности, относится система показателей рентабельности.
В широком смысле слова понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала.
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность, измеряемую в процентах к затратам средств или имущества.
Рентабельность продукции является отражением отношения прибыли
на единицу реализованной продукции. Этот
показатель увеличивается при росте цен
на продукцию при неизменных затратах
на производство либо снижении затрат
на производство при сохранении постоянных
цент на реализовываемую продукцию.
Рентабельность
капитала показывает эффективность использования
всего имущества, находящегося в распоряжении
предприятия.
Общая рентабельность
(рентабельность предприятия) выражает
отношение балансовой прибыли к усредненной
величине основных производственных фондов,
а также нормируемых оборотных средств.
Другими словами, уровень общей рентабельности,
отражающий прирост вложенного капитала,
равняется прибыли, образующейся до начисления
процентов, умноженной на 100% и разделенной
на активы.
Общая рентабельность
является ключевым показателем, используемым
для анализа рентабельности. Для более
точного определения развития организации
вычисляются еще два показателя: рентабельность
производственного оборота и число оборотов
активов.
Рентабельность оборота равна зависимости
валовой выручки от издержек. Число оборотов
капитала равно отношению валовой выручки
к величине капитала. Для анализа показателей
рентабельности, используются следующие
источники информации: финансовый план,
бухгалтерский баланс, отчет о финансовых
результатах и учетные регистры.
Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия