Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование методики проведения финансовой диагностики предприятия.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить цели и методы финансовой диагностики;
- исследовать особенности методик диагностики: финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, эффективности деятельности предприятия, вероятности банкротства;
- провести финансовую диагностику на примере предприятия.

Содержание работы

1. Теоретические и методические основы финансового анализа и диагностики деятельности предприятия
1.1. Сущность и назначение финансового анализа и диагностики
1.2. Системы и методы финансового анализа
1.3. Методы диагностики деятельности предприятия
1.4. Основные показатели используемые при анализе и диагностике деятельности предприятия
2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОАО «…»)
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
2.3. Выработка рекомендаций по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Файлы: 1 файл

Сергей УФД.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

    I. Горизонтальный (или трендовый) финансовый  анализ базируется на изучении  динамики отдельных финансовых  показателей во времени. В процессе  использования этой системы анализа  рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей финансовой отчетности за ряд периодов и определяются общие тенденции их изменения (или тренда). В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального (трендового) финансового анализа:

    1. Сопоставление финансовых показателей  отчетного периода с показателями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).

    2. Сопоставление финансовых показателей  отчетного периода с показателями  аналогичного периода прошлого  года (например, показателей второго квартала от четного периода с аналогичными показателями второго квартала предшествующего года). Этот вид горизонтального финансового анализа применяется на предприятиях с ярко выраженными сезонными особенностями хозяйственной деятельности.

    3. Сопоставление финансовых показателей за рядпредшествующих периодов. Целью этого вида анализа является выявление тенденции изменения отдельных показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия (определение линии тренда в динамике). 
        Все виды горизонтального (трендового) финансового анализа дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей. Результаты такого аналитического исследования позволяют построить соответствующие динамические факторные модели, которые используются затем в процессе планирования отдельных финансовых показателей.

    П. Вертикальный (или структурный) финансовый анализ базируется на структурном разложении отдельных показателей финансовой отчетности предприятия. В процессе осуществления этого анализа рассчитывается удельный вес отдельных структурных составляющих агрегированных финансовых показателей. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды вертикального (структурного) анализа: 
       1. Структурный анализ активов. В процессе этого анализа определяются удельный вес оборотных и вне оборотных активов; элементный состав оборотных активов; элементный состав внеоборотных активов; состав активов предприятия по уровню ликвидности; состав инвестиционного портфеля и другие. Результаты этого анализа используются в процессе оптимизации состава активов предприятия.

    2. Структурный анализ капитала. В  процессе этого анализа определяются  удельный вес используемого предприятием  собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал); состав используемого заемного капитала по его видам (банковский кредит; финансовый кредит других форм; товарный или коммерческий кредит и т.п.).

    Результаты  этого анализа используются в  процессе оценки эффекта финансового  левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала, оптимизации  структуры источников формирования заемных финансовых ресурсов и в  других случаях.

    3. Структурный анализ денежных  потоков. В процессе этого анализа  в составе общего денежного  потока выделяют денежные потоки  по операционной, инвестиционной  и финансовой деятельности предприятия;  в составе каждого из этих  видов денежного потока более глубоко структуризируется поступление и расходование денежных средств, состав остатка денежных активов по отдельным его элементам.

    III. Сравнительный финансовый анализ  базируется на сопоставлении  значений отдельных групп аналогичных  показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В финансовом менеджменте наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного финансового анализа.

    1. Сравнительный анализ финансовых  показателей данного предприятия  и среднеотраслевых показателей.  В процессе этого анализа выявляется  степень отклонения основных  результатов финансовой деятельности  данного предприятия от среднеотраслевых  с целью оценки своей конкурентной позиции по финансовым результатам хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности финансовой деятельности.

    2. Сравнительный анализ финансовых  показателей данного предприятия  и предприятий — конкурентов.  В процессе этого анализа выявляются слабые стороны финансовой деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по повышению его конкурентной позиции на конкретном региональном рынке.

    3. Сравнительный анализ финансовых  показателей отдельных единиц  и подразделений данного предприятия (его "центров ответственности"). Такой анализ проводится с целью сравнительной оценки и поиска резервов повышения эффективности финансовой деятельности внутренних подразделений предприятия.

    4. Сравнительный анализ отчетных  и плановых (нормативных) финансовых показателей. Такой анализ составляет основу организуемого на предприятии мониторинга текущей финансовой деятельности. В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных), определяются причины этих отклонений и вносятся рекомендации по корректировке отдельных направлений финансовой деятельности предприятия.

    1.3. МЕТОДЫ  ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

   Основной  целью финансового анализа является получение определенного числа  приоритетных (наиболее представительных) показателей, дающих объективную картину финансового состояния предприятия:

  • изменения в структуре активов и пассивов;
  • динамика расчетов с дебиторами и кредиторами;
  • величина прибыли и убытков, уровень рентабельности активов, собственного капитала и продаж;
  • изменения в оборачиваемости активов и собственного капитала;
  • наличие чистого оборотного капитала на начало и конец исследуемого периода и т. д.

    При этом ведущих менеджеров и аналитиков может интересовать как текущее  финансовое положение предприятия, так и его прогноз на ближайшую перспективу.

      Исходной базой для финансового анализа служат данные бухгалтерского учета и отчетности, изучение которых помогает воспроизвести все ключевые аспекты производственной и коммерческой деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т. е. с необходимой для аналитика степенью агрегирования.

    Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие:

  1. чтение бухгалтерской отчетности;
  2. горизонтальный анализ;
  3. вертикальный анализ;
  4. трендовый анализ;
  5. сравнительный (пространственный) анализ;
  6. факторный анализ;
  7. метод финансовых коэффициентов.

   1) Чтение бухгалтерской отчетности — общее ознакомление с финансовым положением по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках.

     Чтение отчетности — необходимый этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с объектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов. В процессе чтения отчетности важно рассмотреть параметры разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, изменения в активах целесообразно увязывать с объемом продаж.

   2) Горизонтальный (временной) анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с параметрами предыдущих периодов. Наиболее распространенными приемами горизонтального анализа являются:

  • простое сравнение статей отчетности и изучение причин их резких изменений;
  • анализ изменения статей отчетности по сравнению с колебаниями других статей.

    При этом наибольшее внимание уделяют случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует  изменению другого показателя.

    3) Вертикальный (структурный) анализ осуществляют в целях определения удельного веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными предыдущего периода. Его можно проводить по исходной или агрегированной отчетности. Вертикальный анализ баланса позволяет рассмотреть соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам.

    Горизонтальный  и вертикальный анализ дополняют  друг друга и при составлении  аналитических таблиц могут применяться одновременно.

    4) Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений параметров отчетности за ряд периодов (кварталов, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, т. е. осуществляют прогнозный анализ.

    5) Сравнительный (пространственный) анализ проводят на основе внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей предприятия, так и межхозяйственных показателей аналогичных компаний-конкурентов.

    6) Факторный анализ — это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном — отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:

ЧРСК = ЧП / СК = (ЧП/ВР) * (ВР/А) * (А/СК) * 100

где ЧРСК — чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы); ЧП — чистая прибыль за расчетный  период; СК — собственный капитал  на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР — выручка (нетто) от реализации продукции; А — активы на последнюю отчетную дату.

    Если  в результате анализа бухгалтерской  отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный  капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:

  • снижения чистой прибыли на каждый рубль выручки от реализации;
  • менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;
  • изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).

    Анализ  показателя чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал, используют при решении вопроса, насколько  предприятие может повысить свои активы в будущем без прироста внешних источников финансирования (кредитов и займов), т. е.:

  • при выборе рациональной структуры капитала;
  • при решении вопроса об инвестициях в основной и оборотный капитал.

    7) Метод финансовых коэффициентов — расчет отношений данных бухгалтерской отчетности и определение взаимосвязей показателей. При проведении аналитической работы следует учитывать следующие факторы:

  • эффективность применяемых методов планирования;
  • достоверность бухгалтерской отчетности;
  • использование различных методов учета (учетной политики);
  • уровень диверсификации деятельности других предприятий;
  • статичность применяемых коэффициентов.

    В практике западных корпораций (США, Канада, Великобритания) наибольшее распространение  получили следующие три коэффициента: ROA, ROE, ROIC.

    Прибыль, приходящаяся на общую сумму активов:

(ROA) = {[Чистая  прибыль+ Проценты * (1 - Ставка налога) ] / Всего активов }* 100 %.

    Данный  показатель выражает, сколько компания заработала на суммарных активах, сформированных за счет собственных и привлеченных источников. Коэффициент ROA высшее руководство компании постоянно использует для оценки деятельности структурных подразделений (дочерних и зависимых обществ). Руководитель подразделения имеет существенное влияние на активы, но не может контролировать их финансирование, поскольку филиал компании не берет банковских кредитов, не эмитирует акции и облигации и во многих случаях не оплачивает свои собственные счета за материальные ценности и услуги.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия