Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование методики проведения финансовой диагностики предприятия.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить цели и методы финансовой диагностики;
- исследовать особенности методик диагностики: финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности, эффективности деятельности предприятия, вероятности банкротства;
- провести финансовую диагностику на примере предприятия.

Содержание работы

1. Теоретические и методические основы финансового анализа и диагностики деятельности предприятия
1.1. Сущность и назначение финансового анализа и диагностики
1.2. Системы и методы финансового анализа
1.3. Методы диагностики деятельности предприятия
1.4. Основные показатели используемые при анализе и диагностике деятельности предприятия
2. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ОАО «…»)
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ финансового состояния предприятия
2.3. Выработка рекомендаций по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Файлы: 1 файл

Сергей УФД.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

    Прибыль на собственный капитал (ROE) = (Чистая прибыль / Акционерный капитал) * 100%

    Этот  коэффициент показывает, сколько было заработано на средствах, вложенных владельцами акций (либо прямо, либо при помощи нераспределенной прибыли). Коэффициент ROE представляет интерес для существующих или потенциальных инвесторов, а также для руководства компании, призванного наилучшим образом учитывать интересы акционеров. Однако для руководителей филиалов этот коэффициент не представляет особого интереса, т. к. они обязаны эффективно управлять активами независимо от роли акционеров и кредиторов в финансировании данных активов.

    Инвестированный капитал, называемый также постоянным капиталом, представляет собой сумму  долгосрочных обязательств (кредитов и займов) и акционерного капитала. Поэтому он выражает денежные ресурсы, находящиеся в обороте предприятия длительное время. Предполагается, что краткосрочные обязательства имеют тенденцию к колебаниям, автоматически связанным с изменениями по текущим активам.

    Прибыль на инвестированный капитал (ROIC) = {[Чистая прибыль + Проценты * (1 - Ставка налога) ] / [Долгосрочные обязательства + Акционерный капитал ]} * 100 %.

    Инвестированный капитал равен также оборотному (работающему) капиталу плюс основной капитал. Данный факт указывает на то, что акционеры и кредиторы  должны финансировать имущество  и оборудование компании, иные долгосрочные активы и ту часть текущих активов, которая не возмещена за счет краткосрочных обязательств.

    Отдельные фирмы часто используют показатель ROIC для оценки деятельности своих филиалов, часто называя его прибылью на задействованный капитал (ROCE) или «чистые активы» (активы минус текущие обязательства). Данный параметр применим только в тех случаях, когда руководство филиала оказывает важное влияние на принятие решений о приобретении активов, о кредитной политике (счета к получению), о распоряжении денежной наличностью и уровне его краткосрочных обязательств.

    Прибыль на инвестированный капитал равна  чистой прибыли, деленной на инвестиции. Коэффициент ROI можно рассматривать  как совокупный результат двух факторов: рентабельности продаж и использования инвестиций.

[Чистая  прибыль ] / [Инвестиции (ROI) ] = (Чистая  прибыль / Объем продаж) * (Объем  продаж / Инвестиции)

    Каждый  из двух терминов с правой стороны  уравнения имеет свой экономический  смысл. Чистая прибыль, деленная на объем  продаж, выражает экономическую рентабельность проданных товаров (ROS). Второй показатель — объем продаж, деленный на инвестиции, — характеризует оборачиваемость последних.

    Данные  отношения показывают два основных пути улучшения данного показателя (ROI). Во-первых, этого можно добиться повышением нормы прибыли. Во-вторых, параметр (ROI) может быть улучшен за счет увеличения оборачиваемости инвестиций. В свою очередь, оборачиваемость последних можно повысить, либо увеличив объем продаж, сохранив неизменной сумму инвестиций, либо снизив объем инвестиций, необходимых для поддержания заданной величины объема продаж.

    В дополнение к желанию иметь удовлетворительную норму прибыли инвесторы хотели бы, чтобы их капитал был защищен  от финансового риска. Прибыль на акционерный капитал (ROE) могла бы быть повышена, если бы дополнительное инвестирование в новые проекты достигалось исключительно за счет долговых обязательств. Конечно, при условии, что прибыль на эти дополнительные инвестиции должна превышать расходы по выплате процентов по данным обязательствам.

    Однако  подобная инвестиционная политика повысила бы риск утраты акционерами своих  вложений, т. к. выплаты по процентам  и основной суммы долга фиксированы  и их неуплата неизбежно приведет компанию к банкротству. Степень  риска в каждом случае может быть измерена относительными размерами сумм обязательств и акционерного капитала и средств, выделенных на погашение обязательств. Подобный анализ также требует использования финансовых коэффициентов. 

    1. ФИНАНСОВАЯ  ДИАГНОСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
 

    Если  исходить из того, что предприятие должно рассматриваться как механизм, пребывающий в состоянии непрерывного совершенствования своей деятельности, то естественно возникает вопрос, с чего начать этот процесс. Комплекс диагностических процедур является очевидной стартовой фазой любого процесса реструктуризации. Подобно тому, как больной человеческий организм нуждается в основательной диагностике перед началом лечения, предприятие должно пройти не менее основательную диагностику прежде, чем приступить к трансформации. Данная аналогия является весьма уместной, многие западные финансовые менеджеры используют термин «финансовое здоровье» (Financial Health).  
        Предположим, что финансовая диагностика проведена, найдены «болевые точки» бизнеса, проведен комплекс мер по улучшению состояния предприятия и, казалось бы, цель достигнута. Но успокаиваться рано. Каждый врач знает, что любой его выздоровевший больной нуждается в постоянном контроле здоровья, основательном, скажем раз в году (это, кажется, называется диспансеризацией) и менее основательном, ежемесячно. Точно также следует контролировать финансовое здоровье предприятия. По меньшей мере, раз в году предприятие должно «сдавать по возможности» все анализы, а ежемесячно - только часть из них, которые являются наиболее важными с точки зрения последующего возможного ухудшения состояния.  
А что делать, если предприятие имеет сравнительно хорошее финансовое состояние? Нужно ли о нем беспокоиться? Каждые человек, особенно в возрасте, взяв на вооружение медицинскую аналогию, понимает, что данный вопрос является глупым. В условиях современной конкуренции сохранить финансовое здоровье чрезвычайно нелегко. Если предприятие постоянно не следит за основными финансовыми показателями, то очень скоро выяснится, что финансовые результаты компании стали существенно хуже, чем в прошлом периоде. Операционный механизм предприятия становится менее эффективным с точки зрения получения конечного результата.  
Понимая важность данного тезиса, у менеджера возникает вопрос, что и как следует контролировать? Обратимся опять к медицинской аналогии. Когда врач получит результаты Ваших анализов, он обязательно начнет выяснять, каков Ваш образ жизни? Другими словами, что же в образе жизни пациента привело к такому его состоянию. Говоря языком более характерным для менеджмента, врач начинает изучать основные процессы жизнедеятельности пациента. Сейчас очень популярен термин «бизнес-процесс». В самом деле, чтобы лучше понять причины «финансового нездоровья» предприятия необходимо глубоко изучить основные
бизнес-процессы с тем, чтобы потом попытаться их изменить.

    На  этом можно прекратить проведение простых  популярных сравнений. Говоря более  профессиональным языком, в диагностике  предприятия существуют два основных объекта анализа:

  • финансовые результаты деятельности предприятия за период и его финансовое состояние на текущий момент времени;
  • основные бизнес-процессы предприятия.

    Таким образом, мы формулируем первое положение  диагностики, которое определяет две  сферы приложения (см. рис.1). 
 

    Рисунок 1

    Объекты диагностики

      
        Определив основные объекты диагностики, попытаемся связать финансовую диагностику с общим диагностическим процессом. Представляется очевидным положение (второе) о том, что нельзя ограничить инструментарий диагностики расчетом только финансовых показателей. Финансовые показатели должны появляться на конечной стадии диагностики. Они и являются по своей сути замыкающими: весь менеджмент предприятия упорно работал в течение месяца или квартала, потом посчитали финансовые показатели, и «прослезились» - оказалось хуже, чем в прошлом периоде. Спрашивается, почему? Ответить на этот вопрос принципиально нельзя, если использовать только финансовые показатели. Следует не забывать, что диагностика не делается сама по себе - она служит целям управления. А управлять предприятием с помощью только финансовых коэффициентов - это то же самое, что управлять автомобилем, используя зеркало заднего обзора: «видно, что оставил за собой, но непонятно, как это случилось». Это в одинаковой степени относится как к левой, так и к правой стороне рис.1. Анализировать следует не только бизнес-процессы обеспечивающие «финансовую функцию» предприятия, но и все основные бизнес-процессы, связанные с деятельностью предприятия.  
Остановимся на структуре диагностики. Начнем с диагностики результатов деятельности и состояния предприятия. Финансовый инструментарий данной части диагностики весьма обширен, он включает в себя большое количество финансовых показателей (коэффициентов), которые зачастую дублируют друг друга, и не всегда очевидна необходимость использования тех или иных коэффициентов. Представляется целесообразным следующее третье положение финансовой диагностики сформулировать в виде принципа разумной достаточности использования методов финансового анализа. Суть принципа чрезвычайно проста - для целей диагностики следует использовать только те показатели, которые являются информационной основой для принятия управленческих решений. Практическая полезность данного принципа очевидна, учитывая то обстоятельство, что на многих предприятиях используется зачастую большое количество финансовых коэффициентов, перечень которых определяет финансовый директор. Эти показатели «ложатся на стол» генерального директора, и он нередко не знает, что с ними делать, как их использовать для целей принятия последующих управленческих решений. Гораздо лучше дело будет пойдет тогда, когда генеральный директор укажет финансовому директору свои предпочтения с точки зрения критериев принятия управленческих решений, а финансовый директор, в свою очередь, "подберет" соответствующие финансовые показатели. Дело в том, что основная задача финансового директора указать «слабые места» бизнеса, говоря образно "доложить начальству", кто и где плохо работает. На этом миссия финансового директора оканчивается, он "умывает руки" до следующего раза. Конечно же, результаты диагностики могут служить основой для поощрения работников, если результаты бизнеса улучшились.  
Если говорить о практическом воплощении принципа разумной достаточности, то на основе своего опыта работы с отечественными предприятиями, автор считает достаточным ограничиться набором средств финансовой диагностики, представленном на рис. 2.

    Рисунок 2.

    Инструментарий  финансовой диагностики

      
       Остановимся коротко на содержании каждой из составляющих. Непосредственное использование финансовой отчетности является первым, но не основным шагом, финансовой диагностики. Прежде всего, подчеркнем разницу между понятиями «информация» и «данные». Данные в области финансового менеджмента обычно представляют собой набор каких-либо сведений, главным количественного характера, которые в той или иной манере характеризуют предприятие. Существенно то, что на основе этой слабо структурированной информации принципиально невозможно произвести эффективную диагностику. Термин «информация» предполагает некоторую степень организации данных, причем порядок упорядочивания информации служит целям ее использования.

    Первый  этап структурного упорядочивания финансовых данных как раз и состоит в  составлении финансовой отчетности, когда финансовые данные организуются по специальным форматам, образующим 1) баланс, 2) отчет о прибылях и убытках, 3) отчет о движении денежных средств. Можно ли произвести обстоятельный анализ предприятия с помощью этих данных? Принципиально, да. Но это может сделать только опытный финансист. Еще ранее было упомянуто, что конечным потребителем результатов диагностики является высшее руководство, и «не царское это дело» копаться в данных баланса и отчета о прибыли. Руководителю необходима некоторая более обобщенно представленная и лаконичная система данных. В то же время получить ответы на некоторые более уточняющие вопросы можно только на основании первичных финансовых отчетов. Какие же обобщающие данные можно извлечь непосредственно из финансовых отчетов. Это, во-первых, сумму основных и оборотных средств предприятия, величину его задолженностей и собственного капитала. Далее, отчет о прибыли предоставляет данные по величине операционной и чистой прибыли. И, наконец, результирующие денежные потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности из отчета о движении денежных средств.  
       Вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности является следующей стадией упорядочивания финансовой информации. Его содержание чрезвычайно просто. В горизонтальном анализе сопоставляются (в абсолютном и процентном соотношении) основные статьи баланса, отчета о прибыли и отчета о движении денежных средств. В вертикальном анализе все данные финансовых отчетов представляются в относительном (процентном) выражении.

    Данный  инструментарий финансовой диагностики  иллюстрирует четвертое положение финансовой диагностики, которое можно сформулировать как принцип сравнимости. Суть этого принципа состоит в том, что сами по себе финансовые показатели являются бесполезными для принятия решения, если менеджер не сопоставляет их с каким-то другими данными, имеющими отношение к объекту диагностики. Существует два вида показателей для сопоставления: показатели данного предприятия за предшествующие периоды времени, аналогичные показатели других предприятий, принадлежащих той же отрасли, (обычно предприятий-конкурентов).

    Данное  положение символизирует прагматическую простоту основной цели диагностики - по результатам диагностики следует  сделать по возможности два вывода:

    * Как изменилось состояние предприятия  по сравнению с предшествующими  периодами - ухудшилось или улучшилось? 
        * Насколько успешно наше предприятие работает по сравнению с конкурентами.  
       Третий инструментарий (см. рис. 2) финансовой диагностики - это традиционный набор финансовых коэффициентов. И вот здесь наступает самая большая неопределенность. Каждый автор книги по финансовому анализу считает своим долгом предложить собственную классификацию финансовых коэффициентов. Зачастую признаки таких классификаций не очевидны. Следует отметить, что обычно не так уж важно в какой последовательности рассчитывать и анализировать коэффициенты. Важно не упустить какие-либо ключевые показатели и дать им правильную интерпретацию.  
       Автор считает целесообразным упорядочить финансовые показатели по признаку операционной деятельности как главного фокуса предприятия с учет рыночной ориентации. Этот несколько туманный на первый взгляд признак иллюстрируется рис. 3. Суть предлагаемого подхода состоит в том, что основным показателем результативности предприятия признан показатель прибыльности собственного капитала (обычно обозначается ROE). Таким образом, на первое место ставится интерес собственника. Данный показатель обеспечивается, главным образом, двумя факторами: прибыльностью продаж (этот показатель принадлежит группе показателей операционной деятельности) и оборачиваемостью активов (группа показателей эффективности использования активов). В самом деле, каждый предприниматель понимает, что высокую отдачу от использования вложенных средств можно обеспечить высокой «маржей продаж» и/или высокой оборачиваемостью оборотных средств. Оценка показателей ликвидности является неотъемлемой частью диагностической процедуры. Их назначение состоит в том, чтобы предостеречь менеджмент предприятия от излишнего увеличения оборачиваемости. «Помни об угрозе банкротства» - говорят эти показатели. Наконец, отдачу от использования вложенных собственником средств можно увеличить за счет использования долгосрочных заемных ресурсов. Эту часть деятельности компании (она называется финансовой) характеризует группа показателей структуры капитала.

    Рисунок 3.

    Структура финансовых показателей предприятия

      
      Этим можно было бы окончить описание структуры финансовых показателей. Но она будет не полной. В том случае, когда предприятие является акционерным обществом открытого типа и когда существует развитый рынок ценных бумаг, имеет смысл анализировать так называемые «рыночные показатели» как прибыль на одну акцию, коэффициент дивидендных выплат и т.п.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия