Анализ и оценка эффективности использования оборотных активов коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 09:44, дипломная работа

Описание работы

Управление оборотными активами – это актуальная, сложная и достаточно противоречивая проблема как производственного, так и финансового менеджмента. Структура и предметно-вещественный состав, укрупненные компоненты оборотных активов (производственные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и их эквиваленты, оптимизация управления вложениями в эти активы) - требуют различного подхода в системе управления, поскольку они составляют существенную долю активов предприятия в целом и в значительной степени определяют прибыльность и рентабельность, эффективность и конкурентоспособность современного предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ 9
1.1 Сущность, цели, задачи и принципы управления оборотными активами предприятия 9
1.2 Показателями управления оборотными активами 16
1. 3 Особенности управления оборотными активами в российских условиях 26
1.4 Информационная база управления оборотными активами 28
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ГУП «КОРЕНЕВСКИЙ» ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЗАВОД 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 33
2.2 Оценка и анализ управления оборотными активами предприятия 38
2.3 Анализ эффективности использования оборотных средств 49
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ 52
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления финансовой устойчивостью предприятия и источникам формирования запасов 52
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию управления оборотными активами и улучшению работы предприятия в целом 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение А - Балансы предприятия 2009-2009 гг 70
Приложение Б - Отчеты о прибылях и убытках 2009-2009 гг 71
Приложение В – Отчеты о движении денежных средств 2009-2009 гг 72
Приложение Г – Устав предприятия 73

Файлы: 1 файл

0286391_5F83F_analiz_i_ocenka_upravleniya_oborotnymi_aktivami_predpriyatiy.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

Поэтому гораздо эффективнее реализовывать продукцию через сеть уже существующих магазинов, которые расположены в районе.

В настоящее время предприятие располагает всей необходимой документацией для реализации продукции собственного приготовления в розничной торговле.

Вследствие этого дополнительные затраты будут складываться, в основном, за счет расходов на сырье для производства продукции, затрат на упаковку и маркировку, транспортных расходов.

В соответствии с калькуляционными карточками ресторана реализовывать в розничной сети рекомендуется следующие блюда и полуфабрикаты, приведенные таблице 7.

Таблица 7 – собственная продукция для розничной реализации

Показатель

Выход в готовом виде, (г.)

Себестоимость

1 упаковки, (руб.)

Кондитерская патока

200

22,97

Крахмал пищевой

1000

40,21

Крахмал технический

500

13,49

Картофель фри замороженный

500

20,94

Морковные рулеты охлажденные

1000

38,12

Кукуруза вареная  (зерна)

200

21,52

Патока с орехами

1000

41,61


 

В качестве транспортной тары  предлагаем использовать функциональные емкости с крышками, металлические и полимерные многооборотные ящики с плотно прилегающими крышками, полиэтиленовые мешки, разрешенные Госкомсанэпиднадзором для контакта с пищевыми продуктами. В качестве потребительской тары - пакеты, коробки, целлофан, пергамент, термоусадочную пленку.

Затраты на тару составят по нашим подсчетам 7% от себестоимости продукции.  В соответствии с производственными мощностями и наличием квалифицированных трудовых ресурсов с учетом данных пиковых нагрузок в течение курортного сезона предприятию предлагается изготавливать для реализации количество блюд и кулинарных изделий в день, приведенных в таблице 15.

При этом не возникает необходимости в дополнительных расходах на заработную плату и приобретение дополнительного оборудования. Предлагаемый пробный объем составляет порядка 10о тыс.руб.

Предложение объема производства продукции исходит из того, что этот объем  хотя и является пробным, но является безубыточным, И хотя технология расчета безубыточности не приведена в работе, этот объем проверен на практике. В первом варианте цены на продукцию собственного приготовления и полуфабрикаты исходи из торговой наценки в 25 процентов, во втором – 35 процентов. Как показывают приведенные расчеты, увеличение валового оборота предприятия составит от 28 до 34 тыс. руб. в месяц.

Для сравнения приведем данные за 2009 год: выручка от продаж в целом составила 1939,40 тыс. руб., себестоимость проданной продукции 737,53 тыс. руб., валовая прибыль – 1201,87 тыс. руб. За счет валовой прибыли покрывались коммерческие расходы в размере 1162,70 тыс. руб., причем прибыль от продаж составила всего 39,17 тыс. руб. за год.

Прогнозируемые финансовые результаты от розничной реализации собственной продукции приведены в таблице 8.

Таблица 8 - Прогноз финансовых результатов от розничной реализации собственной продукции (тыс. руб.)

Показатели

Вариант 1

Вариант 2

1 месяц

1 квартал

1 год

1 месяц

1 кварт.

1 год

Выручка (нетто) от продаж

28,70

860,90

10330,79

34,44

1033,09

12396,89

Себестоимость проданной продукции

22,96

688,68

8264,21

22,96

688,68

8264,21

Валовая прибыль

5,74

172,22

2086,58

11,48

344,39

4132,68


 

 Развитие нового направления  деятельности позволило бы при  незначительном росте коммерческих расходов (расходов на оплату труда производственного персонала и коммунальных услуг) увеличить размер выручки от продаж и, как следствие, прибыли от продаж и чистой прибыли. Учитывая наличие проблем управления прибылью и рентабельностью производства, подход к механизму управления должен носить комплексный характер.

Что же касается рекомендаций по совершенствованию управления источниками  формирования запасов, то сравним несколько абсолютных показателей, представленных в таблице 9.

Таблица 9 – Показатели формирования запасов, тыс. руб.

Показатели

2007 г

2008 г.

2009 г.

СОА

4753

4891

4443

ОСОА

8995

10171

18696

DСОА

+1655

+295

-1503

DОСОА

+5897

+5575

+12750


 

Проведем оценку финансового состояния на краткосрочную перспективу с помощью показателя текущей ликвидности. Его значения составили соответственно в  2007 г. – 2,1; в 2008 г. – 1,9;  в  2009 г. – 1,3.

Учитывая, что нормативное значение показателя составляет 2,0, можно сделать вывод, что по итогам 2007 г. предприятие было еще ликвидным,  в 2008 г. коэффициент ликвидности незначительно отклонился от нормы, а в 2009 г. значение вовсе снизилось более чем в 1.5 раза. Это означает, что у предприятия не только не хватает рабочего капитала, но и не обеспечивается покрытие текущих долгов оборотными активами.

Оценивая предприятие на долгосрочную перспективу определим коэффициент финансирования, который по нашим расчетам составил  соответственно в 2007 г. – 0,79;  в 2008 г. – 0,85;  в 2009 г. – 2,89.

По полученным результатам видно, что в 2007 и 2008 гг. значение показателя было более 0,5, а в 2009 г. отклонилось от нормы на 2,39. Данный факт свидетельствует о том, что заемный капитал в несколько раз превышает собственные источники финансирования. Значение коэффициента финансирования 2,89 говорит о финансовой неустойчивости не только по российскому стандарту, но и по международным оценкам, где к заемным источникам в силу их дешевизны относятся более терпимо, чем в Росси.

Оценивая далее финансовое состояние ГУП «КЭЗ» на долгосрочную перспективу, рассмотрим долгосрочную структуру баланса, которая по подсчетам составила в 2007 г. – 0,12;  в  2008 г. – 0,22; в  2009 г. – 0,19.

Учитывая, что финансовая устойчивость предприятия может считаться крепкой только тогда, когда долгосрочные активы покрыты долгосрочным капиталом, значение коэффициента в этом случае должно быть ≤ 1, свидетельствует об образовании финансовой неустойчивости.

Опасная тенденция снижения ликвидности может привести предприятие к банкротству. Поэтому уровень ликвидности необходимо довести хотя бы до значения 1.5 и пересмотреть политику в отношении управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами.

В связи с этим предложенные рекомендации по организации розничной торговли продукцией собственного производства, приведенные выше, считаю своевременными для совершенствования системы управления оборотными активами с точки зрения прибыльности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

 

 

3.2 Предложения  и рекомендации по совершенствованию  управления оборотными активами и улучшению работы предприятия в целом

 

  Управление оборотными активами, как это показано выше, напрямую связано с финансовой устойчивостью предприятия, на которую оказывают влияние различные факторы - положение предприятия на товарном рынке; производство и выпуск дешевой, пользующейся спросом продукции; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие неплатежеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и другие. Выше уже были показаны возможности основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая - уменьшение издержек, а также платежеспособности. Учитывая влияние сезонности нашего предприятия и его специфику как Гупа наращивание объема выпуска и реализации все-таки необходимо связывать с уменьшением издержек, поиску инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов перейти к регулируемым доходам. В то же время, недостаточно обеспечить только прибыльность. Необходимо, чтобы предприятие акцентировало реализацию и сбыт продукции, увеличение доходов, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек (хотя они и взаимосвязаны).

Рекомендации связаны в первую очередь с тем, чтобы руководство предприятия ориентировалось не столько на получение максимальной прибыли, сколько на получение максимального дохода. Максимальное получение прибыли в основном будет связано со снижением производственных издержек. Однако в условиях, когда самими затратами предприятие еще  сможет управлять, то цена на каждый входной ресурс практически в условиях инфляции,  остается  неуправляемой. Таким образом. предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия. Для усиления финансовой устойчивости необходимо обратить особое внимание на статьи общей величины неплатежей, их причины и источники, ослабляющие финансовую напряженность:

  • просроченная задолженность по ссудам банка;
  • просроченная задолженность по расчетным документам поставщиков;
  • недоимки в бюджеты;
  • прочие неплатежи в том числе и по оплате труда.

В системе управления рекомендуется  обратить особое внимание на причины неплатежей:

  • недостаток собственных оборотных средств;
  • сверхплановые запасы товарно-материальных ценностей;
  • товары отгруженные, но не оплаченные в срок покупателями;
  • товары на ответственно хранении у покупателя ввиду отказа от акцепта;
  • иммобилизация оборотных средств в капитальное строительство, в задолженность работников по полученными ими ссудам;
  • расходы, не перекрытые средствами специальных фондов и целевого финансирования.

А также на  источники, ослабляющие финансовую напряженность:

  • временно свободные собственные средства (фонды экономического стимулирования, финансовые резервы и др.);
  • привлеченные средства (превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской)
  • кредиты банка на временное пополнение оборотных средств и прочие заемные средства.

Поэтому предложения и рекомендации касаются прежде всего:

    1. Гибкости и способности быстро менять ассортимент выпускаемой продукции.
    2. Необходимости внедрение инновационных технологий производства и обслуживания.
    3. Роста качества продукции и предоставления потребителям дополнительных фирменных услуг.
    4. Изменения  структуры издержек производства и роста доли издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства, непосредственно касается и управления прибылью.
    5. Повышения скорости движения оборотных средств, сокращения всех видов запасов, максимально быстрого продвижения продукции от производителя к потребителю.

Естественно, что такой подход требует совершенно иного в управлении качеством продукции и организации поставок. Осуществляя тактику постоянных улучшений даже в давно известной продукции, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов продаж и доходов. Товар, спрос на который существует, считается рентабельным и будет приносить предприятию больше дохода.  Ускорение оборота производственных фондов влияет на: прибыль в сторону ее повышения, на снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства.

 Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает степени экономических гарантий предприятия и его партнеров в финансовом и производственном отношении. Конкурентоспособность предприятия   может обеспечить оптимальное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в его распоряжении.

Рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования системы управления оборотными активами, прибылью и рентабельностью, платежеспособностью и финансовой устойчивостью позволят сохранить кадровый и производственный потенциал предприятия, увеличить показатель выручки от реализации продукции и хотя бы частично покрыть коммерческие расходы осенне-зимнего периода, стабилизировать количественные и качественные показателями управления - прибыль, рентабельность, себестоимость, объем реализации, экономический рост, качество продукции и услуг, производительность труда, расходы на содержание аппарата управления, экономичность, гибкость, конкурентоспособность.

 

 

                                                                                                               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного анализа в выпускной квалификационной работе сделаны следующие выводы.

 1  Управление оборотными активами как процесса роста прибыли и повышения рентабельности, укрепление платежеспособности и финансовой устойчивости, как следствие совершенствования эффективности функционирования предприятия   представляет собой механизм оптимизации  ресурсной, финансовой экономической, социальной, инновационной, технологической, информационной, организационной  и других сторон деятельности предприятия и заключается в комплексном подходе, который  включает на сегодня диверсификацию деятельности с учетом приоритетов предприятия в условиях достаточно жесткой конкуренции.

2 Целью управления оборотными активами предприятия является оптимизация удовлетворения потребностей в приобретении различных элементов оборотных активов, обеспечение соответствия их объемов объемам финансово - хозяйственной деятельности, максимизации прибыли, и минимизации издержек при допустимом уровне риска.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности использования оборотных активов коммерческой организации