Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:35, доклад
Основной характерной чертой XXI века является резкое повышение роли знаний во всех сферах человеческой деятельности, обусловленное информационной революцией. Экономические эпохи различаются, прежде всего, способом производства материальных благ для человечества. Если в доиндустриальном обществе приоритет в производстве принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, то в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам, которые являются природным «ремнем», инновационного механизма хозяйствующих субъектов. По данным Всемирного банка в настоящее время лишь 16% экономического роста обусловлены развитием физического капитала, 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим капиталом, реализуемым, прежде всего, в виде инноваций
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Тольяттинский Государственный Университет
Институт «финансов, экономики и управления»
Портфель
На тему : «Анализ интеллектуального капитала»
Введение.
Основной характерной чертой XXI
века является резкое повышение роли
знаний во всех сферах человеческой деятельности,
обусловленное информационной революцией.
Экономические эпохи
В современных условиях глобальной
конкуренции по всем направлениям общественной
жизнедеятельности, острой потребности
России в модернизации экономики
решающим фактором обеспечения социально-
Происходящие сегодня в
Основой деятельности современной фирмы, ее конкурентоспособности является интеллектуальный капитал. Рост его определяется, прежде всего знаниями и способностями руководителей, обладающих компетентностью, их человеческим капиталом.
Поскольку функции и задачи управленческого труда в значительной степени зависят от внешних экономических условий, при определении качеств компетентного руководителя необходимо учитывать, что роль современного руководителя значительно изменилась. Это связано с разрушением авторитарной системы управления прошлого, в которой доминировала социалистическая экономика с командными методами управления, и переходом к более гибкой экономической системе свободного рынка.
1. Понятие и структура интеллектуального капитала
В условиях информационного общества интеллектуальный капитал признается ведущим ресурсом, наличие и использование которого является основой деятельности любого индивида, любого экономического субъекта и влияет на его эффективное функционирование. Значимость данного фактора производства возрастает с каждым днем, поскольку в современном мире приоритет отдается интеллектуальной (творческой) деятельности индивидов. Основой общественного развития человечества признан «умственный запас», поэтому проблема воздействия интеллектуального капитала на результаты деятельности субъектов является весьма актуальной в настоящее время.
Для эффективного и рационального использования интеллектуального капитала весьма важной остается проблема определения данной категории. Необходимо отметить, что этот вопрос в настоящее время является одним из нерешенных как в отечественной, так и в зарубежной науке. Несмотря на наличие, достаточно большого количества исследований по рассматриваемой нами проблеме, категория «интеллектуальный капитал» по-прежнему остается одной из неопределенных и наиболее подвижных.
Природа капитала, его сущность приковала к себе внимание экономической мысли на протяжений столетий. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений люди по разному отвечают на вопрос, что такое интеллектуальный капитал. Категория интеллектуального капитала актуализировалась на информационной стадии развития экономике в результате стремления к более полному учету основных факторов, участвующих в производстве на ряду с физическим капиталом и трудом. В 1969 году Д.К. Гэлбрейт определил термин «интеллектуальный капитал» как нечто большее, чем »чистый интеллект» человека, и включающее определенную интеллектуальную деятельность. С тех пор исследователи многократно корректировали и дополняли определение интеллектуального капитала. Так, Э. Брукинг пишет, что «интеллектуального капитала - это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать, усиливая конкурентные преимущества.
Составными
частями интеллектуального
По мнению профессора школы бизнеса Открытого университета К. Брадли «интеллектуальный капитал - это превращение знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям». Автор верно заметил, что интеллектуальный капитал, как полезный ресурс, может стать мощным конкурентным преимуществом объекта.
По Иноземцеву В.Л. «интеллектуальный капитал - это информация и знания, специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе факторы, в рамках фирм принимают облик интеллектуального капитала». Составные части интеллектуального капитала, согласно точки зрения Иноземцеву В.Л.: первое - человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта знаний навыков, способностей к нововведениям, а так же к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; второе - структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, организационную структуру, базы данных, электронные сети.
Под
интеллектуальным капиталом того или
иного субъекта Б.Б. Леонтьев понимает
стоимость совокупности имеющихся
у него интеллектуальных активов, включая
интеллектуальную собственность, его
природные и приобретенные
По
А. Стюарду «интеллектуальный
По
К. Тейлору «интеллектуальный
Множественность
определений еще раз показывает
о недостаточной изученности
категории, о ее многогранности, об
отсутствии единого понимания ее
сути. Анализ приведенных определений
позволяет заключить, что общепринятого,
удовлетворяющего все участников рыночных
отношений и способствующего
к разработке методов стоящих
перед ними управленческих задач
определения интеллектуального
капитала, нет. Требуется такая формулировка
термина «интеллектуальный
-
устанавливала бы взаимосвязь
этого понятия и его
-
указала направление к
-
позволяла бы вести оценку
изучаемого явления
-
открыла бы путь для
Под
интеллектуальным капиталом того или
иного субъекта Б. Б. Леонтьев понимает
стоимость совокупности имеющихся
у него интеллектуальных активов, включая
интеллектуальную собственность, его
природные и приобретенные
Компании сегодняшнего дня сильно отличаются от компаний прошлого, прежде всего, новой структурой капитала. Сегодня не материальные запасы определяют этот капитал, не основные фонды, а информация, знания, (интетеллектуальный капитал). Основу деятельности традиционной компании составляет совокупность основных фондов, которые находятся в собственности владельцев компании. Эти владельцы несут ответственность за их сохранность и нанимают работников для приведения их в действие. Современная компания- это, прежде всего, интеллектуальный капитал, который не имеет материальной формы, и его определенная часть не принадлежит полностью капиталисту. Инвестиционная компания «Скандия» стала одной из первых организаций, которая на практике применила концепцию интеллектуального капитала и предприняла попытку измерить его составляющие. Начиная с 1996 год, в своем годовом отчете она представляет собственный интеллектуальный капитал, который состоит из человеческого, организационного и клиентского капитала. При этом организационный и потребительский капитал в классификации «Скандия» объединяется в один вид, который носит название структурный капитал. Величина интеллектуального капитала в компании определяется как разница между рыночной оценкой стоимость компании и физическими активами.
Именно
данное представление основных составляющих
интеллектуального капитала и данная
терминология в дальнейшем стали
весьма распространенными в научной
литературе, посвященной проблемам
формирования и использования
Человеческий капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знание, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.
Организационный капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это процедуры технологии , системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты , культура организации. Организационный капитал - это организационные возможности фирмы ответить на требование рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразую информацию. Организационный капитал в большей степени является, степенью является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.
Потребительский или клиентский капитал - это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Это отношение с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами, бренды , торговые марки, имидж организации. Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивного обращения с персоналом компании.
Ряд
авторов, использует несколько иную
классификацию состава
Компетенция сотрудников - это способность действовать в разнообразных ситуациях, образование, квалификация, умение и навыки, опыт и энергия, отношение к работе, к клиентам, уровень общей культуры.
Внутренние структуры - это патенты, концепция, ноу-хау, авторские права, компьютерные и административные системы сетевого взаимодействия, оргструктура, культура организации.