Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:35, доклад
Основной характерной чертой XXI века является резкое повышение роли знаний во всех сферах человеческой деятельности, обусловленное информационной революцией. Экономические эпохи различаются, прежде всего, способом производства материальных благ для человечества. Если в доиндустриальном обществе приоритет в производстве принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, то в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам, которые являются природным «ремнем», инновационного механизма хозяйствующих субъектов. По данным Всемирного банка в настоящее время лишь 16% экономического роста обусловлены развитием физического капитала, 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим капиталом, реализуемым, прежде всего, в виде инноваций
Боб Йохансен из Института будущего предсказывает то, что он назвал «сетчатой организацией», состоящей из индивидуумов, организованные в мелкие временные межорганизационные, ограниченные сроками и призванные выполнять конкретные задачи группы, которые обычно называют командами.
Какую
бы себе организационную форму мы
себе не представляли, ей всегда будет
необходим некоторый тип
Несмотря
на указанные специфические
Компании
сегодняшнего дня сильно отличаются
от компаний прошлого, прежде всего
новой структурой капитала. Сегодня
не материальные запасы определяют этот
капитал, не основные фонды, а информация,
знания (интеллектуальный капитал). Современная
компания это, прежде всего, интеллектуальный
капитал, который не имеет материальной
формы, но оказывает огромное влияние
на стоимость компании и на ее конкурентные
преимущества. Данный факт является признанным
во всем мире, но необходимо еще много
исследований и теоретических работ,
чтобы интеллектуальный капитал
стал восприниматься нами как нечто
естественное, чтобы он вписался в
современную экономическую
Компании и организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью. Они владеют им совместно с наемными работниками (если речь идет о человеческом капитале), и совместно с потребителями и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале).
Элементы интеллектуального капитала обладает определенной спецификой. Интеллектуальный капитал, сконцентрированный в умении и квалификации работников, обычно прирастает со временем. Патенты, наоборот, достаточно быстро теряют свою ценность, если они не материализованы в продуктах или вовремя не залицензированы. Потребительский капитал также имеет свойство быстро терять свою стоимость. Потребитель по тем или иным причинам может достаточно быстро переключиться на конкурента.
Исходной проблемой на нынешнем этапе развития государства является вопиющее несоответствие наличной культуры управления сферами жизнедеятельности государства, где сектор интеллектуального труда занимает ведущее место, задачам развития этого сектора и повышения качества жизнедеятельности специалистов, в нем занятых. Это несоответствие проявляется в экономическом, кадровом, структурном, информационном, технологическом и других аспектах и фиксируется на всех уровнях управления.
Формирование
и эффективное использование
необъятного интеллектуального
и духовного потенциала российских
управленцев является одним из условий
повышения эффективности
В
конце второго тысячелетия
По нашему мнению, изучение процесса формирования интеллектуальной культуры организации и оценки интеллектуального потенциала ее сотрудников, а также повышение производительности интеллектуального труда всего коллектива является относительно самостоятельной частью экономической теории и управленческой практики.
Категория «интеллект» (лат. Intellektus) в научной литературе трактуется как способность человека к мышлению, рациональному познанию, абстрактно-аналитической деятельности, генерации новой информации. Интеллект является предметом «интеллектуального труда» человека.
Интеллектуальный труд - целесообразная интеллектуальная деятельность, направленная на удовлетворение личных, профессиональных и социальных потребностей человека и эффективное обеспечение процесса реализации стоящих перед субъектом или группой субъектов целей и задач. При разделении труда на умственный и физический мышление приобрело форму самостоятельной деятельности со своими мотивами, целями, операциями. Процесс интеллектуального труда по своей сути скрыт от глаз посторонних наблюдателей. Он трудно организуется внешними средствами, потому что человек, который находится в процессе созидания, пользуется внутренним средством деятельности - мышлением.
Акты мышления всегда заканчиваются получением некоего продукта - суждения, понятия или умозаключения. Как правило, подобные результаты умственной деятельности фиксируются в языке, поэтому управление такой деятельностью в процессе ее осуществления исключено. Проще говоря, пока человек не выскажет то, что он придумал, воздействовать на него с целью побуждения его к деятельности, т.е. управлять им - невозможно.
В контексте проблематики «руководитель-подчиненный» мышление выступает как интерпретация результатов предметных действий отдельного человека и профессиональной деятельности коллектива в целом. Мышление как концепт включено в структуру выстраивания взаимоотношений между людьми. Результаты мыслительной деятельности одного человека в ходе взаимодействия могут быть переданы другому лицу. В этом как раз и заключается сущность процесса передачи знаний, сущность обучения. Однако результаты мыслительных актов проявляются только в завершении процесса мышления, а так как процесс мышления непрерывен, то понять и оценить значимость полученного «продукта» трудно, хотя продукты интеллектуального труда (мыследеятельности) человека (понятия, суждения, умозаключения, идеи, цели последующих действий, и пр.) уникальны и составляют основу для любой внешней деятельности (поведения) людей.
Интеллектуальная деятельность человека, как и его физическая трудовая деятельность, оплачивается и капитализируется. Интеллектуальный капиталестьналичная стоимость всякой умственной деятельности. Интеллектуальный капитал сосредотачивается в двух формах: в сознании профессионалов и в фиксированной форме как интеллектуальная собственность человека (человеческий капитал) или предприятия (организационный капитал). Интеллектуальный капитал предприятия существует в форме общественно-производственных и личностно-профессиональных отношений (потребительский капитал).
Часть
интеллектуального капитала, которая
находится в сознании людей, не обладает
овеществленной, товарной формой и, следовательно,
практически оценивается только
при покупке организации. В процессе
оборота той части
Капитализация интеллекта, т.е. процесс его овеществления, происходит как:
1.процесс
превращения прибавочной
2. процесс образования мнимого капитала.
Под мнимым капиталом можно подразумевать доход предприятия, получившийся от использования зафиксированного ранее интеллектуального продукта (патенты, авторские свидетельства, открытия и пр.), а также как доход от проводимой «здесь и сейчас» интеллектуальной деятельности (например: экспертно-аналитической деятельности) отдельного человека или всего коллектива.
Интеллектуальный
капитал складывается из освоенных
профессионалами частей интеллектуального
ресурса предприятия или
Набольшая
часть интеллектуального
К
условиям развития интеллектуального
капитала относятся:социально-
Как
руководство предприятия, так и
многие организационные единицы
предприятия используют интенсивный
умственный труд специалистов, базирующийся
на творческих способностях людей. Интеллектуальная
основа профессиональной деятельности
специалистов заставляет работающих в
ней людей разделяться по функциональным
признакам и брать на себя разные
социальные роли в разных условиях
существования института
интеллектуальный
капитал инновационный
3. Инвестиции в интеллектуальный капитал
Инвестиции в интеллектуальный капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций:
1.
Отдача от инвестиций в
2.
Интеллектуальный капитал