Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 02:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование понятия рентабельности, ее роли в деятельности предприятия, методов расчета показателей и оценка рентабельности.
Предмет исследования механизм образования прибыли и рентабельности в процессе деятельности предприятия.
Объектом исследования является торговое предприятие.

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ анализ рентабельности РАБОТАТЬ ТУТ.doc

— 607.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка рентабельности деятельности  предприятия

В сложившейся ситуации на мировом рынке и на нестабильном этапе развития экономики в целом, руководители и собственники компаний уделяют все больше и больше времени деятельности своих компаний. При помощи финансового анализа можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

Как правило, до недавних пор, финансовый анализ компании существовал  не в полном своем объеме, и управление многих российских компаний было построено, прежде всего, на доверии, но в тяжелой финансово-экономической ситуации страны, многие компании, а именно собственники компаний, почувствовали управление их бизнесом не эффективным. Как известно, произошли большие кадровые перестановки в высшем руководстве компаний и многие, из которых были возглавлены непосредственно собственниками (прямыми бенефициарными владельцами). Если раньше, владельцу бизнеса казалось что его бизнес процветает и дает определенные результаты и приносит прибыль, то после тщательного анализа деятельности компании, многие собственники приходили в некое замешательство от того, что в действительности происходит и происходило в их компании. Те люди, которым они доверились полностью, и свой бизнес в целом, не оправдали своих надежд и доверия.

Мировой финансовый кризис пошел многим компаниям на пользу, с целью выявить недобросовестных управленцев, провести определенную чистку кадров и перестроить все бизнес процессы управления и провести реинженеринг компании в целом. Именно по этой причине и многим другим, любой владелец бизнеса все хочет знать про рентабельность своих вложений, эффективность деятельности, платежеспособность, правильно ли, выбрана тактика и стратегия ведения бизнеса, правильно ли используются финансовые ресурсы и т. д. Как известно, многие компании пошли по пути повышения ликвидности, а не прибыльности, дабы остаться «на плаву».

В целях рыночных отношений  роль финансового анализа очевидно велика. Это связано с тем, что  предприятия приобретают самостоятельность, несут полную ответственность за результаты своей производственно-хозяйственной и финансовой деятельности [18; с. 57].

В настоящее время  в мировой учетно-аналитической  практике известны десятки показателей, используемых для оценки состояния компании: рентабельность продаж, рентабельность активов и собственного капитала, оборачиваемость активов, стоимость компании и т. д. Все показатели могут являться объектами управления и характеризовать ход того или иного процесса компании. Таким образом, цель компании – ее эффективность, то есть отношение между получаемым результатом и затратами, или, превышение доходов над расходами. Вложенные денежные средства должны работать эффективно.

Один из эффективных  показателей факторного анализа является так называемая модель DuPont. Данная модель была предложена специалистами компании DuPont (The DuPont System of Analysis) в 1919 году. К этому времени достаточно широкое распространение получили показатели рентабельности продаж и оборачиваемости активов. В модели DuPont впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры (Схема 1), в вершине которой находится коэффициент рентабельности совокупного капитала ROA (return on assets), как основной показатель, характеризующий отдачу, получаемую от средств, вложенных в деятельность компании, и в основании два факторных показателя – рентабельность продаж (размер прибыли) NPM (Net Profit Margin) и оборачиваемость активов TAT (Total Assets Turnover).

 

ROА = NPM *TAT,                                                         (26)

 

Схема 1. Схематическое изображение модели DuPont

 

В дальнейшем эта модель была развернута в модифицированную факторную модель. Основное отличие этих моделей заключается в дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя [28; с. 52].

2.1. Основные  показатели модели DuPont

Собственники получают рентабельность от своих инвестиций в виде вкладов в уставный капитал. Они жертвуют теми средствами, которые  формируют собственный капитал организации и получают взамен права на соответствующую долю прибыли. С позиции собственников рентабельность наилучшим образом отображается в виде рентабельности на собственный капитал и является наиболее важным для акционеров компании. Так как характеризует прибыль, которую собственник получит с рубля вложенных в предприятие средств

 

ROА = Net Income / Equity ,                                                        (27)              

 

где ROА - рентабельность собственного капитала.

 

Применение ROА имеет определенные ограничения. Реальный доход появляется не от активов, а от продаж. На основе ROА нельзя оценить эффективность бизнес единиц компании. Кроме того, в большинстве случае компании имеют весомую долю заемного капитала. Например, в банковском секторе, заемный капитал вообще является основой всего бизнеса. Фактически вся операционная деятельность банка базируется на привлеченных вкладах, а собственный капитал выступает всего лишь резервом, гарантом платежеспособности и финансовой устойчивости банка. Так или иначе, как бухгалтерский показатель ROА дает представление о доходах, которые компания зарабатывает для своих акционеров [12; с. 155].

TAT - оборачиваемость активов. Оборачиваемость активов отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы предприятия, т. е. оценивает интенсивность использования всех активов независимо от источников их образования. С другой стороны, показывает, какую часть выручки компания имеет с вложенных в активы денежных средств. Рост данного показателя говорит о повышении эффективности их использования.

ROS - рентабельность продаж. Показатель рентабельности продаж получил широкое применение в рыночной экономике. Он характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет организация с одного рубля продаж. Используется в качестве основного индикатора для оценки финансовой эффективности компаний, которые имеют относительно небольшие величины основных средств и собственного капитала. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли от продаж или чистой прибыли к сумме полученной выручки, т. е.:

 

Rp = Рп / N или  Rp = Рч / N,                                               (28)

 

где Rp - рентабельность продаж;

     Рп - прибыль от продаж;

     Рч - чистая прибыль;

     N - выручка от продажи.

 

 

Расчет рентабельности продаж торгового предприятия

 

Показатели

Условное обозначение

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение

В процентах к прошлому году, %

чистая прибыль, тыс. руб.

Рч

4352

3272

-1080

75,6

прибыль от продаж, тыс. руб.

К

5702

6049

+347

106,1

выручка от продажи, тыс. руб.

N

180097

190363

+10266

105,7

рентабельность продаж (по чистой прибыли), единиц

PJN

0,0242

0,0172

-0,0070

71,1

рентабельность продаж (по прибыли от продаж), единиц

Pn/N

0,0317

0,0318

+0,0001

100,3


 

Как в прошлом, так  и в отчетном годах, в организации наблюдается рентабельность продаж по прибыли от продаж соответственно 3,17% и 3,18%. Рост рентабельности продаж происходит вследствие увеличения размеров прибыли от продаж в отчетном году на 347 тыс. руб., или на 6,1%.

В отчетном году чистая прибыль  снижается на 24,4%, поэтому рентабельность продаж по чистой прибыли имеет тенденцию  к снижению, и составила соответственно 2,42% в прошлом году и 1,72 в отчетном году [16; с. 96].

Действительно, слишком  низкая величина знаменателя при расчете рентабельности приводит к тому, что показатели рентабельности собственного капитала получаются слишком высокими, и, следовательно, завышают действительный финансовый потенциал организации. Оценка рентабельности продаж в таком случае позволяет более объективно взглянуть на состояние дел.

Показывает, какую сумму  чистой прибыли получает предприятие  с каждого рубля проданной  продукции. Иными словами, сколько  средств остается у предприятия  после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах [29; с. 3].

ROA - рентабельность активов. Рентабельность активов - это показатель эффективности оперативной деятельности предприятия. Является основным производственным показателем, отражает эффективность использования инвестированного капитала.

 

ROA = Net Income / Total Assets,

ROA=Net Income / Total Assets * Sales/Sales =                     (29)

= Net Income/Sales * Sales / Total assets.

 

Таким образом, рентабельность совокупных активов определяется двумя  факторами: прибыльностью продаж и  оборачиваемостью активов. Оба эти  фактора образуют мультипликативную модель. Данная модель четко отражает бухгалтерскую отчетность, первый показатель отражает «отчет о прибылях и убытках”, второй – актив баланса и соответственно третий – пассив баланса.

Уровень финансового  рычага (Leverage) можно трактовать, с одной стороны, как характеристику финансовой устойчивости и рискованности бизнеса, и с другой стороны, как оценку эффективности использования предприятием заемных средств.

 

Leverage = Debt/Equity,

Leverage = Assets/Equity.                                          (30)  

 

Рентабельность собственного капитала зависит от финансового  рычага. Дифференциал финансового рычага – это разность между рентабельностью  совокупных активов и стоимостью заемного капитала. В свою очередь  стоимость заемного капитала определяется как отношение процентных расходов к величине заемного капитала с учетом эффекта налогового щита.

 

Leverage = Debt/Equit ,

 Leverage Effect = (ROA – CDC)*Debt/Equity ,                    (31)

CDC = (Iut + It(1-T))/D

 

где CDC – стоимость заемного капитала,

      Iut – часть процентных расходов, не облагаемых налогом на прибыль,

      It – процентные расходы, облагаемые налогом на прибыль.

 

В общем случае, если налогооблагаемыми  являются все процентные расходы (это  допущение значительно упрощает расчет), стоимость заемного капитала вычисляется как:

 

CDC = I/D*(1-T),                                                        (32)

 

LE можно выразить:

 

LE = (ROA – I/D*(1-T))*D/NW.                                      (33)

 

Часть (ROA – CDC) называется дифференциалом финансового рычага.

 

ROE = ROA + LE.                                                       (34)

 

Финансовый рычаг увеличивает  рентабельность собственного капитала. Следовательно, чем выше рычаг, тем  больше акционерная стоимость. Это  очень важно для оптимизации структуры активов (если, конечно, усомниться в теории Мертона-Миллера, которая утверждает, что структура капитала не имеет ровным счетом никакого значения). Дополнительный капитал следует увеличивать до тех пор пока эффект финансового рычага положителен. Если стоимость заемного капитала превысит рентабельность активов, эффект рычага будет отрицательным. Кроме того, требуется учитывать соображения финансовой устойчивости. Наращивание долгов может поставить предприятие под угрозу банкротства [3; с. 154].

2.2. Основные  этапы проведения анализа с  помощью модели DuPont

Показателем эффективности  управления финансовыми ресурсами  компании служит рентабельность собственного капитала. Его величина зависит от принятых решений в основных сферах деятельности предприятия (финансовой, инвестиционной и основной). Изменение этого показателя говорит об общей тенденции повышения или снижения эффективности бизнеса (Схема 2).

Схема 2. Зависимость рентабельности собственного

капитала от рентабельности активов и финансового рычага

 

Рентабельность активов отражает эффективность использования инвестированного капитала, и связывает основную и инвестиционную деятельность предприятия, которые характеризуются рентабельностью продаж и оборачиваемостью активов (Схема 3).

 

Схема 3. Зависимость рентабельности активов от

рентабельности продаж и оборачиваемости активов

 

Изменение показателя рентабельности продаж (управление затратами производства, объемом продаж и ценами реализации) может быть вызвано как внешними факторами (инфляция, конкуренция, законодательство и пр.) так и внутренними (контроль качества, структура затрат, управленческий учет и пр.).

 

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия