Анализ рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 02:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование понятия рентабельности, ее роли в деятельности предприятия, методов расчета показателей и оценка рентабельности.
Предмет исследования механизм образования прибыли и рентабельности в процессе деятельности предприятия.
Объектом исследования является торговое предприятие.

Файлы: 1 файл

ТЕКСТ анализ рентабельности РАБОТАТЬ ТУТ.doc

— 607.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика  в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней  набирает силу и конкуренция как  основной механизм регулирования хозяйственного процесса. В настоящее время управление активами предприятий и возможности его совершенствования являются актуальной проблемой. Переход к рыночным условиям хозяйствования, разгосударствление собственности, с одной стороны, обострило эту проблему, с другой, - расширило возможности по ее эффективной реализации.

Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Рентабельность – это обобщающий показатель экономической эффективности производства, характеризующий уровень доходности предприятия, выраженный в процентах, означает прибыльность предприятия. Она рассчитывается путем сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

Рентабельность и прибыль – показатели тождественные, которые четко отражают рациональность использования предприятием своих ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и т. д.). Высокая прибыль подразумевает высокую рентабельность.

Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими  факторную среду формирования прибыли  предприятий. Поэтому они обязательны  при проведении сравнительного анализа, оценке финансового состояния предприятия и применяются при анализе эффективности управления предприятием, для определения долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

В данной курсовой работе будет более подробно рассмотрена рентабельность, как основной показатель эффективности работы предприятия.

В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, т. к. показывает финансовый результат деятельности организации.

В литературе, посвященной проблемам рентабельности фирмы от теоретических исследований до журнальных статей, рассчитанных на самую широкую аудиторию, понятие рентабельности характеризуется в различных интерпретациях.

Целью курсовой работы является исследование понятия рентабельности, ее роли в деятельности предприятия, методов расчета показателей и оценка рентабельности.

Предмет исследования механизм образования  прибыли и рентабельности в процессе деятельности предприятия.

Объектом исследования является торговое предприятие.

В рамках выделенных цели, предмета и объекта исследования проводимого в курсовой работе, позволяет  определить комплекс задач, которые  необходимо решить в рамках данной работы:

  • исследовать методы определения рентабельности;
  • исследовать экономическую сущность и роль рентабельности;
  • рассмотреть теоретические основы анализа рентабельности;
  • дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
  • сделать необходимые выводы по показателям рентабельности.

Показатели прибыли, рентабельности являются наиболее обобщающим мерилом  эффективности производственно-хозяйственной  деятельности предприятия [23; с. 30].

В работе использованы методы статистического, системного и финансового  анализа, диалектический метод, метод сравнений и аналогий, метод экспертных оценок, метод обобщений, а также графический инструментарий.

 

 

1. Теоретические и методологические  основы исследования анализа  рентабельности предприятия

1.1. Понятие рентабельности  и ее роль в деятельности предприятия

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. По мнению других авторов, рентабельность – относительный показатель, характеризующий доходность бизнеса, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности. В английском языке принято использовать термин возврат (return) на инвестиции. Рентабельность продаж более правильно называть прибыльностью, обычно она обозначается термином маржа, т. е. разница между продажной ценой и себестоимостью (Margin), который понимается как коэффициент прибыльности, доходности продаж, но допустим также и вариант рентабельность продаж (Return on Sales) [15; с. 205].

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение  дохода и капитала, вложенного в  создание этого дохода. Увязывая прибыль  с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления. По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т. е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции [19; с. 87].

Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в  собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса. Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов. Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса [24; с. 115].   

1.2. Виды рентабельности  предприятия и методика их  расчета

Устойчивое  функционирование предприятия зависит  от его способности приносить  достаточный объем дохода (прибыли). Эта способность оказывает влияние на платежеспособность предприятия.

В целом результативность деятельности любого предприятия можно  оценивать  с помощью абсолютных и относительных  показателей. Так, с помощью показателей  первой группы можно проанализировать динамику различных показателей прибыли (балансовой, реализации продукции, работ, услуг, оставшейся в распоряжении предприятия) за ряд лет. Такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл  (если при этом не используются соответствующие способы пересчета в сопоставимые цены).

Относительные показатели практически не подвержены влиянию  инфляции, поскольку представляют собой  различные соотношения  прибыли  и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т. д.). Экономический смысл значений указанных показателей (их принято называть показателями рентабельности) состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие [22; с. 5].

Используется и система показателей эффективности деятельности, среди них остановимся на следующих: 

 

Ра = (П / А) * 100 % ,                                                        (1)

 

где Ра – рентабельность активов (имущества);

П – прибыль в распоряжении предприятия (форма №2);

А – средняя величина активов (расчет по данным баланса).

 

Этот  коэффициент  показывает, какую прибыль  получает предприятие с каждого  рубля, вложенного в активы.

В качестве показателя прибыли  могут  использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения), чистая прибыль, чистый приток денежных средств.

В качестве показателей  активов могут  использоваться величины всех активов предприятия, внеоборотных активов, оборотных активов, чистых активов, отдельных компонентов внеоборотных и оборотных активов. Эти показатели характеризуют эффективность функционирования активов предприятия (в целом или по отдельным составляющим компонентам) с точки зрения получения прибыли предприятием.

Рентабельность всех активов показывает эффективность их использования предприятием в отчетном периоде. Снижение показателя свидетельствует либо о снижении эффективности использования активов предприятия, либо о накоплении на предприятии излишних (неиспользуемых) активов. Рост показателя, отражающий повышение эффективности использования активом, оценивается положительно как наиболее точное свидетельство успешного развития предприятия, поскольку рентабельность активов — это один из основных, критериальных показателей финансового благополучия.

 

Роа = П / ОА * 100 %,                                                   (2)

 

где Роа – рентабельность оборотных активов;

      П – прибыль в распоряжении предприятия (форма №2);

      ОА – средняя величина оборотных активов (расчет по данным баланса).

 

Коэффициент рентабельности активов показывает, сколько рублей прибыль приносит рубль вложенных средств независимо от источника их привлечения. Для  исчисления этого показателя различные  показатели прибыли соотносят со средним итогом баланса, что позволяет оценить воздействие внешних факторов.

Рентабельность  оборотных  активов показывает эффективность  их использования предприятием в  отчетном периоде. Динамика рентабельности оборотных активов оценивается  на основе сопоставления с динамикой  рентабельности всех активов и рентабельности внеоборотных активов.

Оценка  сравнительной  динамики рентабельности оборотных  активов и рентабельности всех активов  должна основываться на тщательном анализе  причин изменения доли оборотных  активов во всех активах, выяснения, связано ли это изменение с увеличением масштабов деятельности или с образованием излишних (неиспользуемых) запасов, с ускорением оборота оборотных активов или с недостаточными закупками сырья и материалов из-за дефицита источников финансирования.

 

Робщ = Бп / А * 100 %,                                                  (3)

 

где Робщ – общая рентабельность активов предприятия;

      Бп – балансовая прибыль;

      А – среднегодовая стоимость активов.

 

Этот  показатель называется еще экономической рентабельностью, и используется для расчета экономической эффективности инвестиций и в целом хозяйственной деятельности [20; с. 128].

 

Рчрп = Пр / А * 100 %,                                                  (4)

 

где Рчрп – чистая рентабельность предприятия;

      Пр – прибыль от реализации продукции;

       А – среднегодовая стоимость активов.

 

Рвк = Пвр / А *100 %,                                                   (5)

 

где Рвк– рентабельность вложений капитала;

      Пвр – прибыль от всей реализации;

      А – среднегодовая стоимость активов.

 

Сопоставление показателей Робщ (общая рентабельность предприятия) и Рчрп (чистая рентабельность предприятия) позволяет оценить влияние налогообложения на рентабельность предприятия. Сопоставление Робщ  и Рвк показывает влияние на рентабельность таких операций, как поступление и выплата дивидендов, и других, не имеющих прямого отношения к производству и реализации продукции.

Если  предприятие  ориентирует свою деятельность на перспективу, ему необходимо разработать инвестиционную политику (при этом под инвестированием понимается постоянное и долгосрочное финансирование). Информация о средствах, инвестированных в предприятие, может быть получена по данным баланса как сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств или как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств.

 

Ри = Пн / Вб - Ко * 100 %,                                            (6)

 

где Ри -  рентабельность инвестиций;

       Пн - прибыль (до уплаты налогов);

      Вб - валюта банков;

     Ко – краткосрочные обязательства.

 

Показатель  рентабельности инвестиций рассматривается  в зарубежной практике финансового  анализа как  способ оценки «мастерства» управления инвестициями. При этом, поскольку  руководство компанией не может влиять на величину уплачиваемого налога на прибыль, для боле точного расчета показателя в числителе используется величина прибыли до уплаты налога.

Акционеры вкладывают в  предприятие свои средства в целях  получения прибыли от этих инвестиций, поэтому, с их точки зрения, наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал: 

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия