Анализ рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является анализ рентабельности ОАО «Уфимский Хлебозавод №7».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «Уфимский Хлебозавод №7»
дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;

Файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 117.20 Кб (Скачать файл)

, (8)

где  – чистая прибыль;  – среднегодовая стоимость всех активов;   – среднегодовая стоимость инвестированного капитала;  – среднегодовая стоимость собственного капитала.

Несовпадение уровней  рентабельности по этим показателям  будет характеризовать степень  использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных  средств[4].

В экономической  литературе наиболее часто встречается  следующая формула расчета финансовой рентабельности (RФ):

, (9)

где ЧП – чистая прибыль;  – среднегодовая стоимость собственного капитала.

Необходимо отметить, что при расчетах рентабельности стоимость собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя  за период величина, так как в  течение года собственный капитал  может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или за счет использования  образующейся в отчетном году прибыли[6].

Ставку доходности (чистая прибыль на собственный капитал, или на рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным  образом с использованием показателя выручки от реализации следующим  образом:

, (10)

где  – чистая прибыль;  – среднегодовая стоимость собственного капитала;  – выручка от реализации.

Приведенная схема  показывает, что ставка доходности является произведением прибыльности реализации продукции для собственников  и оборачиваемости собственного капитала. Эта взаимосвязь не достаточно полно характеризует факторы, оказывающие  влияние на рентабельность собственного капитала.

Для увеличения числа  учтенных факторов и определения  их влияния, уровень рентабельности собственного капитала изучают во взаимосвязи  со следующими факторами:

  • изменением эксплуатационной прибыльности;
  • изменением оборачиваемости активов;
  • изменением ставки налогообложения;
  • изменением доли чистой прибыли, получаемой собственниками;
  • изменением финансовой структуры капитала.

Во взаимосвязи  с перечисленными факторами ставку доходности собственного капитала можно  представить следующим образом:

, (11)

где  – чистая прибыль;  – собственный капитал;  – стоимость активов;  – выручка от реализации; – прибыль до налогообложения;   – прибыль после налогообложения,

или

, (12)

где  – ставка доходности собственного капитала;  – финансовая структура капитала; – коэффициент оборачиваемости активов;  – норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам;  – ставка налогообложения;  – доля чистой прибыли в текущей прибыли.

Определение влияния  изменения факторов на обобщающий показатель можно производить методами элиминирования по следующей схеме:

  • влияние изменения финансовой структуры капитала:

 (13)

  • влияние изменения оборачиваемости активов:

 (14)

  • влияние изменения нормы эксплуатационной прибыли:

 (15)

  • влияние изменения ставки налогообложения:

 (16)

  • влияние изменения доли чистой прибыли в текущей прибыли:

 (17)

Из схемы взаимосвязи  ставки доходности на собственный капитал  с факторами видно, что произведение коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыли  и ставки налогообложения представляет собой ставку эксплуатационной прибыльности после уплаты налога (RИК), т.е.:

. (18)

Доля чистой прибыли  в текущей прибыли и финансовая структура капитала позволяют выявить  влияние имеющейся у предприятия  задолженности на рентабельность собственного капитала. В связи этим в часто  в анализе исследуют влияние  на рентабельность собственного капитала только изменение ставки доходности инвестированного капитала и влияние  изменения уровня задолженности, т.е.:

. (19)

Подобный анализ полезнее при исследовании рентабельности собственного капитала предприятия  в сравнении с другими предприятиями  или конкурентами, так как разные предприятия могут добиваться одинакового  уровня доходности собственного капитала путем воздействия на нее различных  факторов рассмотренной взаимосвязи[10].

1.2.3 Анализ  рентабельности продукции

Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и  услуг характеризуется показателем  рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости  продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических  целях, так как позволяет производить  расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например:

. (20)

Кроме того, на основе показателей рентабельности продукции  можно проводить внутризаводские  и межзаводские сравнения как  по общему объему продукции, так и  по отдельным их видам.

Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):

. (21)

Данный показатель характеризует реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при  расчетах данного показателя в числителе  используют чистую прибыль предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные  со снабженческо-сбытовой и другими  видами деятельности предприятия. Кроме  этого, на показатель оказывает влияние  и налогообложение[7].

Для осуществления  контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования  рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):

. (22)

По динамике данного  показателя предприятие может принимать  решение по изменению ценовой  политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции  или по отдельным ее видам[12].

Исходя из приведенной  формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние  на ее изменение по сравнению с  базисным периодом изменения цен  на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль  от реализации как разницу между  выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

. (23)

Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных  цен на реализованную продукцию  определяется по формуле:

 (24)

Влияние фактора  изменения себестоимости на рентабельность продаж составит:

 (25)

Общее изменение  рентабельности продаж по сравнению  с базисным периодом должно быть равно  сумме влияния перечисленных  двух факторов, т.е.:

 (26)

2. Анализ  рентабельности на ОАО «Уфимский Хлебозавод №7»

2.1 Общая  характеристика предприятия

ОАО «Уфимский Хлебозавод №7».

Отраслевая принадлежность – хлебопекарная.

Юридический адрес  – РБ, 450027 г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе – 28

Форма собственности  – собственность субъектов Федерации.

Доля государственной  собственности – 49%

Доля ОАО «Уфимский Хлеб» -2 акции

Доля физических лиц – 51%

Организационно-правовая форма – Открытое Акционерное  общество.

Руководитель предприятия  – Сафаров Айрат Талгатович.

Главный бухгалтер  – Михеева Валентина Витальевна.

Главный инженер  – Губаев Фаниль Рашитович.

Зав, производством  – Хаванова Наталья Егоровна

Наличие подъездных путей – автомобильный транспорт.

Дочерних предприятий  нет.

Основной вид  деятельности – хлебопечение.

Прочие виды деятельности:

Торговля хлебобулочными изделиями:

– магазин «Горячий хлеб», расположенный на территории завода, 2 киоска на ТСК «Военкомат».

Полное фирменное  наименование Общества – открытое акционерное общество «Уфимский  Хлебозавод №7», сокращенное фирменное  наименование Общества – ОАО «Уфимский Хлебозавод №7». Место нахождения Общества: РБ, г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, 28.

Открытое акционерное  общество «Уфимский Хлебозавод №7», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Федеральным  законом от 26 декабря 1995 г. №208 – ФЗ «Об акционерных обществах» и на основании Закона Республики Башкортостан «О программе приватизации государственного и муниципального имущества в Республике Башкортостан на 1998 год».

Общество является юридическим лицом, правопреемником  Государственного предприятия «Уфимский  Хлебозавод №7» в отношении прав и обязанностей, имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе.

Основной целью  деятельности Общества является извлечение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

– производство и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий;

– организация торгово-посреднической и закупочной деятельности;

– автоуслуги по доставке хлебобулочных изделий в торговую сеть согласно договоров.

Имущество Общества составляют активы приватизированного государственного предприятия «Уфимский  Хлебозавод №7» (основные фонды, оборотные  средства), полученные Обществом в  результате хозяйственной деятельности, иные источники, не запрещенные законодательством. Имущество Общества может использоваться им в качестве обеспечения по всем видам своих обязательств, включая  привлечение заемных средств. В  качестве обеспечения обязательств Общества могут также служить  принадлежащие ему имущественные  права и иное имущество, приобретенное  Обществом по другим основаниям, допускаемым  действующим законодательством[21].

Уставный капитал  Общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов и составляет 1960671 (один миллион девятьсот шестьдесят тысяч шестьсот семьдесят один) рубль. Уставный капитал Общества состоит  из обыкновенных акций в количестве 1960671 (один миллион девятьсот шестьдесят тысяч шестьсот семьдесят один) штук, номинальной стоимостью 1 (один) рубль  каждая. Права по объявленным акциям те же, что и по размещенным обыкновенным акциям. Все акции являются именными, форма выпуска бездокументарная.

Уставный капитал  Общества может быть увеличен путем  увеличения номинальной стоимости  акций или размещения дополнительных акций.

Прибыль Общества подлежит налогообложению в порядке, предусмотренном  действующим законодательством  Российской Федерации и Республики Башкортостан. Прибыль, остающаяся у  Общества после уплаты налогов и  иных платежей в бюджет, поступает  в полное его распоряжение и используется Обществом самостоятельно. Для обеспечения  обязательств Общества, его производственного  и социального развития из чистой прибыли создается резервный  фонд.

Резервный фонд формируется  в размере пять процентов уставного  капитала Общества. Он предназначен для  покрытия убытков Общества, а также  для погашения облигаций Общества и выкупа акций Общества в случае отсутствия иных средств. Резервный  фонд не может быть использован для  иных целей.

Высшим органом  управления Общества является общее  собрание акционеров. Общество обязано  ежегодно проводить годовое общее  собрание акционеров. Годовое общее  собрание акционеров проводится не ранее  чем через два месяца и не позднее  чем через шесть месяцев после  окончания финансового года. На годовом  общем собрании акционеров должны решаться вопросы об избрании Совета директоров, ревизионной комиссии Общества, утверждении  аудитора Общества.

2.2 Анализ  рентабельности предприятия

Для того чтобы проанализировать рентабельность данного предприятия, необходимо провести полный анализ финансовой деятельности предприятия.

Анализ финансовой деятельности предприятия производится по следующим параметрам:

1) Основные технико-экономические  показатели приведены в таблице  1.

Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели предприятия

Показатели

2008 г.

2009 г.

Темп роста, %

Объем выработанной товарной продукции, тыс. руб.

186043

202679

109

Выпуск продукции в  натуральном выражении, т.

8608,4

8026,0

93

Среднесуточная выработка  изделий, т.

23,52

21,99

93

Среднесписочная численность, чел.

218

243

111

Производительность труда, тыс. руб./чел.

853,41

834,07

98


По данным таблицы  видно, что объем выработанной продукции  в 2009 году увеличился на 9%, при этом возросла численность работников предприятия, что существенно снизило производительность труда – 2%.

2) Изменение состава  затрат на 1 рубль товарной продукции  представлено в таблице 2.

Информация о работе Анализ рентабельности