Анализ рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является анализ рентабельности ОАО «Уфимский Хлебозавод №7».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции;
провести анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ОАО «Уфимский Хлебозавод №7»
дать оценку уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия;

Файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 117.20 Кб (Скачать файл)

Таблица 2 – Изменение  состава затрат на 1 рубль товарной продукции

Показатели

2008 г.

2009 г.

Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп.

в том числе:

0=88,7

0=84,7

Амортизационные отчисления

0=00,8

0=01,2

Материальные затраты

0=51,0

0=46,2

Затраты на оплату труда

0=22,3

0=24,3

Прочие расходы

0=14,6

0=13,0


Из таблицы 2 видно, что в 2009 году затраты на 1 рубль  товарной продукции уменьшились, при  этом увеличились амортизационные  затраты и затраты на оплату труда, так как в 2009 году увеличилась среднесписочная численность работников предприятия. Значительно уменьшалась основная статья затрат – материальные затраты.

3) Подготовка и  повышение квалификации рабочих,  ИТР и служащих.

В ОАО «Уфимский Хлебозавод №7» проводятся мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров. За 2008 год прошли профессиональную подготовку 29 человек, в том числе обучены 25 человек, в семинарах участвовали – 4 человека. За 2009 год профессиональную подготовку прошли 39 человек, из них впервые были обучены 30 человек, в семинарах участвовало 9 человек. Таким образом, показатель по профессиональной подготовке персонала в 2009 году на 34,5% превышает данный показатель за 2008 год.

В ОАО «Уфимский Хлебозавод №7» основная форма согласованной учебы руководящих работников и специалистов – это организованное обучение на предприятии.

4) Использование  рабочего времени

Сокращение потерь рабочего времени – один из резервов увеличения выпуска продукции, а  следовательно и повышения рентабельности предприятия. Чтобы подсчитать его, необходимо потери рабочего времени (ПРВ) по вине предприятия умножить на плановую среднечасовую выработку продукции.

Однако надо иметь  в виду, что потери рабочего времени  не всегда приводят к уменьшению объема производства продукции, так как  они могут быть компенсированы повышением интенсивности труда работников.

За 2009 год движение работников составило:

– принято – 114 человек;

– уволено – 80 человек,

В том числе:

– по собственному желанию – 73 человека;

– по окончанию срока действия договора – 4 человека;

– за нарушение трудовой дисциплины – 3 человека.

Текучесть кадров за 2009 год составила 31,3%.

5) Формирование  прибыли на предприятии

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без  налога на добавленную стоимость  и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость  продукции (работ, услуг).

Из приведенного определения следует, что ее происхождение  связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой  доход предприятия – выручка  от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат – представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль.

Таблица 4 – Прибыль  предприятия, тыс. руб.

Показатели

2008 г.

2009 г.

Балансовая прибыль

5810

9783

Платежи в бюджет по налогу на прибыль

2837

3861

Отложенные налоговые  активы

16

12

Отложенные налоговые  обязательства

11

2

Налог за предыдущие годы

22

-

Чистая прибыль

2924

5912


Из таблицы видно, что чистая прибыль предприятия  в 2009 году возросла более, чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.

6) Показатели финансового  состояния приведены в таблице  5.

Таблица 5 – Показатели финансового состояния предприятия, тыс. руб.

Статьи баланса

Норматив

2008 г.

2009 г.

Собственные оборотные средства, без учета долгосрочных и краткосрочных  пассивов

>0

6375

1246

Собственные оборотные средства, с учетом долгосрочных пассивов

>0

6594

1463

Собственные оборотные средства, с учетом долгосрочных и краткосрочных  пассивов

>0

29210

30634

Запасы и затраты

>0

7176

7119

Ф1 – Финансовый показатель

>0

-801

-5873

Ф2 – Финансовый показатель

>0

-582

-5656

Ф3 – Финансовый показатель

>0

22034

23515


Из анализа финансовых показателей видно, что пополнение запасов идет за счет средств, образующихся в результате замедления погашения  кредиторской задолженности.

7) Показатели ликвидности  приведены в таблице 6.

Таблица 6 – Показатели ликвидности предприятия

Статьи баланса

Норматив

2008 г.

2009 г.

Отклонение

Коэффициент текущей ликвидности

>1,5

1,3

1,1

-0,2

Коэффициент абсолютной ликвидности

>0,2

0,18

0,15

-0,03

Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами

>0,1

0,2

0,04

-0,16

Коэффициент маневренности  функционирующего капитала

Уменьшение в динамике - положительный эффект

1,1

4,9

+3,8

Общий показатель платежеспособности

>1,0

0,67

0,55

-0,12


Можно наблюдать, что  динамика коэффициентов имеет отрицательную  тенденцию. В данной ситуации необходима оптимизации структуры пассивов. Финансовая устойчивость может быть восстановлена путем обоснованного  снижения запасов и затрат, а то, что они завышены показывает коэффициент  маневренности функционирующего капитала. Наиболее точным критерием ликвидности  предприятия является коэффициент  абсолютной ликвидности, значение которого близко к норме.

8) Показатели финансовой  устойчивости представлены в  таблице 7.

Таблица 7 – Показатели финансовой устойчивости предприятия

Статьи баланса

2008 г.

2009 г.

Отклонения

Коэффициент автономии

0,7

0,6

-0,1

Коэффициент финансовой зависимости

0,3

0,4

+0,1

Коэффициент зависимости  заемных и собственных средств

1,7

1,7

0,0


Коэффициент автономии  характеризует долю собственного капитала в суммарных пассивах предприятия  и находится на высоком уровне, что свидетельствует о том, что  преобладающим источником финансирования деятельности предприятия являются собственные средства. Увеличение значения коэффициента финансовой зависимости  не может на данный момент отрицательно сказываться на финансовой устойчивости предприятия, поскольку эти значения находятся на довольно низком уровне.

Предприятие можно  признать финансово-активным, так как  размер оборотных активов превышает  размер краткосрочных пассивов.

9) Оценка платежеспособности  предприятия и анализ денежных  потоков приведены в таблицах 8 и 9 соответственно.

Таблица 8 – Оценка платежеспособности предприятия

Статьи баланса

2008 г.

2009 г.

Отклонения

Производственные запасы, тыс. руб.

7073

5866

-1207

Дебиторская задолженность, тыс. руб.

18021

19143

+1122

Денежные средства, тыс. руб.

3863

4222

+359

Кредиторская задолженность, тыс. руб.

22353

28873

+6520


Таблица 9 – Анализ денежных потоков

Статьи баланса

2008 г.

2009 г.

Отклонения

Чистые денежные средства от текущей деятельности, тыс. руб.

13201

18097

+4896

Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности, тыс. руб.

3463

12678

-9215

Чистые денежные средства от финансовой деятельности, тыс. руб.

7607

5060

+2547


Увеличение денежных средств от текущей деятельности связано с увеличением объема выпуска сдобной продукции. Уменьшение затрат по финансовой деятельности связано  с выкупом части предмета лизинга. Увеличение денежных средств от инвестиционной деятельности связано с предоставлением  займов и приобретением основных средств.

10) Показатели деловой  активности представлены в таблице  10

Таблица 10 – Показатели деловой активности

Статьи баланса

2008 г.

2009 г.

Отклонения

Производительность труда  или выработка на 1 работника

811,5

788,1

-23,4

Фондоотдача

16,5

7,3

-9,2

Оборачиваемость активов

3,0

2,7

-0,03

Оборачиваемость активов  в днях

120,0

133,0

+13

Оборачиваемость запасов  в оборотах

22,1

21,2

-0,9

Оборачиваемость запасов  в днях

16,3

17,4

+0,7

Оборачиваемость кредиторской задолженности в оборотах

7,8

5,4

-2,4

Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях

46,2

66,7

+20,5

Оборачиваемость дебиторской  задолженности в оборотах

10,6

10,3

-0,3

Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях

34,0

35,0

+1,0

Оборачиваемость собственного капитала

4,2

4,2

0,0

Оборачиваемость собственного капитала в днях

85,7

85,7

0,0


За 2009 год оборачиваемость  запасов, дебиторской задолженности, собственного капитала практически  не изменилась. Рост периода погашения  кредиторской задолженности фактически означает увеличение использования  предприятием коммерческого кредита, предоставляемого контрагентами, который  является дешевым источником финансирования.

11) Показатели рентабельности  хозяйственной деятельности предприятия  сведены в таблицу 11.

Таблица 11 – Показатели рентабельности предприятия

Статьи баланса

2008 г.

2009 г.

Отклонения

Рентабельность продаж по прибыли от продаж

0,07

0,01

+0,03

Рентабельность собственного капитала

0,07

0,01

+0,03

Рентабельность активов  по нераспределенной прибыли

0,05

0,08

+0,03

Рентабельность продаж по нераспределенной прибыли

0,02

0,03

+0,01

Период окупаемости собственного капитала

14,6

8,1

-6,5


В связи с вводом в эксплуатацию нового цеха, нового производственного оборудования увеличился ассортимент выпускаемой продукции, что положительно сказалось на показателях  работы предприятия. Показатели рентабельности возросли.

3. Методы  повышения рентабельности предприятия

Рентабельность  показывает, насколько прибыльна  деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому  компания должна стремиться к более  высоким показателям, а руководство  должно определить пути повышения рентабельности[9].

Многообразие показателей  рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе  путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних  и внутренних факторов. В целом  одним из условий процветания  предприятия является расширение рынка  сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это  не всегда так. Поэтому внимания этому  внешнему фактору следует уделять  меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости  продукции, повышению отдачи основных средств.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие  выводы:

  • при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов;
  • отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала;

Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать  влияние отдельных факторов, так  как на уровень и динамику показателей  рентабельности оказывает влияние  вся совокупность производственно-хозяйственных  факторов:

    • уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников;
    • степень использования производственных ресурсов;
    • объем, качество и структура продукции;
    • затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования».

Наибольшее внимание надо уделить последнему пункту, а  точнее, направлению использования  прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно[16]. Прибыль может  быть направлена на отчисления в резервный  капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных  источников финансирования. Но существует и другая альтернатива – свои собственные  средства вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и  через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие  для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия[22].

Информация о работе Анализ рентабельности