Анализ товарного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 04:02, реферат

Описание работы

1.1Продуктовые границы товарного рынка - это совокупность взаимозаменяемых товаров в пределах одной национальной или межгосударственной рыночной среды.
Как определить продуктовые границы товарного рынка?
Определение продуктовых (товарных) границ товарного рынка - это процедура выявления товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 32.04 Кб (Скачать файл)

По характеру деятельности и особенностям отношений с предпринимателями посредники подразделяются на следующие виды.

Коммерческие представители - посредники, выполняющие поручения предпринимателей (принципалов) по поиску для них коммерческих партнеров и действующие от имени принципалов при заключении ими договоров (см. ст. 184 ГК РФ).

Комиссионеры — посредники, содействующие по поручениям предпринимателей (комитентов) сбыту или приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими фирмами (см. гл. 51 ГК РФ).

Поверенные — посредники, которые по поручениям предпринимателей (доверителей) содействуют совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей (см. гл. 49 ГКРФ).

Агенты — посредники, совершающие по поручению предпринимателя (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (см; гл. 52 ГК РФ).

 

Дистрибьюторы — оптовые торговцы, которые в рамках дистрибьюторских договоров сбывают товары продавцов, заключая контракты купли-продажи. В ГК РФ отношения дистрибьюторов и продавцов особо не регулируются, однако Международная Торговая Палата (г. Париж) разработала типовой дистрибьюторский контракт.

 

1.4  Объем анализируемого  рынка.

Определение емкости рынка

Определение емкости рынка является главной задачей рыночного исследования. Под емкостью товарного рынка понимается возможный объем реализации товара (конкретных изделий предприятия) при данном уровне и соотношении различных цен. Емкость рынка характеризуется размерами спроса населения и величиной товарного предложения.

Следует различать два уровня емкости рынка: потенциальный и реальный. Действительной емкостью рынка является первый уровень.

Емкость рынка формируется под влиянием множества факторов, каждый из которых может в определенных ситуациях как стимулировать рынок, так и сдерживать его развитие, ограничивая его емкость. Всю совокупность факторов можно разделить на две группы: общего и профессионального и специфического характера.

Общими являются социально-экономические факторы, определяющие емкость рынка любого товара: объем и структура товарного предложения, в том числе по предприятиям-изготовителям; ассортимент и качество выпускаемых изделий; размеры импорта по данному товару или группе; достигнутый уровень жизни и потребностей населения; покупательная способность населения, уровень и соотношение цен на товары; численность населения; его социальный и половозрастной состав; степень насыщения рынка; состояние сбытовой, торговой и сервисной сети; географическое расположение рынка.

В настоящее время состояние рынка подвержено значительному влиянию таких процессов, как обособление территории и введение новых денежных единиц, образование коммерческих структур, инфляция, введение новых таможенных ограничений и т.д.

Специфические факторы определяют развитие рынков отдельных товаров, причем каждый рынок может иметь характерные только для него факторы. В этом случае специфический фактор по степени влияния может оказаться определяющим для формирования и развития спроса и предложения по конкретному товару. К числу специфических товаров относятся: n размер и состав гардероба, природно-климатические условия, изменения моды, национально-бытовые традиции (для рынков тканей, одежды и обуви); n достигнутый уровень обеспеченности, сроки физического и морального износа, рост жилищного строительства, развитие прокатной сети, рационализация быта, рост цен на энергоносители (для товаров длительного пользования).

Обработка и анализ данных осуществляются с использованием известных и описанных в учебных пособиях по статистике методов, а именно: группировки, индексного и графического методов, построения и анализа динамических рядов. Причинно-следственные связи и зависимости устанавливаются в результате корреляционно-регриссионного анализа динамических рядов.

Модель развития рынка представляет собой условное отображение реальной действительности и схематически выражает внутреннюю структуру и причинные связи данного рынка. Она позволяет при помощи системы показателей в упрощенном виде охарактеризовать качественное своеобразие развития всех основных элементов рынка на современном этапе и на заданном отрезке времени в будущем.

Формализованная модель развития рынка представляет систему уравнений, охватывающую его основные показатели. Для каждого рынка система может иметь различное число уравнений спроса и предложения.

При сопоставлении модели развития рынка возникает ряд вопросов методического характера, которые необходимо отметить.

Во-первых, следует иметь в виду, что определение перспектив развития конкретного рынка не может осуществляться изолированно от других социально-экономических прогнозов (демографических, региональных и т.д.), от аналогичных проектировок по взаимодополняемым товарам. Учет этих факторов обеспечивается, как правило, путем задания различного рода ограничений в разрабатываемой модели.

Во-вторых, учет влияния на развитие товарного рынка большого числа факторов, тенденция развития которых в будущем могут существенно измениться, определяет необходимость построения нескольких вариантов моделей развития рынка и нахождения оптимального варианта из нескольких.

Третьим существенным моментом, составляющим проблематику построения модели развития рынка, является определение степени агрегации товарных групп. Надо четко представить, на каком уровне следует строить прогноз емкости товарного рынка, - в целом по товарной группе, по видам, типам, моделям.

Основными источниками информации о будущих характеристиках рынка являются: человеческий опыт и интуиция; экстраполяция тенденций, процессов, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны; модель исследуемого процесса, отражающая ожидаемые или желательные тенденции его развития.

В соответствии с этим существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогноза.

1. Анкетирование- выявление мнений  населения, экспертов с целью  получения оценок прогнозного  характера.

2. Экстраполирование- продолжение  в будущее тенденций процессов, отражаемых в виде динамических  рядов их показателей, на основе  разработанных моделей регрессивного  типа.

3. Аналитическое моделирование- построение  и использование модели, отражающей  внутренние и внешние взаимосвязи  в ходе развития рынка.

Результатом работы по определению емкости рынка должен явиться комплексный аналитический обзор состояния рынка и формирующих его факторов, а также многовариантный прогноз развития товарного рынка с учетом тенденций изменений изменения влияющих на него внутренних и внешних факторов.

Определение объема рынка и доли на нем хозяйствующего субъекта

5.1. Количественной характеристикой  объема товарного рынка является  общий объем реализации товара в географических границах рынка выделенной группе покупателей в стоимостных и (или) натуральных показателях.

5.2. Общий объем реализации товара  определяется как сумма реализации  товара на данном рынке всеми  продавцами.

V рынка = Vi, где

Vi - объем реализации конкретным поставщиком товара.

5.3. В случае отсутствия прямых  данных об объемах реализованной  потребителям продукции объем  рынка определяют расчетным способом  по формуле:

V рынка = Пр + Вв - Выв, где

V рынка - объем рынка;

Пр - объем поставок товара на территорию рынка местными товаропроизводителями;

Вв - объем ввоза на территорию рынка;

Выв - объем вывоза за пределы внутреннего рынка.

5.4. Доля хозяйствующего субъекта - продавца на рассматриваемом  товарном рынке (Di) определяется, как отношение реализованной им на рынке товарной продукции к объему рынка.

Di = Vi / V рынка.

Количественные показатели структуры товарного рынка

 

 

 

   1.5

6.1. Количественными показателями, характеризующими структуру товарного  рынка, являются:

    - численность продавцов, действующих на данном товарном  рынке;

    - доли, занимаемые продавцами  на данном товарном рынке;

    - показатели рыночной  концентрации.

    Вопрос о включении  ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ конкурентов (продавцов) в расчет доли на рынке решается  в зависимости от рассматриваемой  ситуации:

    - если анализ состояния  конкурентной среды на рынке  проводится в связи с возбуждением  дела по факту нарушения антимонопольного  законодательства, вероятнее всего  необходим расчет доли по ФАКТИЧЕСКИ  сложившейся структуре рынка (без  учета потенциальных конкурентов);

    - если анализ состояния конкурентной среды выполняется для оценки долгосрочных и перспективных проектов (слияние хозяйствующих субъектов, создание финансово - промышленных групп, приобретение пакетов акций, имущества и др.), целесообразно учитывать возможные объемы реализации на рынке ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ конкурентами (продавцами) при условии, что вход на рынок новых хозяйствующих субъектов может осуществляться в кратчайшие сроки (определяемые в зависимости от конкретного рынка, в пределах 1 - 2 лет) без существенных дополнительных затрат.

    6.2. Численность продавцов, действующих на данном товарном  рынке, не позволяет сделать полных  и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции  между ними, за исключением случаев, когда их количество очень  мало.

    6.3. В зависимости от  долей, занимаемых продавцами на  данном товарном рынке, составляется  их ранжированный перечень; анализируется  существенность разброса долей  участия продавцов на товарном  рынке; делается вывод о равнозначности (равномерности) присутствия продавцов  на товарном рынке.

    Желательно, чтобы выводы, основанные на анализе статистических  данных, характеризующих ситуацию  за конкретный период времени, были подкреплены анализом динамики  присутствия на рынке тех или  иных продавцов за 3 - 5 последних  лет.

    6.4. К показателям рыночной  концентрации относятся:

    а) коэффициент рыночной  концентрации (CR). Рассчитывается как  процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным  числом крупнейших продавцов  к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке.

    Рекомендуется использовать  уровень концентрации трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.

    Расчет коэффициентов  рыночной концентрации производится  по форме, указанной в Приложении 8;

    б) индекс рыночной концентрации  Герфиндаля - Гиршмана (HHI). Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами.

    Расчет индекса рыночной  концентрации производится по  форме, указанной в Приложении 9 <*>.

  <*> В экономической литературе  приводятся и другие коэффициенты, характеризующие концентрацию на  рынке. Однако они реже используются  в аналитической практике. К ним, в частности, относится Индекс  Линда (L) (Приложение 10).

 

    6.5. В соответствии с  различными значениями коэффициентов  концентрации и индексов Герфиндаля - Гиршмана выделяются три типа рынка:

    I тип - высококонцентрированные  рынки:

    при 70% < CR-3 < 100%;

    2000 < HHI < 10000;

    II тип - умеренно концентрированные  рынки:

    при 45% < CR-3 < 70%;

    1000 < HHI < 2000;

    III тип - низкоконцентрированные рынки:

    при CR-3 < 45%

    HHI < 1000.

    6.6. Показатели рыночной  концентрации дают возможность  сделать предварительную оценку  степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия  на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей <*>.

   

 

    <*> Высокая концентрация  рынка определяется СОВОКУПНОЙ  долей трех или четырех КРУПНЕЙШИХ  субъектов (т.е. коэффициентами концентрации), а также коэффициентом Герфиндаля - Гиршмана, который показывает, какое место, долю на данном рынке занимают БОЛЕЕ МЕЛКИЕ субъекты, есть ли предпосылки при данной структуре рынка для противодействия БОЛЕЕ МЕЛКИХ субъектов рыночной силе КРУПНЕЙШИХ.

    В условиях неразвитости  малого предпринимательства в  России, а также несовершенной  статистической базы по субъектам  малого предпринимательства коэффициент  Герфиндаля - Гиршмана может давать отчасти искаженную картину (если неточная информация возводится в квадрат, ошибка удваивается).

    В зарубежной практике  коэффициенты концентрации и  особенно Герфиндаля - Гиршмана применяются лишь как отправная точка в исследовании конкретного прецедента и никогда не используются как аргумент для судебного разбирательства.

1.7 Ценовая политика — это механизм или модель принятия решений о поведении субъекта хозяйствования на основных типах рынка для достижения запланированных целей. Оптимальный уровень цен и их изменение в зависимости от ситуации на рынке являются важнейшим конкурентным преимуществом субъекта хозяйствования.

увеличение доли рынка (выживаемость);

 

• максимизация доли прибыли;

 

• обеспечение окупаемости затрат;

 

• обеспечение лидерства по показателям качества;

 

• проникновение на рынок и закрепление на нем;

 

• улучшение сегментации рынка.

1.8Качественные показатели  структуры товарного рынка (барьеры  входа на рынок)

Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

- наличие (отсутствие) барьеров входа  на рынок для потенциальных  конкурентов и степень их преодоления;

Информация о работе Анализ товарного рынка