Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 14:47, курсовая работа
Целью работы является проведение анализа внешнеэкономической деятельности одного из действующих отечественных предприятий.
Вступление 3
1. Теоретические аспекты организации внешнеэкономической деятельности предприятия 5
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия 5
1.2 Предприятие как субъект внешнеэкономической деятельности 7
1.3 Основные формы внешнеэкономической деятельности российских предприятий 10
2. Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «Аммофос» 17
2.1 Характеристика предприятия 17
2.2 Продукция предприятия 19
2.3 Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «Аммофос» 21
3. Экспортный потенциал химического комплекса России в контексте вступления в ВТО 24
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Модернизации будут подвергнуты все основные технологические производства, особое внимание программа перспективного развития ОАО "Аммофос" уделяет совершенствованию собственного транспортного комплекса и расширению комплекса природоохранных мероприятий.
Компания не ограничивает свою сферу деловой активности только выпуском удобрений. АО "Аммофос" является учредителем ряда совместных предприятий - ЗАО "Амко" (Россия-Швейцария), компании RPRL (Россия-Индия), инвестиционной российской компании "Аминвест", дис-трибьютерской фирмы ЗАО "Аммофос трейд".
Продукция,
выпускаемая предприятием, хорошо известна
практически во всех регионах России
и далеко за ее пределами. Высокий
уровень производства позволяет
выпускать удобрения
В настоящее время предприятие выпускает двойные марки удобрений, содержащие азот и фосфор, и трехкомпонентные, в состав которых входят все три основные элемента питания: азот, фосфор и калий, а также макро - и микроэлементы: сера, магний, кальций и небольшие количества меди, цинка, марганца и железа.
Сфера применения этих удобрений в растениеводстве практически неограничена. Они универсальны, высокоэффективны и экономичны. Аммофос, диаммонийфосфат, диаммофоска, NРК 13-19-19 и сульфоаммофос используются на любых типах почв для основного и рядкового внесения под основные сельскохозяйственные культуры, они совместимы с другими удобрениями, могут использоваться для тукосмешения. Все удобрения транспортируются насыпью, в контейнерах типа "big bag", в полиэтиленовых пакетах по 5 кг.
Жидкие комплексные удобрения удобны и просты в применении, их можно точно дозировать и равномерно вносить в почву. Питательные вещества ЖКУ хорошо усваиваются растениями. По эффективности не уступают твердым удобрениям, а в ряде случаев их превосходят. Новая марка ЖКУ 11-37 содержит больше питательных компонентов, чем ЖКУ марки 10:34, и практически не содержит взвесей. Применяются для плодово-ягодных, овощных и декоративных культур на всех видах почв. Их транспортировка покупателю осуществляется в специальных цистернах.
По заказам покупателей в состав удобрений могут быть введены любые виды микроэлементов - бор, медь, цинк и т.д., а также стимуляторы роста растений.
Кроме выпуска традиционных, хорошо известных марок фосфорных удобрений компания освоила и осуществляет производство сульфоаммофоса. Достаточно высокое содержание серы в удобрении повышает его агрохимическую ценность - способствует увеличению урожайности, улучшению качества продукции, более полному использованию макро и микроэлементов. Сера повышает устойчивость растений к неблагоприятным погодным условиям и болезням.
Для всех удобрений ОАО "Аммофос" характерна высокая концентрация основных питательных элементов, отсутствие балластных веществ, выровненный гранулометрический состав, химическая однородность. Все удобрения обладают хорошими физико-химическими свойствами, не содержат вредных примесей, для их производства используются высококачественные сырьевые материалы.
ОАО «Аммофос»
является одним из крупнейших отечественных
экспортеров минеральных
Таблица 2.1
Наименование продукции ОАО «Аммофос»
Продукт |
Описание |
Аммофос-экстра 12:52 |
концентрированное, безнитратное, водорастворимое,
гранулированное азотно- |
Диаммонийфосфат удобрительный (ДАФ) 18:46 |
концентрированное, безнитратное, водорастворимое,
гранулированное азотно- |
Диаммофоска (ДАФК) 10:26:26 |
концентрированное, безнитратное, водорастворимое,
гранулированное азотно- |
Азотно-фосфорно-калийное удобрение (NPK) марка 13-19-19 |
концентрированное, гранулированное, безнитратное, водорастворимое удобрение |
ЖКУ марка 11-37 |
жидкое комплексное, концентрированное, безнитратное, азотно-фосфорное удобрение с повышенным содержанием питательных веществ |
В таблице 2.2 нами проведен анализ поставок основных трех видов продукции, выпускаемой ОАО «Аммофос» на внутренний и внешний рынок. Анализ проведен за 2004 г. с помесячной разбивкой.
Таблица 2.2
Анализ поставок продукции ОАО «Аммофос», т.
Месяц |
МАФ |
ДАФ |
ЖКУ |
Всего: | |||
экспорт |
внутренний рынок |
экспорт |
внутренний рынок |
экспорт |
внутренний рынок | ||
январь |
57 961 |
200 |
71 661 |
200 |
3 950 |
200 |
198 676 |
февраль |
53 210 |
200 |
66 467 |
200 |
3 000 |
200 |
185 864 |
март |
64 704 |
200 |
72 657 |
200 |
2 700 |
200 |
210 257 |
апрель |
61 467 |
200 |
71 661 |
200 |
3 950 |
200 |
209 416 |
май |
45 317 |
200 |
63 436 |
200 |
2 700 |
4 500 |
164 861 |
июнь |
78 191 |
200 |
71 445 |
200 |
2 700 |
4 500 |
191 379 |
июль |
47 846 |
200 |
62 138 |
200 |
3 000 |
4 500 |
155 872 |
август |
60 911 |
200 |
74 259 |
200 |
2 700 |
4 500 |
213 663 |
сентябрь |
52 903 |
200 |
101 532 |
200 |
2 700 |
4 300 |
194 335 |
октябрь |
38 995 |
200 |
90 493 |
200 |
2 900 |
200 |
140 988 |
ноябрь |
50 375 |
200 |
112 224 |
200 |
3 950 |
200 |
181 157 |
декабрь |
63 689 |
200 |
92 441 |
200 |
2 700 |
200 |
211 434 |
Итого: |
675 569 |
2 400 |
950 414 |
2 400 |
36 950 |
23 700 |
2 257 901 |
По данным таблицы 2.2 и рис. 2.1 мы можем сделать следующие выводы. Во-первых, поставки продукции на внешний рынок в несколько десятков раз превышают поставки на внутренний рынок. Во – вторых, наибольшим спросо на внешнем рынке пользуется Диаммонийфосфат удобрительный (ДАФ), далее идет марка МАФ и, наиболее низкие объемы экспорта у марки ЖКУ.
Рис. 2.1 Объемы экспорту продукции ОАО «Аммофос»
География поставок продукции предприятия достаточно разнообразна, она включает в себя страны Европы, Азии, Америки и Африки. Основные потребители продукции ОАО «Аммофос» приведены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
География поставок продукции ОАО «Аммофос» за 11 мес. 2004 г.
МАФ |
ДАФ |
ЖКУ | |||
Страна |
Всего, ТН |
Страна |
Всего, ТН |
Страна |
Всего, ТН |
Аргентина |
61 738,446 |
Турция |
31 363,000 |
Швейцария |
956,154 |
Уругвай |
24 175,288 |
Аргентина |
128 225,823 |
Франция |
4 520,830 |
Бразилия |
238 175,814 |
Уругвай |
42 865,139 |
Великобритания |
12 944,624 |
Нидерланды |
75 114,073 |
Бразилия |
45 766,615 |
Литва |
323,800 |
Бельгия |
19 800,000 |
Нидерланды |
153 697,082 |
Германия |
663,420 |
Швеция |
4 484,167 |
Бельгия |
47 632,891 |
Польша |
937,600 |
Европа |
64 071,428 |
Европа |
135 476,406 |
||
Испания |
4 012,966 |
Иран |
31 473,600 |
||
Пакистан |
53 013,800 |
Пакистан |
169 221,368 |
||
Канада |
13 367,800 |
Индия |
32 963,800 |
||
ИТОГО: |
557 953,782 |
818 685,724 |
20 346,428 |
Если проанализировать в процентном соотношении отгрузку продукции на экспорт в 2003-2004 гг. (рис. 2.2), то можно сделать вывод, что в 2004 г. экспорт продукции в 2004 существенно был увеличен в Европу и Азию и уменьшен в Америку. В Африку в 2004 г. продукция не поставлялась.
Рис. 2.2 Анализ экспорта продукции ОАО «Аммофос» в 2003-2004 гг.
Таким образом, подытоживая проведенный анализ мы можем констатировать, что предприятие увеличивает поставки не только на внутренний рынок, но и на экспорт, а также проводит активную политику по поиску и завоеванию новых рынков.
В настоящее
время одной из самых актуальных
проблем является вступление РФ в
ВТО. Данный вопрос активно дискутируется
во многих инстанциях. Большинство
руководителей химических предприятий
относятся к этому процессу отрицательно,
однако официальные представители
химической промышленности страны все
еще не высказали своего официального
мнения по этому вопросу. Тем не менее,
некоторые эксперты считают, что
форсированное вступление России в
ВТО может нанести ущерб
За последние годы химия и нефтехимия была одним из лидеров промышленного развития страны. Согласно приведенным выше данным Госкомстата, прирост выпуска продукции в отрасли как за 2003-2004 годы, так и в 2005 г. опережал расширение промышленного производства в России и показатели подавляющего большинства остальных отраслей. В особенности впечатляли результаты, достигнутые в отдельных подотраслях химии - производстве минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс.
В значительной степени подобные успехи химической промышленности в целом и ее отдельных подотраслей были достигнуты за счет удачного выступления на внешних рынках и есть вероятность, что после вступления в ВТО отечественные заводы потеряют свою конкурентоспособность. Это, учитывая недостаточно высокий платежеспособный спрос на химическую продукцию на внутреннем рынке, чрезвычайно негативно скажется на всех параметрах и общих тенденциях развития отрасли.
Правительство активно выступает за то, чтобы РФ стала членом ВТО как можно скорее, так как, экономика не может развиваться, будучи изолированной от процессов мировой торговли, от международной конкуренции, в условиях невысокой стоимости рабочей силы, низкой цены на энергоносители, снижения налоговой нагрузки. Важным моментом является и то, что без членства в ВТО Россия изолирована от участия в разработке новых норм международной торговли и ее интересы абсолютно не учитываются. Важнейшим элементом сегодняшнего этапа переговорного процесса является согласование условий членства в этой организации.
Эксперты химического комплекса, отмечая, что присоединение России к ВТО в целом отвечает долгосрочным интересам развития страны, считают, что нужно разработать меры для защиты продукции российских производителей на внутреннем рынке на более длительный срок, чем это предлагает правительство.
Причин для этого несколько. Во-первых, экспорт. По данным НИИТЭХИМа, за рубеж поставляется до 40% произведенных химикатов, при этом основными статьями экспорта химического комплекса РФ являются продукты неглубокого передела сырья - минеральные удобрения, аммиак, апатитовый концентрат, метанол, термопласты.
Малоэффективная
номенклатура экспорта химического
комплекса определяется востребованностью
дешевой российской продукции неглубокого
передела сырья со стороны развитых
стран, ориентирующих собственное
производство на выпуск товаров с
высокой добавленной
В настоящее
время на ряд химикатов (минеральные
удобрения, пластмассы и некоторые
виды органических и неорганических
продуктов) установлены вывозные пошлины
в пределах 5-6,5%. Вступление России в
ВТО предопределяет отказ от вывозных
пошлин, т.е. экспорт данной продукции
станет более эффективным и
Более того, расчеты показывают, что если не будут сдерживаться темпы прироста цен на продукцию и услуги естественных монополий (ОАО "Газпром", РАО ЕЭС, МПС), то уже в 2007 г. большая часть продукции химического комплекса станет неконкурентоспособной.
Таким образом, полагают специалисты, вступление России в ВТО, означающее снятие дискриминационного режима, т.е. смягчение антидемпинговых мер, применяемых в настоящее время к целому ряду химикатов (прежде всего аммиачной селитре, карбамиду, хлористому калию), не будет способствовать расширению поставок химической продукции за рубеж и, напротив, усилит процесс проникновения на отечественный рынок продукции, для выпуска которой в стране есть все предпосылки: мощности, сырье, трудовые ресурсы
Во-вторых,
импорт. Либерализация внешнеторгового
режима вследствие вступления России
в ВТО в условиях низкой конкурентоспособности
российской химической продукции может
привести к вытеснению отечественных
производителей химикатов с собственного
рынка зарубежными
Информация о работе Анализ внешнеэкономической деятельности.