Аттестация и лицензирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:20, контрольная работа

Описание работы

Аудиторская проверка - достаточно сложный процесс. Вспомним, что существует несколько десятков аудиторских процедур (фактических, аналитических, специальных, документальных), бoльшая часть из которых, кроме того, может быть и сплошной, и выборочной. В свою очередь, выборочные процедуры тоже могут быть различными (статистические, содержательные и т. д.). От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.

Содержание работы

Введение 2
Планирование аудита 3
Аттестация и лицензирование 5
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

             К аттестации допускаются лица, имеющие  высшее экономическое  или юридическое  образование,  полученное в российских образовательных  учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (в случае необходимости претендент представляет копию документа, подтверждающего государственную аккредитацию образовательного учреждения), и в образовательных учреждениях СССР (до 1992 г.), а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти.

     Аттестация  и продление  действия аттестатов по банковскому  аудиту не проводятся, они могут  быть возобновлены после  определения  Правительством Российской Федерации  уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и определения указанным федеральным органом нового порядка аттестации аудиторов.

    По  истечении срока  действия квалификационного   аттестата, решение о выдаче  которого было принято до 9 сентября 2001 г., аудитор вправе подать в Минфин России (ЦАЛАК) заявление о его продлении в установленном ранее порядке. Действие квалификационного аттестата аудитора (в случае принятия положительного решения о продлении) продлевается на неограниченный срок. На бланке квалификационного аттестата (или на оборотной стороне бланка в случае повторного продления), действие которого продлевается, вместо реквизитов "продлен до даты включительно" производится запись "с даты указанного решения продлен на неограниченный срок".

     Элементами  образования  аудитора являются: базовое образование,  практический опыт, специальное  профессиональное образование (в  настоящее время носит рекомендательный  характер), свободное владение деловым  русским языком.

     Документами, подтверждающими базовое образование, являются:

 диплом об окончании высшего  учебного учреждения Российской  Федерации, имеющего государственную  аккредитацию, по экономическому  или юридическому профилю;

 диплом  об окончании высшего учебного  учреждения иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации, по экономическому или юридическому профилю.

     Документами, подтверждающими практический  опыт, являются:

 нотариально  заверенная выписка  из трудовой  книжки, подтверждающая стаж работы в течение трех лет из последних пяти по необходимой специальности;

 справка  аудиторской организации  за  подписью руководителя о работе  в ней по совместительству  с указанием  даты и номера  приказа о зачислении и увольнении  и занимаемой должности, фактической продолжительности рабочего дня;

 справка  государственного фонда  социального  страхования, подтверждающая период  работы для лиц, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью,  и регистрационное удостоверение,  патент, выданный органами местной власти, лицензия, подтверждающие право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью по специальности в соответствии с требованиями, изложенными в п.2.3 настоящего Правила (стандарта).

     Специальное профессиональное образование  включает обучение с отрывом или без отрыва от производства в определенных учебно - методических центрах и организациях по обучению и переподготовке аудиторов (УМЦ) и стажировку в аудиторской фирме.

 

 

     Владение  деловым русским языком  включает наличие навыков владения русским языком в объеме, необходимом для изучения нормативных актов, проверки бухгалтерской и иной документации, ведения рабочей документации, делового общения с клиентами и составления аудиторского заключения и письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

     Документом, подтверждающим владение  русским языком (для нерезидентов  и граждан - резидентов, получивших  общеобразовательное среднее и  высшее базовое образование за  рубежом), является:

 диплом  учебного учреждения, имеющего  государственную 

аккредитацию, в котором претендент прошел обучение устному и деловому письменному  русскому языку в объеме не менее 300 часов.

     Основные  требования к повышению  квалификации аудитора:

 каждый  аттестованный аудитор  должен ежегодно проходить курс  повышения квалификации в объеме  не менее 40 часов в УМЦ или иных организациях;

 каждый аттестованный аудитор   должен систематически самостоятельно  повышать свою квалификацию путем:  изучения законов, стандартов, инструкций  и других нормативных актов,  вносимых в них дополнений  и изменений; изучения зарубежного и отечественного опыта по организации и методике проведения аудита; участия в семинарах, конференциях, симпозиумах; разработки пособий, монографий по вопросам теории и практики аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и права; участия в работе над правилами (стандартами), методиками, программами учебных курсов по аудиту.

     Подтверждением  повышения  квалификации аудитора является  документ установленного образца  о  прохождении ежегодного  повышения  квалификации в УМЦ или иных организациях в объеме не менее 40 часов.

 Квалификационный аттестат  аудитора  аннулируется в случаях,  если:

 установлен факт получения  квалификационного  аттестата  аудитора с использованием  подложных  документов;

 вступил в законную силу  приговор  суда, предусматривающий наказание  в виде лишения права заниматься  аудиторской деятельностью в  течение определенного срока;

установлен факт несоблюдения  требований ст.ст.8 и 12 настоящего  Федерального закона;

 установлен факт систематического  нарушения аудитором при проведении  аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

 установлен факт подписания  аудитором  аудиторского заключения  без  проведения аудиторской проверки;

 

 установлен факт, что в течение   двух календарных лет подряд  аудитор не осуществляет аудиторскую  деятельность;

аудитор нарушает требование  о  прохождении обучения по  программам повышения квалификации, установленное  ст.15 настоящего Федерального  закона.

 Решение об аннулировании  квалификационного  аттестата  аудитора принимается  уполномоченным  федеральным органом. Уполномоченный  федеральный орган выносит мотивированное  решение об аннулировании квалификационного  аттестата аудитора.

 Лицо, квалификационный аттестат  которого аннулирован, вправе  обжаловать решение уполномоченного  федерального органа об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

 Лицо, квалификационный аттестат  которого аннулирован по основаниям, предусмотренным пп.1, 3 - 5 п.1 ст.16, не  вправе повторно обращаться с  заявлением о получении аттестата  на право осуществления аудиторской  деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

    Лицо, квалификационный  аттестат которого аннулирован  по основаниям, предусмотренным  пп.2 п.1 ст.16, не вправе повторно  обращаться с заявлением о  получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

 

Лицензирование аудиторской деятельности

Лицензирование представляет собой  прежде всего форму контроля со стороны  государства за осуществлением того или иного вида деятельности, выполнением обязательных требований и условий субъектами, осуществляемыми конкретную деятельность. Введение лицензирования определенного вида деятельности означает применение в отношении организации, ведущей такую деятельность, режима, близкого к режиму специальной правоспособности. Однако это обстоятельство не отражается в уставе соответствующего хозяйствующего субъекта; вопрос решается лицензией, выдаваемой лицензирующим органом.

Применительно к деятельности аудиторов лицензирование можно рассматривать как правовую гарантию качественного проведения аудиторских работ. За последнее время лицензионные требования и условия для аудиторов были существенно повышены. Так, введенное правило о минимальном количестве аудиторов в аудиторской организации для многих явилось серьезной преградой для получения лицензии; действие лицензий аудиторских фирм, не выполнивших указанное условие, было приостановлено Минфином России.

Первоначально лицензирование аудиторской  деятельности было введено Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации". В нем предусматривалось, что юридические лица (аудиторские фирмы) и физические лица (аудиторы), занимающиеся аудиторской деятельностью самостоятельно, обязаны получить соответствующие лицензии на осуществление аудиторской деятельности. При этом порядок получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждался Правительством РФ.

В настоящее время введение лицензирования допускается только на основании  закона, что представляется весьма важным. Это правило установлено  в ст. 49 ГК РФ и конкретизируется в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Аудиторская деятельность подлежит лицензированию в целях осуществления государственного контроля за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований законодательства Российской Федерации. Наличие аттестата у аудитора при отсутствии лицензии не дает ему права заниматься аудиторской деятельностью в качестве предпринимательской.

Согласно постановлению Правительства  РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской  деятельности в Российской Федерации" уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, стал Минфин России, на который и были возложены функции аттестации аудиторов и лицензирования их деятельности.

Минфин России обладает большими полномочиями в области лицензирования аудиторской  деятельности. Порядок осуществления  полномочий лицензирующих органов  устанавливается положениями о  лицензировании конкретных видов деятельности. К таким полномочиям относятся:

- предоставление лицензий;

- переоформление документов, подтверждающих  наличие лицензий;

- приостановление действия лицензий;

- возобновление действия лицензий;

- аннулирование лицензий без  обращения в суд в случае  неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора;

- ведение реестра лицензий;

- контроль за соблюдением лицензиатами  при осуществлении лицензируемых  видов деятельности соответствующих  лицензионных требований и условий.

Лицензия на осуществление аудиторской  деятельности выдается сроком на пять лет, причем срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата неограниченное число раз. Каждый раз срок продлевается на пять лет.

В соответствии со ст. 9 Закона о лицензировании соискателями лицензии должны представляться:

- заявление о предоставлении  лицензии с указанием наименования  и организационно-правовой формы  юридического лица, места его  нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места  жительства, данных документа, удостоверяющего  личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

- копии учредительных документов  и копия документа о государственной  регистрации соискателя лицензии  в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

- копия свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве  индивидуального предпринимателя  (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

- копия свидетельства о постановке  соискателя лицензии на учет  в налоговом органе (с предъявлением  оригинала в случае, если копия  не заверена нотариусом);

- документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

- сведения о квалификации работников  соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов  деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Для получения лицензии на осуществление  аудиторской деятельности помимо перечисленных  документов общего характера необходимо представить нотариально заверенные копии всех имеющихся у кадрового  состава типов квалификационных аттестатов аудитора (для индивидуального аудитора - все имеющиеся у него квалификационные аттестаты).

В случае наличия в кадровом составе  аудиторской организации иностранных  граждан представляются сведения о  кадровом составе (для всех штатных  сотрудников организации-заявителя: ФИО, занимаемая должность, данные квалификационного аттестата (если имеется), страна гражданства, страна постоянного (более 183 календарных дней в году) проживания).

Информация о работе Аттестация и лицензирование