Аттестация и лицензирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:20, контрольная работа

Описание работы

Аудиторская проверка - достаточно сложный процесс. Вспомним, что существует несколько десятков аудиторских процедур (фактических, аналитических, специальных, документальных), бoльшая часть из которых, кроме того, может быть и сплошной, и выборочной. В свою очередь, выборочные процедуры тоже могут быть различными (статистические, содержательные и т. д.). От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.

Содержание работы

Введение 2
Планирование аудита 3
Аттестация и лицензирование 5
Заключение 15
Литература 16

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

При отсутствии в кадровом составе  аудиторской организации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, не проживающих постоянно на территории России, в лицензирующий орган представляются:

- сведения (документ составленный  в произвольной форме) о руководителях  организации, их заместителях  и состоящих в штате соискателя лицензии аттестованных аудиторах с указанием для каждого из перечисленных лиц ФИО, занимаемой должности, данных квалификационного аттестата (если имеется);

- письменное подтверждение (документ  в произвольной форме) факта  отсутствия в кадровом составе иностранных граждан и граждан Российской Федерации, не проживающих постоянно на территории России.

Под кадровым составом аудиторской  организации в данном случае понимаются все штатные сотрудники организации, за исключением хозяйственного и  обслуживающего персонала. В перечне не расшифрованы понятия хозяйственного и обслуживающего персонала, однако есть основания утверждать, что в лицензирующий орган нет необходимости подавать сведения о работниках бухгалтерии (бухгалтерской службы), секретариата, маркетинговой службы (службы продаж), водителях и иных сотрудниках, занимающих аналогичные должности.

Большинство крупных аудиторских  компаний имеют в штате помимо собственных аудиторов специалистов, оказывающих сопутствующие аудиту услуги (например, юристов и консультантов), и если среди указанных лиц имеются граждане иностранных государств, их нужно учитывать при определении кадрового состава, и сведения о них также должны подаваться в лицензирующий орган.

Представленные для лицензирования документы принимаются по описи.

Уполномоченный федеральный орган  выносит решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня  поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом уполномоченного федерального органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок письменно уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

В течение трех дней после представления  соискателем лицензии документа, подтверждающего  уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии. Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа, которые предоставляются ему за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие  лицензии.

При неуплате лицензионного сбора  за выдачу оформленного документа в  течение установленного срока лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию без обращения в суд.

Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения  о выдаче соответствующей лицензии.

Отказ в предоставлении лицензии должен содержать причины отказа. Основаниями  для отказа являются: наличие в  документах, предоставленных соискателем  лицензии, недостоверной или искаженной информации, несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

Соискатель имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного федерального органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Лицензирующий орган ведет реестр, в котором указываются сведения о лицензиате. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны в 15-дневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления и предоставляется физическим и юридических лицам за плату, а органам государственной власти и местного самоуправления бесплатно.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места  жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязаны не позднее чем через 15 дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

При переоформлении указанного документа, которое осуществляется в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления, лицензирующий орган  вносит соответствующие изменения  в реестр лицензий.

Лицензирование аудиторской деятельности предполагает последующий контроль за соблюдением лицензионных требований и условий. С этой целью Минфин России проводит проверки деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

Основанием для проведения проверки может послужить:

- распоряжение уполномоченного должностного лица лицензирующего органа;

- план проверок, утвержденный лицензирующим  органом;

- нарушение лицензиатом законодательства  об аудите;

- обращения и жалобы заказчиков  аудиторских услуг, правоохранительных  органов на допущенные лицензиатом  при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства об аудите.

При проведении проверки лицензиат  обязан предоставлять документы, необходимые  для проведения проверки, в том  числе аудиторские заключения и  рабочую документацию, составление  которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы.

Программа проверки, срок проведения, состав группы проверяющих, ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа.

Лицензирующий орган не вправе проводить  в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской  организации или индивидуального  аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.

Результаты проверки оформляются  актом. В случае, если при проведении проверки были выявлены нарушения лицензиатом  лицензионных требований и условий, проверяющий обязан в месячный срок по окончании проверки направить лицензиату предупреждение с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения.

Любой контроль качества аудита может  быть эффективным и полезным только в случае его действенности. Для этого должны использоваться и такие меры, как отказ в выдаче, приостановка действия и (или) аннулирование квалификационного аттестата и лицензии.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет и другие последствия: уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством России.

Применительно к лицензированию важным является вопрос об основаниях признания того или  иного вида деятельности (в том  числе аудита) подлежащим лицензированию.

Законом о  лицензировании установлены критерии отнесения того или иного вида деятельности к лицензируемому:

- если существует  возможность нанесения ущерба  правам, законным интересам, нравственности  и здоровью граждан, обороне  страны и безопасности государства;

- если регулирование  не может осуществляться иными  методами, кроме как лицензированием.

В юридической  литературе подвергается сомнению содержательность этих критериев. Если в отношении  первого критерия еще возможна дальнейшая операциональная характеристика путем  указания на определенные права и  блага, то второй - вряд ли в принципе доказуем. Посему предлагается взять в качестве критериев признания того или иного вида деятельности лицензируемым наличие публичного интереса в отношении рассматриваемого вида деятельности. При таком решении вопроса аудит как вид предпринимательской деятельности, затрагивающий публичные интересы, безусловно отвечает предложенному критерию. Однако теоретические воззрения не всегда находят свое применение на практике.

Правительство РФ в январе 2005 г. рассмотрело поправки в Закон об аудите и поддержало предложение практикующих аудиторов и их объединений об отказе от лицензирования аудиторской деятельности, заменив лицензирование обязательным участием аудиторских организаций, аудиторов в одном из профессиональных объединений. Таким образом предполагается, что функции по контролю за деятельностью профессионалов в области аудита, качеством их работ будут осуществляться профессиональными объединениями аудиторов. Очевидным является и то, что данная поправка в действующее законодательство об аудите продиктована проведением административной реформы, а именно: уточнением функций федеральных органов исполнительной власти, избавлением их от "избыточных функций".

Окончательное решение данного вопроса во многом зависит от оценки того, насколько  сообщество аудиторов готово на данном этапе своего развития эффективно осуществлять данные функции, не нарушая принципов свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности, независимости аудита и др.

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Андреев  В. Д. Практический аудит (справочное пособие). - М.: Экономика, 2001 г

2. Солодов  А. К. Рынок: контроль и аудит.  Вопросы теории и техники. - Воронеж, 2002 г

3. Суйц В.  П.. Смирнов Н. Б. Основы российского  аудита. Руководителю предприятия,  финансовому директору, главному  бухгалтеру. - М.: ИЦ "Анкил", ИКЦ "ДИС", 2005 г

4. Чекин  В. Д. Курс лекций по аудиту: Учебн. пособие для вузов/ ВЗФЭИ. - М.: Финстатинфо, 2007 г

Библиографический список

1. Федеральный  закон "Об аудиторской деятельности" N 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред.  Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ).

2. Постановление  Правительства Российской Федерации  от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах  государственного регулирования  аудиторской деятельности в Российской  Федерации".

3. Федеральный  закон "О лицензировании отдельных  видов деятельности" N 128-ФЗ от 8 августа 2001 г.

4. Положение  о лицензировании аудиторской  деятельности. Утверждено Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 29 марта 2002 г. N 190.

5. Правила  (стандарты) аудиторской деятельности // Современная экономика и право - М.: Юрайт-М, 2006. - 328 с.

6. Аудит:  Учебник для вузов / Под ред.  проф. В.И. Подольского.2-е изд., перераб.  и доп. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 655 с.


Информация о работе Аттестация и лицензирование