Аудит бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов аудита бухгалтерской отчетности предприятия. Для реализации цели поставлены следующие задачи: 1) изучить теоретические основы аудита бухгалтерской отчётности: цель задачи, источники информации; 2) рассмотреть правовые основы аудиторской деятельности; нормативные документы, регламентирующие проведение аудита; основные этапы подготовки и проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности; 3) составить подробное аудиторское заключение проверки бухгалтерской отчетности ООО «Чистый город», опираясь на документацию и бухгалтерскую отчетность фирмы за 2012 год.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы аудита …………………………………………5
1.1. Сущность аудита бухгалтерской отчетности ………………………5
1.2. Цели и задачи аудита бухгалтерской отчетности ………………….6
1.3. Нормативное регулирование аудиторской деятельности . ………...9
Глава 2. Проведение аудиторской проверки ООО «Чистый город» . ……….11
2.1. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала . ………………………………………………………………………...11
2.2. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики …15
2.3. Информационная база для проведения аудита ……………………19
Глава 3. Результаты аудиторской проверки ООО «Чистый город» …………21
3.1. Аудиторское заключение по результатам аудиторской проверки ООО «Чистый город» за 2012 год …………………………………………...21
3.2. Письменная информация (отчет) об аудиторской проверке достоверности бухгалтерской отчетности ООО «Чистый город» за 2012 год …………………………………………………………………………………….25
Заключение ………………………………………………………………………40
Список использованной литературы …………………………………………..42

Файлы: 1 файл

Аудит.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:

1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

2. Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств.

3. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

4. Методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

5. Внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур.

Развитие системы нормативного регулирования аудита в России предполагает утверждение правил (стандартов) аудиторской деятельности Правительством РФ и придание им статуса федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским объединениям будет предоставлено право, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным.

Основными документами, определяющими правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации, являются:

1. Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008г. № 307-ФЗ (в ред. от 13.12.2010 № 358-ФЗ);

2. Гражданский кодекс РФ (часть  I от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ, в ред. от 11.02.2013 № 8-ФЗ; часть II от 26 января1996г. № 14-ФЗ, в ред.                 от 14.06.2012  № 78-ФЗ);

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (в ред.                  от 30.12.2010  № 312-ФЗ);

4. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04 мая 2011г. 99-ФЗ;

5. Приказ Министерства финансов РФ от 27.10.1999 № 69н «Об утверждении порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков»;

6. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1095);

7. Методика аудиторской деятельности, одобренная Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000г. Протокол № 1.

В указанных документах отражены основные положения по организации аудиторской деятельности в Российской Федерации, аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений.

 

Глава 2. ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

ООО «ЧИСТЫЙ  ГОРОД»

 

2.1. Аудит учредительных документов и формирования уставного капитала

 

Цель аудита учредительных  документов и формирования уставного капитала предприятия - сформулировать мнение относительно соответствия учредительных документов предприятия действующему законодательству, правильности формирования (изменения) его уставного капитала.

В процессе проведения проверки необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами (в действующих редакциях):

1. Гражданский кодекс  РФ;

2. Налоговый кодекс  РФ;

3. Федеральный закон  "Об обществах с ограниченной ответственностью";

4. Положение по ведению  бухгалтерского учета и отчетности  в РФ;

5. План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению.

Источники информации для  проверки:

- устав предприятия;

- учредительный договор;

- свидетельства о государственной регистрации и регистрации в органах статистики, инспекции Министерства по налогам и сборам РФ, внебюджетных фондах;

- протоколы собраний  учредителей, переписка с учредителями;

- приказы, распоряжения, внутренние положения, лицензии;

- акты оценки имущества, внесенного в счет оплаты долей уставного капитала;

- документы, подтверждающие права на объекты недвижимости, земельные участки, нематериальные активы и др.;

- учетные регистры (журналы-ордера, ведомости) по счетам 75, 80;

- Главная книга, бухгалтерская отчетность и др.

Для достижения цели аудита учредительных документов и формирования уставного капитала предприятия должны быть решены следующие задачи:

-   определить юридический статус предприятия, сферу деятельности  и права его функционирования:

-     установить  наличие лицензий   по  видам  деятельности,   подлежащих лицензированию;

-    проверить  порядок формирования и изменения  уставного (складочного) капитала и изучить его структуру.

В процессе ознакомления с учредительными и другими правоустанавливающими документами аудиторы выясняют: когда и где зарегистрировано предприятие; какова его организационно-правовая форма; какова величина уставного капитала и соответствует ли она требованиям законодательства.

На момент государственной  регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся часть долей должна быть оплачена участниками не позднее одного года с момента государственной регистрации общества. Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества, в том числе путем зачета его требований к обществу.

Знакомясь с учредительными документами предприятия, аудиторы выясняют состав его учредителей (юридические и физические лица, в том числе иностранные) и каковы их доли вкладов в уставном капитале.

Аудиторы получают также  представление об организационной структуре предприятия:

- о наличии филиалов и представительств;

- о полномочиях руководителей всех уровней при принятии управленческих решений;

- о видах фондов, создание которых предусмотрено уставом;

- о порядке распределения прибыли;

- о порядке реорганизации и ликвидации предприятия;

- о наличии ограничений для исполнительной дирекции по сумме сделок с имуществом;

- об осуществлении внешнеэкономической деятельности и т. д.

Изучая виды деятельности, осуществляемые предприятием, аудиторы должны установить их соответствие тем  видам деятельности, которые зафиксированы в его уставе. При этом следует знать, что отдельные виды деятельности требуют лицензирования. Поэтому необходимо выяснить наличие у предприятия лицензий, например, на выполнение строительных работ, автомобильных перевозок, производство и реализацию алкогольных изделий и др. Отсутствие лицензии по лицензируемому виду деятельности означает незаконность осуществления соответствующих хозяйственных операций.

Аудиторы должны внимательно  изучить обоснованность формирования и изменения уставного капитала, правильность учетных записей, их подтверждение соответствующими документами. Поступление взносов учредителей проверяется на основании первичных документов и записей по кредиту счета 75 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» в корреспонденцией с дебетом счетов учета денежных средств, основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, материалов, товаров и др. Если по окончании первого года с момента регистрации предприятия в бухгалтерском балансе и в соответствующем учетном регистре по счету 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» имеется дебетовое сальдо, следовательно требования законодательства по срокам формирования уставного капитала предприятия нарушены.

По данным приходных  кассовых ордеров, выписок банков по расчетным и валютным счетам с приложенными к ним оправдательными документами проверяется полнота и своевременность оприходования внесенных участниками в счет вкладов денежных сумм. Иностранная валюта принимается к учету в рублях по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на дату взноса.

В счет вкладов в уставный капитал по договоренности между учредителями могут вноситься не только денежные средства. Поэтому аудиторам важно убедиться в наличии документов, подтверждающих имущественные права учредителей на неденежные объекты, а также в обоснованности их оценки и правильности ее документального оформления (наличие актов оценки, экспертных заключений, актов приемки-передачи, авизо, накладных и т. п.).

В процессе взаимной сверки первичных документов (актов приемки-передачи основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг, накладных и приходных ордеров на материалы и другие товарно-материальные ценности, актов оценки), учредительных документов и регистров по счету 75 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» подтверждается полнота и своевременность отражения на счетах бухгалтерского учета неденежного имущества, поступившего в счет вкладов в уставный капитал. Аудиторам следует обратить внимание на соответствие нематериальных активов законодательно установленных требований к ним по форме, содержанию и оценке. Если в уставный капитал предприятия были внесены ценные бумаги других эмитентов, то необходимо также удостовериться в том, что эти ценные бумаги ранее уже обращались на фондовом рынке, а их оценочная стоимость на момент взноса не превышала рыночную стоимость.

В процессе проверки организации  синтетического учета расчетов с учредителями аудиторы сравнивают фактические корреспонденции счетов с разработанными схемами корреспонденции счетов по учету таких расчетов. Аудиторам важно также установить, обеспечивает ли величина уставного капитала объем деятельности предприятия, какова его доля в составе собственных источников средств; от этого в известной мере зависит степень доверия к предприятию со стороны потенциальных инвесторов, его устойчивость при неопределенных обстоятельствах. Поэтому по состоянию на конец отчетного года следует определить сумму чистых активов предприятия и сравнить их с величиной уставного капитала.

Если чистые активы предприятия окажутся меньше его уставного капитала, то аудиторы могут рекомендовать предприятию объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов. Если по окончании второго и каждого последующего отчетного года стоимость чистых активов проверяемого предприятия оказывается меньше величины минимального уставного капитала, установленного законодательством для предприятий соответствующей организационно-правовой формы, то аудиторская организация не вправе подтвердить в отношении него применимость принципа действующего предприятия.

 

2.2. Аудит организации бухгалтерского учета и учетной политики

 

Цель аудита организации бухгалтерского учета и учетной политики предприятия - установить соответствие организации бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.

В процессе проведения проверки необходимо руководствоваться следующими основными нормативными документами (в действующих редакциях):

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению;

4. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008).

Источники информации для проверки:

- должностные инструкции сотрудников бухгалтерии;

- Положение об учетной политике предприятия;

- результаты проводимых аудиторами устных опросов (бесед) и анкетирования сотрудников бухгалтерии и др.

Для достижения поставленной цели аудиторы должны решить следующие задачи:

-  установить соответствие организационной  структуры бухгалтерии и формы  бухгалтерского учета условиям  организации и управления предприятия;

-    охарактеризовать системы  документации и документооборота;

-    дать оценку учетной  политики предприятия.

В ходе проверки аудиторы на основании  изучения Положения о бухгалтерской службе, должностных инструкций, устных опросов главного бухгалтера и сотрудников службы выясняют ее организационную структуру, распределение обязанностей, сложность выполняемых работ, уровень квалификации учетного персонала. Анализ объектов учета, видов и объема обрабатываемой учетной информации, использования компьютерных технологий в учетном процессе позволяет установить фактическую трудоемкость работ по отдельным группам хозяйственных операций и определить общую потребность в специалистах и их рациональное закрепление за участками учета.

Предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета (простую, журнально-ордерную, мемориально-ордерную или автоматизированную). Основными факторами, влияющими на такой выбор, являются объем обрабатываемой информации, численность сотрудников предприятия, уровень квалификации учетного персонала, уровень применения компьютерных технологий.

Информация о работе Аудит бухгалтерской отчетности