Аудит движения основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 17:28, реферат

Описание работы

Ответ на каждый вопрос теста может оцениваться количественно (в баллах) или вербально. Применяемый вид и шкала оценки регламентируются внутренними стандартами аудиторской организации. По результатам тестирования устанавливается оценка надёжности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объём и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании конкретных процедур и уточняют аудиторский риск. При выборочной проверки аудитор должен разделить всю совокупность основных средств на подсовокупности, чтобы отобранными для проверки могли быть с равной вероятностью элементы всех подсовокупностей.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по аудиту.doc

— 671.00 Кб (Скачать файл)

Аудит движения основных средств.

1.Цель проведения  аудита основных средств, основные  нормативные             документы и источники информации при аудите.

 

    Целью проведения аудиторской проверки учёта основных средств Республике Казахстан нормативным документам.

    Для достижения  цели аудита следует решить  следующие задачи: является проверка правильности отражения в балансе основных средств; проверка наличия и сохранности основных средств; проверка правильности классификации основных средств; проверка правильности оценки и произведённых переоценок основных средств; оформления и отражения в учёте операций по оприходованию (поступлению) основных средств; начисления и отражения в учёте износа основных средств; отражение в учёте операций по ремонту основных средств, арендованным и сданным в аренду  основным средствам; оформления и отражения в учёте операций по выбытию основных средств; соблюдение предприятием налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением и выбытием основных средств; анализ технического состояния и эффективности использования основных средств; составление обоснованного мнения о достоверности и полноте информации об основных средствах, отражённой в бухгалтерской (финансовой) отчётности проверяемой организации и пояснения к ней, а также установление соответствия применяемой в организации методики учёта и налогообложения операций с основными средствами действующим в

  • Изучение условий хранения и эксплуатации основных средств, их состава и структуры;
  • Подтверждение правильности оформления и отражения в учёте операций с основными  средствами;
  • Подтверждение расчётов начисленной амортизации по основным средствам и достоверности отражения её в учёте;
  • Установление объёмов, выполненных ремонтов основных средств и правомерности отражения ремонтов по их проведению в учёте в зависимости от выбранного метода;
  • Подтверждение итогов, проведённой в отчётном году переоценки основных средств;
  • Оценка качества проведённой перед составлением годового отчёта инвентаризации основных средств.

    Основными нормативными документами при аудите основных средств являются: Указ президента Республики Казахстан, имеющий силу закона «О бухгалтерском учёте», закон «Об аудите», стандарты аудита, МСФО по учёту основных средств и методические рекомендации по его применению, бухгалтерский баланс за аудируемый период, первичные документы , которыми оформляется движение основных средств, договоры аренды, гражданский кодекс РК, налоговый кодекс РК, ТПС и методические указания по его применению и другие.

    Источниками  информации при осуществлении проверки являются: договора купли-продажи основных средств; акт (накладная) приёмки-передачи основных средств (форма№ОС-4); акт приёмки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма№ОС-2); акт на списание основных средств (форма№3); акт на списание автотранспортных средств (форма №ОС-4); накладные; счета фактуры; инвентарные карточки (форма № ОС-6); опись инвентарных карточек (форма № ОС-10); карточка учёта движения основных средств (форма № ОС-12); карточка учёта арендованных основных средств (форма№ ОС-12а); инвентарный список основных средств (форма №ОС-13); учётные регистры (журналы-ордера № 10, № 13) по счетам 121-126, 131-134; Главная книга; баланс; отчёт о прибылях и убытках; приложение к бухгалтерскому балансу.

    При проверки  операций по учёту основных  средств аудитору целесообразно  использовать тест внутреннего  контроля (приложение 1), что позволяет  оценить его надёжность и скорректировать  программу проведения проверки.

    Ответ на каждый вопрос теста может оцениваться количественно (в баллах) или вербально. Применяемый вид и шкала оценки регламентируются внутренними стандартами аудиторской организации. По результатам тестирования устанавливается оценка надёжности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии планирования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объём и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудиторы определяют объекты повышенного внимания при планировании конкретных процедур и  уточняют аудиторский риск. При выборочной проверки аудитор должен разделить всю совокупность основных средств на подсовокупности, чтобы отобранными для проверки могли быть с равной вероятностью элементы всех подсовокупностей. Например, совокупность основных средств организации может быть разделена на подсовокупности по ряду признаков: территориальная обособленность; производственные характеристики; классификация в отчётности; классификация по амортизационным группам; иные классификации.

    В процессе  аудита бухгалтерского учёта  основных средств следует выяснить:

  • Обеспечивается ли контроль за наличием и сохранностью основных средств (правильность классификации основных средств; правильность оценки и переоценки основных средств; вопросы организации аналитического учёта и материальной ответственности за основные средства; инвентаризация основных средств; соответствие данных отчётности, синтетического и аналитического учёта);
  • Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
  • Использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • Организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
  • Способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • Обоснованы ли способы начисления амортизации по вновь поступившим основным средствам;
  • Правильно ли оформляются операции по движению основных средств (использование унифицированных форм первичной учётной документации; отражение операций поступления и выбытия основных средств в регистрах синтетического учёта; вопросы налогообложения операций при поступлении и выбытии основных средств);
  • Соблюдается ли график документооборота по движению основных;
  • Правильно ли отражаются в учёте восстановление основных средств – ремонт, модернизация и реконструкция (документальное оформление операций; способы проведения ремонта; правомерность отнесения затрат по ремонту на себестоимость; отражение операций по реконструкции и модернизации в учёте).

 

 

2. План и программа аудита.

 

     Аудиторская проверка учёта основных средств планируется на основе сводного общего плана и свободной программы аудита организации. Примерное содержание плана аудита приведено в таблице № 1.

 

Общий план аудита основных средств.

Таблица № 1

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской  группы

Состав аудиторской  группы

Планируемый аудиторский  риск

Планируемый уровень  существенности

п/п

Планируемые виды

работ

Период проведения

1

Аудит наличия и

сохранности основных средств

В течение отчётного  года

2

Аудит движения

Основных средств

(проверка операций  поступления, создания, списания, продажи и прочего выбытия основных средств)

В течение отчётного  года

3

Аудит правильности начисления амортизации

В течение отчётного  года

4

Проверка правильности налогообложения по основным средствам

В течение отчётного  года


Руководитель аудиторской организации

Руководитель аудиторской  группы

ТОО «Полис»

С 01.01.2003 по 31.12.2003

300

Иванов В. В.

Иванов В. В., Петрова С.Н.

3%

2%

Исполнитель

Примечание

Иванов В. В.

Петрова С. Н.

 

Согласно сводному общему плану аудита экономического субъекта

Иванов В. В.

 

 

 

 

 

 

 

Петрова С. Н.

 

 

Иванов В. В.

Петрова С. Н.

 

 


В. Л. Захарова

В. В. Иванов.


 

    Процедуры проверки приведены в программе аудита основных средств (приложение 2).

    Аудитору необходимо  по прибытие на предприятие познакомится с учётной политикой предприятия в части организации учёта основных средств в проверяемом отчётном периоде, её изменениями по сравнению с предшествующим: выяснить дату проведения последней инвентаризации основных средств, её результаты; материалы последней переоценки основных средств; ознакомится с договорами  на аренду основных средств, заключёнными с юридическими и физическими лицами; убедиться, что бухгалтерия ведёт картотеку основных средств и инвентарные списки по месту их нахождения в эксплуатации и конкретным материально ответственным лицам; получить информацию (приказы, список лиц) о лицах: ответственность за сохранность основных средств в местах эксплуатации и об уволившихся материально ответственных лицах; установить, в какой мере бухгалтерия организации обеспечена действующими нормативными документами, определяющими правила ведения учёта основных средств, образцами форм унифицированной первичной документации по учёту основных средств.

    При аудиторской  проверке аудитору необходимо  получить подтверждение надлежащего оформления прав собственности организации на объекты основных средств. Аудитору должны быть предоставлены договоры на создание, приобретение, передачу объектов основных средств, в необходимых случаях – и свидетельства о регистрации сделок в соответствии с законодательствам. Особое внимание должно быть уделено проверке сохранности и наличия основных средств является выяснение правильности оценки основных средств, поскольку от этого зависят расчёты с бюджетом по налогу на имущество, а также достоверность отражения финансовых результатов организации и составления отчётности. Для проведения проверки аудитор привлекает первичные документы, формы которых унифицированы.

 

 

 

2.1.Проверка правильности оценки и переоценки основных средств.

     Проверка правильности оценки основных средств может быть сплошной (при небольшом количестве объектов) или выборочной.

    Оценка основных  средств и определение первоначальной  стоимости в соответствии с СБУ-6 и зависит от способа поступления основных средств на предприятие. В СБУ-6 приведены следующие виды оценок основных средств:

  • Первоначальная стоимость – это стоимость фактически произведённых затрат по возведению или приобретению основных средств, включая уплаченные невозмещаемые налоги и сборы, а также затраты по доставке, установке, пуску в эксплуатацию и любые другие расходы, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние для его использования по назначению.
  • Текущая стоимость – это стоимость основных средств по действующим рыночным ценам на определённую дату.
  • Балансовая стоимость – это первоначальная или текущая стоимость основных средств за вычетом сумы накопленной амортизации, по которой актив отражается в учёте или отчётности.
  • Стоимость реализации – это стоимость, по которой возможен обмен основных средств между хорошо осведомлёнными и готовыми к проведению сделки независимыми сторонами.
  • Ликвидационная стоимость – предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, возникающих при ликвидации основных средств в конце срока полезной службы за вычетом ожидаемых затрат по выбытию.

    Первоначальная  стоимость определяется: по объектам, изготовленных на самом предприятии,  а также приобретённых за плату  у других предприятий и лиц  – исходя из фактических затрат  по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке. Она выявляется в момент ввода объекта в эксплуатацию и остаётся неизменной в течение всего срока нахождения основных средств на предприятии за исключением случаев достройки и дооборудования объектов в порядке долгосрочных инвестиций, реконструкции и частичной ликвидации объектов; по объектам, внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставный капитал, по договорённости сторон, которая обязательна должна быть указана в учредительных документах; по объектам, полученных от других предприятий и лиц безвозмездно, а также в качестве субсидий правительственного органа, экспертным путём или по документам приёма-передачи.

    Учитывая различные  методы оценок объектов основных  средств, поступающих на предприятие, аудитор должен проверить: создана ли на предприятии комиссия по приёмке основных средств и оформлению её результатов; оформлены ли договоры купли-продажи основных средств с указанием стоимости объекта; оформлены ли протоколы договорной цены; правильно ли указана первоначальная стоимость в актах приёмки-передачи основных средств (форма № ОС-1); указана ли стоимость объекта в договоре аренды; правильно ли отражена первоначальная стоимость объекта после достройки и дооборудования объектов,  реконструкции или частичной ликвидации объектов; правильно ли определена инвентарная стоимость законченных строительством объектов; своевременно ли оформлены соответствующими документами и приняты материально ответственными лицами основные фонды, поступившие на предприятие; полностью ли они оприходованы в бухгалтерском учёте; не допущены ли нарушения в приобретении основных средств; своевременно ли оформлен ввод основных фондов в эксплуатацию.

    Проверка условий хранения и эксплуатации основных средств предполагает получение сведений о том за кем закреплены отдельные объекты, как организована их охрана и использование. Для этого необходимо установить, назначены ли приказом руководителя предприятия материально ответственные лица за сохранность основных средств; заключены ли с назначенными лицами письменные договоры об их полной материальной ответственности; созданы ли условия материально ответственными лицами для обеспечения сохранности основных средств; назначена ли приказом руководителя постоянно действующая инвентаризационная комиссия для проведения проверки сохранности основных средств, проводилась ли перед составлением годового бухгалтерского отчёта инвентаризация основных средств; правильно ли оформлены её результаты и соблюдаются ли сроки их рассмотрения; какие меры приняты к виновным в случае выявлении недостачи основных средств. Для этого следует провести осмотр производственных помещений или опрос сотрудников предприятия. В процессе изучения учётных данных аудитор устанавливает наличие объектов основных средств по отдельным классификационным группам (производственные, непроизводственные, собственные и арендуемые и т.д.) и местам размещения (подразделениям и материально ответственным лицам). Выясняя правильность организации аналитического учёта основных средств следует обратить внимание на наличие инвентарных номеров, технической документации, на сроки поступления и оприходования основных средств. Эти данные сопоставляются с записями по счетам 10 подраздела и информацией инвентарных карточек. При расхождении данных аналитического и синтетического учёта определяются их причины, виновнее лица и экономические последствия

Информация о работе Аудит движения основных средств