Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:00, курсовая работа
Финансовые результаты деятельности предприятия находят отражение в системе показателей.
Различия в назначении показателей затрудняют выбор каждым участником товарного обмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности в информации о реальном состоянии данного предприятия.
Введение 2
1 Цели, задачи, источники информации для проведения аудита финансовых результатов 4
2 Аудит финансовых результатов 7
2.1 Аудит доходов от реализации продукции, работ, услуг 7
2.2 Аудит расходов от обычного вида деятельности 10
2.3 Аудит прочих доходов и расходов 16
2.4 Аудит прибыли 23
Выводы и рекомендации 29
Библиографический список 31
– существует уверенность в том, что в результате конкретной операции уменьшатся экономические выгоды организации
Если хотя бы одно из условий не выполняется, в учете отражается не расход, а дебиторская задолженность.
Источниками используемой информации при аудите расходов по обычным видам деятельности являются:7
– государственные нормативные акты;
– внутрифирменные положения по планированию, учету, контролю расходов, принятые и утвержденные аудируемым лицом;
– договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность;
– заявления и разъяснения руководства аудируемого лица, заключения экспертов, результаты проверок контролирующих организаций, рабочие документыаудитора при повторяющемся аудите, аудиторское заключение предыдущего аудитора при первоначальном аудите.
При аудите расходов по обычным видам деятельности проверяют бухгалтерские счета:
– по которым непосредственно отражаются операции по формированию расходов ( 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);
– проверяются предпосылки, сделанные руководством аудируемого лица в финансовой отчетности, — 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов», 10 «Материалы», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 28 «Брак в производстве», 43 «Готовая продукция», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», 90 «Продажи», 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей», 97 «Расходы будущих периодов» и др.
Для проведения аудита расходов по обычным видам деятельности необходимо подготовить план и программу.
Программа может быть подготовлена в форме тестов средств контроля операций по формированию расходов по обычным видам деятельности, тестов групп однотипных операций, остатков на бухгалтерских счетах.
Тесты средств контроля для оценки организации и функционирования системы внутреннего контроля аудируемого лица в части расходов проводятся в отношении:
– структурных подразделений и лиц, уполномоченных принимать решения по использованию активов в производстве, определению потребности в них;
– применяемой классификации и порядка учета расходов по обычным видам деятельности;
– системы документооборота по учету операций по формированию расходов по обычным видам деятельности;
– влияния специфики производства на организацию и ведение учета расходов;
– утвержденных и фактически применяемых процедур текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, ведением учета расходов.
Тесты групп однотипных операций остатков на бухгалтерских счетах учета расходов по обычным видам деятельности по предпосылкам, сделанным руководством аудируемого лица в финансовой отчетности, включают в себя рассмотрение следующих вопросов.8
1. Существование и возникновение расходов:
– подтверждены ли документально все записи по формированию рапсходов;
– реально существуют и подтверждены ли инвентаризацией остатки незавершенного производства, готовой продукции, представленные в финансовой отчетности
– имели ли место в соответствующем периоде и относятся ли к деятельности аудируемого лица операции или события, сформировавшие расходы
2. Права и обязанности:
– соответствует ли характер производства целям деятельности аудируемого лица и законодательству Российской Федерации;
– номенклатура, количество, качество выпускаемой продукции санкционировано уполномоченным лицом;
– начисление заработной платы, единого социального налога осуществляется ли в соответствии с законодательством Российской Федерации;
–соответствует ли выпущенная готовая продукция стандартам качества;
– имеются ли все документы, подтверждающие расходы;
– позволяет ли система учета затрат получить информацию для налогообложения;
– в себестоимость продукции (работ, услуг) отнесены ли те налоги, которые подлежат включению в расходы по обычным видам деятельности.
3. Стоимостная оценка расходов:
– стоимость товарно-материальных ценностей включена ли в затраты в соответствии с учетной политикой;
– правильно ли включена в расходы рассчитанная сумма амортизации по объектам основных средств, нематериальным активам;
– резервы предстоящих расходов и платежей включены в расходы в соответствии с учетной политикой;
– списание общехозяйственных расходов выполнено в соответствии с учетной политикой;
– калькулирование себестоимости продукции осуществляется в соответствии с учетной политикой, отраслевыми методическими указаниями;
– стоимость незавершенного производства определяется в соответствии с учетной политикой;
– правильно ли определены постоянные разницы.
4. Полнота:
– в себестоимость продукции (работ, услуг) включены ли все расходы, связанные с ее производством;
– в расходы в полном объеме включены ли амортизация по основным средствам, нематериальным активам, а также использованные товарно-материальные запасы, затраты по оплате труда, отчисления по единому социальному налогу и другие расходы;
– в полном ли объеме в финансовой отчетности отражено незавершенное производство, готовая продукция;
– при подготовке финансовой отчетности соблюдается ли тождественность аналитического, синтетического учета, Главной книги.
5. Точное измерение:
– при подготовке первичных учетных документов, выполнении записей в учетных регистрах, переносе показателей в отчетность соблюдена арифметическая точность, все расчеты выполнены правильно;
– расходы по обычным видам деятельности включены в состав затрат в соответствующие периоды.
6. Представление и раскрытие:
– правильно ли классифицированы расходы в бухгалтерском, налоговом учетах;
– соответствующим ли образом раскрыты расходы в финансовой отчетности.
В учете расходов по обычным видам деятельности встречаются следующие типичные ошибки и нарушения.9
1. Организация учета:
– в учетной политике не раскрыты положения по признанию расходов в учете, оценке незавершенного производства, порядку списания и распределения общехозяйственных расходов;
– отсутствует график документооборота;
– не осуществляется контроль за использованием активов для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
– не проводится инвентаризация незавершенного производства перед составлением годового отчета.
2. Ведение учета:
– несоблюдение положений учетной политики при формировании расходов;
– неправильное формирование расходов по переработке давальческого сырья;
– отражение расходов в учете не в соответствующий период времени;
– несоответствие расходов аудируемого лица доходам;
– неправильное определение стоимости незавершенного производства, готовой продукции;
– отсутствие документов, подтверждающих расходы;
– неведение аналитического учета по видам продукции (работам, услугам);
– неправильное включение расходов будущих периодов в текущие расходы организации;
– отсутствие документального подтверждения расходов непроизводительного характера;
– неправильная оценка стоимости товарно-материальных ценностей, включенных в расходы;
– необоснованное включение в расходы затрат по оплате труда, отчислений по единому социальному налогу;
– необоснованное включение затрат в состав общепроизводственных, общехозяйственных расходов;
– распределение общепроизводственных, общехозяйственных расходов, не соответствующее положениям учетной политики;
– неправильное определение суммы амортизации по амортизируемому имуществу.
Существенные недостатки, выявленные по результатам проверки расходов по обычным видам деятельности, должны быть отражены в рабочих документах аудитора и представлены руководителю аудируемого лица. Аудитору необходимо оценить их влияние на достоверность финансовой отчетности.
Целью аудиторской проверки прочих доходов и расходов является формирование мнения о правильности учета прочих доходов и расходов.
Задача аудиторской проверки прочих доходов и расходов, состоит из следующих вопросов, на которые должен ответить аудитор:10
Аудит прочих доходов расходов ыключает:
– аудит состава и даты признания прочих доходов организации
– аудит состава и даты признания прочих расходов организации
– аудит отражения прочих доходов и расходов на счетах бухгалтерского учета и отчетности
– проверка правильности налогообложения прочих доходов и расходов
Порядок проведения аудита прочих доходов и расходов включает ряд последовательных этапов:11
Согласно Инструкции по применению плана счетов, для обобщения информации о прочих доходах и расходах, предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При аудите необходимо установить правильность отражения в бухгалтерском учете следующих видов доходов:
– поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
– поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
– поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы по ценным бумагам - в корреспонденции со счетами учета расчетов;
– прибыль, полученная организацией по договору простого товарищества, - в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам");
– поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, продукции, товаров, -в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
– поступления от операций с тарой - в корреспонденции со счетами учета тары и расчетов;
– проценты, полученные (подлежащие получению) за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации, - в корреспонденции со счетами учета финансовых вложений или денежных средств;
– штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению, - в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
– поступления, связанные с безвозмездным получением активов, - в корреспонденции со счетом учета доходов будущих периодов;
– поступления в возмещение причиненных организации убытков - в корреспонденции со счетами учета расчетов;
– прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, - в корреспонденции со счетами учета расчетов;
– суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, - в корреспонденции со счетами учета кредиторской задолженности;
– курсовые разницы - в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др.;
– прочие доходы.
При аудите также необходимо установить правильность отражения в бухгалтерском учете следующих видов расходов:
– расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
– остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация, и фактическая себестоимость других активов, списываемых организацией, - в корреспонденции со счетами учета соответствующих активов;