Аудит малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение аудита малых предприятий (фирм, организаций).
С учетом поставленной цели в работе необходимо рассмотреть следующие этапные задачи:
- раскрыть основы аудиторской деятельности;
- изучить организацию и планирование аудита малых предприятий
- обосновать особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий;
- рассмотреть аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические основы аудиторской деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1 Сущность аудиторской деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1. 2 Организация и планирование аудита на малых предприятиях . . . . . . 8
2 Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.1 Принципы получения аудиторских доказательст на малых предприятиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.2 Аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

аудит малых предприятий.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1 Теоретические основы аудиторской деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1.1 Сущность аудиторской деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5

1. 2 Организация и планирование аудита на малых предприятиях . . . . . . 8

2 Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

2.1 Принципы получения аудиторских доказательст на малых предприятиях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

2.2 Аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Аудит малого экономического субъекта (предприятия, фирмы) предполагает необходимость уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.

Исходя из главной цели аудита –  выражение мнения о достоверности  финансовой отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству – основной аудиторской услугой является проверка учета и отчетности компании.

В ходе аудита малых экономических  субъектов аудиторским организациям следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем для малых экономических субъектов характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов.

При этом следует руководствоваться  требованиями правила (стандарта) аудиторской  деятельности "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта". Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.

Получение у должностных  лиц компании разъяснений в устной и письменной формах по возникшим  в ходе аудиторской проверки вопросам также является правом аудитора. Не стоит удивляться, если аудитор захочет  пообщаться и с персоналом, не связанным  с учетным процессом. Для эффективного и качественного проведения работы и формирования мнения о достоверности отчетности аудитор должен понимать бизнес-процессы клиента, специфику его деятельности и особенности проводимых операций.

В ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как "низкой", если нет явных доказательств противоположного. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск". Сотрудникам аудиторской организации рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства контроля подлежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве основного способа сбора аудиторских доказательств использовать аудиторские процедуры по существу.

Целью данной работы является изучение аудита малых предприятий (фирм, организаций).

С учетом поставленной цели в работе необходимо рассмотреть  следующие этапные задачи:

- раскрыть основы аудиторской деятельности;

- изучить организацию и планирование аудита малых предприятий

- обосновать особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий;

- рассмотреть аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона».

Данной проблематике посвящены работы Белоглазова Г. Н.,  Войтов А. Г., Галяпина Л. В., Дробоздина Л. А., Жукова Е. Ф., Павлова Л. Н., Поляка Г. Б., Соколова О. В. , Усова В. В.

Таким образом, структура работы состоит из введения, 2-х глав, содержащих 4 параграфа, заключения, списка литературы состоящий из 12 наименований и 2 приложений.

1 ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

1.1 Сущность  аудиторской деятельности

 

 

С точки зрения правил (стандартов) аудиторская деятельность – включает достаточно широкое понятие, как собственно аудит (аудиторскую  проверку с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности) так и сопутствующие аудиту услуги..

Аудит – это независимая  проверка бухгалтерского учета и  бухгалтерской отчетности [2]. Аудит может быть обязательным (когда компания отвечает определенным критериям) или инициативным (если желание его провести возникло у руководителя компании или ее участников).

Целью аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности  бухгалтерской отчетности компании и соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета законодательству РФ. Определение субъективного понятия достоверности дано в Законе об аудите: под достоверностью следует понимать такую степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Степень такой точности аудитор определяет самостоятельно, руководствуясь федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и своим профессиональным суждением.

Исходя из главной  цели аудита – выражение мнения о достоверности финансовой отчетности компании и соответствии порядка  ведения бухгалтерского учета законодательству – основной аудиторской услугой является проверка учета и отчетности компании. Кроме того, аудиторским фирмам предоставлено право оказывать сопутствующие аудиту услуги:

- постановка, восстановление  и ведение бухгалтерского учета,  составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

- налоговое консультирование;

- анализ финансово-хозяйственной  деятельности организаций и предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

- управленческое консультирование (постановка систем внутреннего контроля), в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

- правовое консультирование, а также представительство в  судебных и налоговых органах  по возникающим спорам;

- автоматизация бухгалтерского  учета и внедрение информационных технологий;

- оценка стоимости  имущества, оценка предприятий  как имущественных комплексов, а  также предпринимательских рисков;

- разработка и анализ  инвестиционных проектов, составление  бизнес-планов;

- проведение маркетинговых  исследований;

- обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

- оказание других услуг,  связанных с аудиторской деятельностью.

Чтобы избежать разногласий  в ходе проверки, следует помнить  о том, что аудитор самостоятельно определяет формы и методы проведения аудиторской проверки, опираясь на свою квалификацию и опыт, а также на положения законодательства.

Получение у должностных  лиц компании разъяснений в устной и письменной формах по возникшим  в ходе аудиторской проверки вопросам также является правом аудитора. Не стоит удивляться, если аудитор захочет пообщаться и с персоналом, не связанным с учетным процессом. Для эффективного и качественного проведения работы и формирования мнения о достоверности отчетности аудитор должен понимать бизнес-процессы клиента, специфику его деятельности и особенности проводимых операций.

Также аудитору могут  потребоваться сведения от третьих  лиц. Как правило, это стандартная  процедура рассылки запросов о подтверждении  задолженности на отчетную дату от имени компании в адрес ее дебиторов и кредиторов. При этом ответы высылаются контрагентами непосредственно в адрес аудиторской организации.

Аудитор вправе отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности отчетности, если ему не представят все необходимые документы. Это обстоятельство будет расценено аудитором как ограничение его работы. Опасения, что аудитор не обеспечит сохранность документов или разгласит их содержание, излишни.

Конкретная методика выполнения аудиторской работы выглядит примерно следующим образом [5]:

1. Преддоговорная работа.

2. Назначение руководителя проверки.

3. Планирование аудиторской проверки.

4. Утверждение состава рабочей группы.

5. Проведение аудиторской  проверки с оформлением рабочих документов аудитора в соответствии с внутрифирменными стандартами.

6. Формирование отчета  по результатам аудиторской проверки  и его согласование с аудируемым лицом.

7. Подготовка и утверждение аудиторского заключения.

8. Внутрифирменный контроль формирования «Дела клиента», аудиторского заключения и Отчета по результатам аудиторской проверки.

9. Архивирование документов  аудиторской проверки.

В ходе аудита малых экономических  субъектов аудиторским организациям следует применять правила (стандарты) аудиторской деятельности в полном объеме. Вместе с тем для малых экономических субъектов характерен ряд специфических особенностей, которые оказывают влияние на порядок проведения аудита таких субъектов.

 

 

1. 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

 

На стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской  организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета  и внутреннего контроля экономического субъекта. В случае, если из-за недостатков  этих систем, связанных с особенностями малых экономических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным экономическим субъектом. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

Перед началом аудита малого экономического субъекта особенно важным является согласовать в договоре или письме-обязательстве условия  проведения аудита, права и обязанности  аудиторской организации и экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов", "Письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита" и "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг". Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к положениям п. п. 6.1 и 6.2 правила (стандарта) "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности", где указано, что ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности несет руководство экономического субъекта, в свою очередь аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита рекомендуется  исходить из оценки надежности средств  внутреннего контроля как "низкой", если нет явных доказательств противоположного. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск". Сотрудникам аудиторской организации рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства контроля подлежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве основного способа сбора аудиторских доказательств использовать аудиторские процедуры по существу.

На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для субъектов малого предпринимательства значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения аудиторской организации рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок.

Для целей правил (стандартов) аудиторской деятельности и при  планировании соответствующих аудиторских  процедур аудиторским организациям следует выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.

Во время аудита малых  экономических субъектов особое внимание необходимо уделить следующим  потенциальным факторам риска:

а) учетные записи могут  вестись нерегулярно, без последовательного  соблюдения формальных требований, могут  не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;

б) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская  организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

в) вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным  причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

г) в условиях малых  экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие  бухгалтерский учет, одновременно имеют  доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут  быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

Информация о работе Аудит малых предприятий