Аудит малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Целью аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Определение субъективного понятия достоверности дано в Законе об аудите: под достоверностью следует понимать такую степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Содержание работы

1. Основы аудиторской деятельности 3

2. Организация и планирование аудита малых предприятий 6

3. Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий 13

4. Аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона» 17

Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Аудит малых предприятий.docx

— 33.64 Кб (Скачать файл)

 

 Аудитор, осуществляя  проверку субъекта малого предпринимательства  и его потенциальных партнеров,  должен учитывать следующее.

 

1. Роль аудита для субъектов малого предпринимательства состоит не только в том, чтобы выражать мнение о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но и в том (в большей степени), чтобы представлять интересы собственников во всех хозяйственных и финансовых взаимоотношениях с целью эффективности их функционирования и развития;

 

2. Содержание аудиторских  процедур должно соответствовать  методике, трансформированной на  малое предпринимательство и  закрепленной в специальных стандартах (правилах) аудита, охватывающих основные  аспекты аудита и услуг, сопутствующих  аудиту;

 

3. Обоснованию в форме  внутрифирменных аудиторских стандартов  подлежат все виды сопутствующих  аудиту услуг, оказываемых субъектам  малого предпринимательства с  учетом региональных и отраслевых  особенностей бизнеса.

 

 Особое место в инструментарии аудита малого предпринимательства принадлежит финансовому анализу, который при сохранении основных принципов фундаментальной науки о функционировании предприятия (в том числе и малого) должен базироваться на определенных методических принципах. Эти принципы закреплены в ряде известных методов.

 

 Метод «выгод-издержек»  исторически восходит к философии  И. Бентама и предполагает определение  целевой функции собственника  как отношение полученных выгод  (эффекта) к понесенным затратам (инвестированному капиталу).

 

 Метод «входящих-исходящих»  заключается в том, чтобы найти  золотую середину между входом  и выходом и попытаться достичь  максимального эффекта не экстенсивным  путем, а интенсивным.

 

 Метод оценки вероятностей  восходит к кейнсианской концепции "ожиданий" и основан на том, что деятельность любой системы (в том числе субъекта малого предпринимательства) нацелена на будущее, поэтому неизбежно встает проблема неопределенности и многовариантности событий и необходимость использования дисперсионного анализа.

 

 Метод выделения ключевого  субъекта предопределяет направленность  анализа в направлении ключевого  субъекта (вычленение ключевого  субъекта во всей социально-экономической  системе).

 

 Метод анализа-синтеза  (системный подход) основан на  подходе к объекту исследования  как к системе (неаддитивному  целому), которая предполагает единство  содержания составляющих частей (содержания) и внутренней взаимосвязи  этих частей (формы). На первом  этапе проводится анализ (расчленение  объекта исследования на составляющие  и подробное автономное изучение этих частей), а на втором этапе - синтез (изучение внутренней функциональной связи этих частей).

 

 В Международном стандарте  аудита «Особенности аудита малых  предприятий» приводятся руководящие  принципы и правила аудита  малых предприятий. Внимание аудитора  обращается на повышенный аудиторский  риск при проверке такого хозяйствующего  субъекта. Факторами риска выступают:

 

- высокая степень зависимости  принимаемых решений от одного  лица (учредителя или руководителя);

 

- низкий уровень качества  внутренней системы контроля  из-за отсутствия специализированной  службы бухгалтерского учета  и ведения бухгалтерского учета  привлекаемыми специалистами или  лично руководителем;

 

- отсутствие необходимости  подвергаться обязательному аудиту;

 

- наличие стимулов к  искажению отчетности;

 

- низкий уровень менеджмента  в целом и финансового менеджмента,  в частности, а также экономического  образования ведущих специалистов.

 

 В связи с применением  МСА «Существенность в аудите»  рекомендуется использовать показатели, наиболее подходящие для малого  предприятия, – прибыль до  налогообложения, выручка от реализации, валюта баланса.

 

 В связи с применением  МСА «Аудиторская выборка и  другие процедуры выборочного  тестирования» у малых предприятий  рекомендовано проверять:

 

- либо 100% элементов генеральной  совокупности;

 

- либо 100% определенной части  генеральной совокупности;

 

- либо 100% объектов с определенным  уровнем стоимости.

 

 Как правило, малые  предприятия не производят переоценку  основных средств и не формируют  резервы, источником которых являются  либо финансовые результаты, либо  чистая (реинвестированная) прибыль.  В любом случае происходит  лишь перераспределение элементов,  формирующих собственный капитал,  и некоторые отклонения в величинах  данных показателей не создадут  каких-либо проблем для аудитора  при проверке правильности аналитических  расчетов и подготовке последующих  выводов, на которых будут строиться  принципалами (учредителями) управленческие  решения.

 

 Информация о наличии  хозяйственных средств и источниках  их формирования позволяет и  малым предприятиям, и индивидуальным  предпринимателям:

 

- оценивать состояние  своего бизнеса (в определенный  момент времени) и его динамику (если абсолютные показатели суммы  представить за ряд лет);

 

- описывать имущественное  и финансовое положение (экономический  потенциал) и на их основе  определять потенциал конкурентоспособности;

 

- осуществлять сравнительную  (в том числе и рейтинговую)  оценку в отраслевом сегменте  региональной экономики и экономической  системы «малое предпринимательство  региона»;

 

- рассчитывать на возможность  привлечения государственных средств,  инвестируемых в ходе реализации  программ социально-экономического  развития регионов;

 

- привлекать кредитные  ресурсы на условиях объективной  оценки кредитоспособности;

 

- расширять масштабы своего  бизнеса на основе диверсификации  и различных вариантов комбинирования (в том числе посредством совместной  деятельности без образования  юридического лица).

 

 Практика аудита малых  предприятий, применяющих УСН  и не ведущих бухгалтерского  учета, приводит к выводу, что  порой акционеры годами пребывают  в глубоком заблуждении по  поводу реальной картины финансового  положения своего предприятия  и не представляют, как можно  добиться его прозрачности. При  этом проблема видится акционерам  не в организации полноценного  бухгалтерского учета, а в неправильности  организации служб учета, в  уязвимости документарного обслуживания  бизнес-процессов и в отсутствии  надлежаще оформленных документарных  единиц. Акционеры в таком случае  обращаются в аудиторские организации  не для проведения инициативного  аудита, а для оценки текущего  состояния документарного обеспечения  компании и выработки рекомендаций  по его улучшению. По их мнению, финансовое положение компании  станет прозрачно, если будут  определены основные этапы по  документированию управленческой  отчетности и по организации  работы с документами, разработаны служебные инструкции по документарному обеспечению для соответствующих служб компании и положение по организации документооборота в компании в целом. Между тем практика показывает, что работа в этой области чаще всего не приводит к существенному результату и представляется всего лишь временной мерой, не способной остановить общей тенденции.

 

 

3. Особенности получения  аудиторских доказательств при аудите малых предприятий

 

 

 С учетом особенностей  аудиторского риска в малых  экономических субъектах аудиторской  организации следует исходить  из того, что ее мнение о  степени достоверности бухгалтерской  отчетности должно в преобладающей  мере определяться аудиторскими  доказательствами, получаемыми при  проведении аудиторских процедур по существу. Аудиторская организация при сборе аудиторских доказательств должна соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности "Аудиторские доказательства" и "Аналитические процедуры".

 

 В ходе аудита малого экономического субъекта следует уделять большое внимание получению официальных письменных разъяснений от его руководства, в котором эти руководители подтвердили бы понимание своей ответственности за организацию надлежащего ведения бухгалтерского учета и подготовку достоверной и полной бухгалтерской отчетности, а также в необходимых случаях привели бы свои аргументы и высказали бы аудиторской организации свою позицию по возникшим в ходе аудита спорным вопросам бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта". Письменные разъяснения, предоставляемые руководством экономического субъекта, являются одной из форм аудиторских доказательств, которой специалисты аудиторской организации не должны доверять абсолютно.

 

 В ходе сбора и  оценки информации о малом  экономическом субъекте аудиторской  организации необходимо учитывать  специфику нормативной базы таких  субъектов, в том числе:

 

 а) упрощенный порядок  регистрации, лицензирования и  сертификации деятельности субъектов  малого предпринимательства;

 

 б) упрощенный порядок  представления государственной  статистической и бухгалтерской  отчетности;

 

 в) допустимость использования  (при соблюдении необходимых условий)  субъектами малого предпринимательства  самостоятельно разработанных форм  для документирования хозяйственных  операций и представления форм  бухгалтерской отчетности на  бланках, изготовленных самостоятельно;

 

 г) меры государственной  поддержки субъектов малого предпринимательства,  влияющие на их финансово-хозяйственную  деятельность;

 

 д) влияние особенностей регионального и местного законодательства на функционирование малых экономических субъектов.

 

 При получении аудиторских доказательств в ходе аудита субъекта малого предпринимательства, использующего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, аудиторской организации, в частности, следует рассмотреть:

 

 а) обоснованность применения  субъектом малого предпринимательства  упрощенной системы налогообложения,  учета и отчетности исходя  из нормативных критериев, по  которым субъекты малого предпринимательства  подпадают под действие такой  системы;

 

 б) соблюдение субъектом  малого предпринимательства порядка  отражения хозяйственных операций  в книге учета доходов и  расходов;

 

 в) правильность исчисления  валовой выручки или совокупного  дохода (исходя из соответствующего  перечня расходов).

 

 Использование компьютеров  при аудиторской проверке малых  экономических субъектов (в случае, когда такое использование имеет  место) должно производиться в  соответствии с разделом 8 правила  (стандарта) аудиторской деятельности "Проведение аудита с помощью  компьютеров".

 

 При формировании отчетности  возникает необходимость изучения  информации, относящейся ко всему  периоду использования специального  режима налогообложения (таблица  3.1).

 

 

 Таблица 3.1. Корректировка  данных бухгалтерского баланса  для целей финансового анализа  субъектов малого предпринимательства,  применяющих специальные режимы  налогообложения

Данные баланса  

Источник информации  

Алгоритм расчета 

Актив

1. Основные средства и прочие внеоборотные активы Баланс года, предшествующего переходу на специальный режим; Учетная политика; Акты ОС №1 Основные средства по остаточной стоимости на момент перехода на специальный режим + (или –) сформированная остаточная стоимость основных средств за период использования специального режима (поступление - выбытие основных средств, скорректированные на коэффициент износа)

2. Оборотные активы

2.1. Производственные запасы Баланс года, предшествующего переходу на специальный режим, выписки банка и данныехозяйственных операций в кассе о притоке и оттоке денежных средств Сальдо стр. 210 баланса года, предшествующего переходу на специальный режим + расходы, признанные материальными (по притоку денежных средств) – материальные расходы, признанные в составе себестоимости реализованной продукции (в составе прямых и косвенных расходов)

2.2. Дебиторская задолженность Акты сверок по состоянию на 31 декабря аудируемого финансового года Сумма дебиторской задолженности уменьшается на величину, не подтвержденную печатями и подписями распорядителей кредитов или признанную аудитором сомнительной к погашению

2.3. Денежные средства и приравненные к ним активы Выписки счетов в банках; Кассовая книга; Выписка из реестра учредителей; Акты сверок о предоставлении займов или о передаче активов в совместную деятельность без образования юридического лица Сумма задолженности по активам, переданным в совместную деятельность без образования юридического лица, уменьшается на величину убытка, полученного от совместной деятельности по данным налогового учета

Пассив

3. Капитал и резервы

3.1. Уставный капитал Учредительные документы В размере, объявленном в учредительных документах без корректировок

Информация о работе Аудит малых предприятий