Аудит малых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 01:51, курсовая работа

Описание работы

Целью аудиторской проверки является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности компании и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Определение субъективного понятия достоверности дано в Законе об аудите: под достоверностью следует понимать такую степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Содержание работы

1. Основы аудиторской деятельности 3

2. Организация и планирование аудита малых предприятий 6

3. Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий 13

4. Аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона» 17

Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Аудит малых предприятий.docx

— 33.64 Кб (Скачать файл)

3.2. Свободный остаток нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) Аналитические расчеты движения денежных средств и формирования формы №4; Баланс года, предшествующего переходу на специальный режим Данные о величине свободного остатка нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на момент перехода субъекта на специальный режим + (или –) результаты данных формы №4, сформированной расчетно-аналитическим методом за каждый год применения специального режима

4. Долгосрочные обязательства Акты сверок с заимодавцами по состоянию на 31 декабря аудируемого финансового года Данные, подтвержденные актами сверок, скорректированные на величину задолженности по процентам за пользование заемными средствами

5. Краткосрочные обязательства

5.1. Кредиты и займы Акты сверок с заимодавцами по состоянию на 31 декабря аудируемого финансового года Данные, подтвержденные актами сверок, скорректированные на величину задолженности по процентам за пользование заемными средствами

5.2. Задолженность поставщикам  и подрядчикам Акты сверок с поставщиками и подрядчиками по состоянию на 31 декабря аудируемого финансового года Задолженность поставщикам и подрядчикам + величина штрафных санкций за несвоевременное исполнение договорных обязательств

5.3. Задолженность в бюджет  и внебюджетные фонды Акты сверок по задолженности в бюджет и внебюджетные фонды по состоянию на 31 декабря аудируемого финансового года Задолженность по налогам и сборам + штрафные санкции за несвоевременное исполнение налоговых обязательств

5.4. Задолженность перед работниками по оплате труда Расчетно-платежная ведомость за декабрь аудируемого финансового года и анализ дебиторской задолженности по депонированной заработной плате, по которой не истек срок исковой давности Задолженность по заработной плате сроком более 2 месяцев + проценты за задержку выплат, рассчитанные исходя из ставки рефинансирования Банка России + задолженность по депонированной заработной плате, по которой не истек срок исковой давности

 

 

 

4. Аудит эффективности  системы «малое предпринимательство  региона»

 

 

 Устойчиво-воспроизводственный  режим развития национальной  экономики неразрывно связан  с эффективным использованием  ресурсов. При этом особую актуальность  приобретает контрольная деятельность, осуществляемая аудиторами наряду  с изучением законности совершаемых  хозяйствующими субъектами (в том  числе признаваемых малыми) финансово-хозяйственных  операций.

 

 Речь идет об аудите  эффективности расходования государственных  средств, который включен в  Лимскую декларацию руководящих принципов контроля, принятую на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. Согласно Лимской декларации этот вид аудита направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства.

 

 В систему государственного  субсидирования вовлечено и малое  предпринимательство, которое наряду  с финансовыми потоками также  получает право на освоение  определенных объемов природных  ресурсов, представляющих общенародное  достояние. 

 

 Система аудита эффективности  представляет собой оценку экономичности,  результативности и действенности  использования государственных  ресурсов при выполнении органами  исполнительной власти и получателями  бюджетных средств поставленных  перед ними задач, касающихся  стратегических социально-экономических  программ и программ межведомственного  характера.

 

 В качестве составных  элементов оценки эффективности функционирования субъектов малого предпринимательства представляется логичным рассматривать экономичность, продуктивность и результативность бизнеса.

 

 Составные элементы  системы оценки эффективности  субъектов

 

 малого предпринимательства

 

 Экономичность функционирования  субъекта малого предпринимательства  может быть оценена с помощью  показателя относительной экономии (перерасхода) ресурсов, авансированных  в бизнес:

 

- трудовых ресурсов;

 

- финансовых ресурсов;

 

- средств труда (среднегодовая стоимость основных производственных фондов);

 

- предметов труда (материальных  затрат).

 

 Кроме того, могут использоваться  качественные индикаторы оценки:

 

- трудоемкость единицы  производства (продаж);

 

- коэффициент закрепления  оборотных активов;

 

- фондоемкость основных производственных фондов;

 

- материалоемкость производства (продаж).

 

 Указанные показатели  за ряд лет аккумулируются  в таблице; там же приводятся  их относительные значения, характеризующие  динамику за год (таблица 4.1):

 

 

Таблица 4.1. Динамика основных показателей оценки эффективности  малых предприятий

Классификационный признак 

Содержание

Целевые установки Расчет и оценка динамики экономичности, продуктивности и результативности использования ресурсов, авансированных в бизнес

Предмет аудирования Деятельность хозяйствующего субъекта, обеспечиваемая привлечением и использованием ресурсов

Методы аудирования Комплексный анализ хозяйственно-финансовой деятельности субъекта; ситуационный, сравнительный анализ; разработка критериев оценки исходя из отличительных особенностей бизнеса; предпочтение неформальным (эвристическим) методам обработки исследования

Оформление результатов  аудита Формулирование выводов на основе собранных доказательств, генерируемых на всю генеральную совокупность исследуемого хозяйствующего субъекта; аргументация заключений и доказательств, имеющих конструктивный характер; дискуссионный характер возможности управленческих решений по результатам аудита

Информационная база (обеспечение) аудита Учетные и иные доступные источники по фактам хозяйственной деятельности; трансформация информационного массива для целей аудирования (субъективно, на уровне интуиции и квалификации аудитора)

 

 

 

 Продуктивность представляет  собой соотношение полученных  результатов и ресурсов, использованных  для их достижения. При этом  степень использования ресурсов  должна быть максимально возможной.  В качестве эталона при сравнении  должны быть взяты наилучшие  результаты, достигаемые при использовании  и переработке ресурсов.

 

 В качестве расчетного (эталонного) объема предлагается  использовать максимально возможный  "выход" продукции из единицы  исходного сырья (без ущерба  качества продукции) в соответствии  с принятой технологией производства  и объемом потребленных (направленных  в переработку) сырья и материалов.

 

 Коэффициент продуктивности  использования ресурсов (Кп) вычисляется по формуле:

 

 

 Кп = Рф: Рр,

 

 

 где Рф - фактический объем продаж (производства) продукции, соответствующей эталону;

 

 Рр - расчетный объем продаж (производства) продукции, соответствующей эталону.

 

 Оценка и анализ  продуктивности представляются  целесообразными в условиях разработки  и использования методик, нацеленных  на отраслевые особенности бизнеса.  В любом случае в качестве  эталона, выступающего в качестве  базы для сравнения, должны  быть использованы наилучшие  результаты, достигаемые при использовании  и переработке исходного сырья  (ресурсов). Так, например, в сельскохозяйственном  производстве за эталонное значение  продуктивности представляется  возможным использование высших  критериев качества (табл. 4.2):

 

 

Таблица 4.2. Индикаторы оценки продуктивности, используемые в качестве эталона (для сельскохозяйственных товаропроизводителей)

Продукция 

Стандарт качества 

Высший критерий продуктивности

Молоко ГОСТ Р 52054-2003 Высший сорт

Крупный рогатый скот ГОСТ 5110-55 Высшая упитанность

Свиньи ГОСТ 1213-74 Категория 1

 

 

 

 Результативность - степень  достижения запланированных результатов.  Как правило, хозяйствующие субъекты  малого предпринимательства в  качестве целевой установки определяют  получение прибыли как таковой.  Однако встречаются и такие  цели, как максимизация прибыли  или капитализация стоимости.  Учитывая интересы всех участников  хозяйственных отношений, возникающих  в процессе функционирования  малых предприятий и индивидуальных  предпринимателей, критерии оценки  результативности бизнеса (его  эффективности) должны быть построены на комбинациях различных относительных показателей прибыльности:

 

- прибыль на 1 руб. продаж;

 

- прибыль на 1 руб. активов;

 

- прибыль на 1 руб. собственного  капитала;

 

- доля капитализованной прибыли.

 

 Для практической работы  аудитора значения указанных  показателей за ряд лет удобно  расположить в таблице, в которой  также можно привести соответствующие  эталонные значения и отклонения  от них фактических значений. За эталон принимается высшее  значение показателя, вычисленное  по результатам анализа функционирования  малых предприятий, работающих  в данной отрасли или сфере  бизнеса.

 

 Конечный социально-экономический  эффект от функционирования малого  предпринимательства (в условиях  привлечения всех видов доступных  для него ресурсов) может быть  оценен с помощью системы экономических  и социальных индикаторов. Однако  в рамках оказания аудиторских  услуг конкретному хозяйствующему  субъекту, являющемуся малым предприятием  или индивидуальным предпринимателем, оценивать конечный результат  достаточно сложно, поскольку для  этого необходим значительный  информационный массив, не всегда  доступный для отдельного аудитора. Но для государственных органов,  занимающихся организацией и  координацией деятельности малого  предпринимательства в регионе,  получение соответствующего информационного  поля вполне реально. Для оценки  конечного эффекта использования  ресурсов малым предпринимательством  применимы экономические и социальные  индикаторы.

 

 К экономическим индикаторам  относятся следующие.

 

- валовой региональный  продукт на душу населения  (ВРП);

 

- прирост валового регионального  продукта на один рубль субсидирования  в малое предпринимательство;

 

- экономическая эффективность  ресурсов, направленных на поддержку  малого предпринимательства.

 

 Обобщающим индикатором,  характеризующим уровень социального  развития региона, является показатель  качества жизни. В качестве  факторов качества жизни в  регионе используются, в частности:

 

- коэффициент, учитывающий  долю дохода, идущего на питание;

 

- коэффициент, учитывающий  смертность младенцев на 1000 жителей;

 

- коэффициент, учитывающий  долю доходов, направляемых на  оплату жилищно-коммунальных услуг;

 

- коэффициент, учитывающий  долю жителей, обеспеченных благоустроенным  жильем;

 

- коэффициент, учитывающий  долю населения, обучающегося  в вузах и государственных  средних специальных учебных  заведениях региона;

 

- коэффициент, учитывающий  плотность автомобильных дорог  (коэффициент Энгеля).

 

 К интегральным индикаторам  при аудите эффективности системы  малого предпринимательства относятся  следующие:

 

- индикатор оценки экономичности  – коэффициент совокупной относительной  экономии ресурсов;

 

- индикатор оценки продуктивности  – коэффициент продуктивности  использования ресурсов;

 

- индикатор оценки результативности  – коэффициент совокупной прибыльности.

 

 Относительная экономия  трудовых ресурсов определяется  как произведение отклонения  по среднесписочной численности  занятых в малом бизнесе региона  на среднюю заработную плату  одного работающего в регионе  за аудируемый период. Отклонение по среднесписочной численности занятых в малом бизнесе устанавливается путем сопоставления фактической среднесписочной численности работающих в аудируемом периоде с аналогичным показателем базового периода, скорректированным на темпы роста объема производства (продаж).

 

 

Список использованной литературы

 

 

Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята на IX Конгрессе Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.)

 

Международные стандарты  аудита (МСА)

 

Правило (стандарт) аудиторской  деятельности (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11.07.2000 г.)

 

Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации».

 

Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

 

Филобокова Л.Ю. «Особенности аудита в малом предпринимательстве» // Аудиторские ведомости, №4, 2007

 

Филобокова Л.Ю. «Формирование информационной базы при аудите субъектов малого предпринимательства» // Аудиторские ведомости, №12, 2007


Информация о работе Аудит малых предприятий