Аудит материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:46, реферат

Описание работы

Одним из основных направлений аудита является аудит материально-производственных запасов, которые составляют основу деятельности предприятия. Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учёта операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т.д. В системе материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений.

Файлы: 1 файл

реферат мпз.docx

— 51.64 Кб (Скачать файл)

 

1.5. Типичные ошибки, связанные с учётом ТМЦ

К наиболее характерным ошибкам по учёту ТМЦ можно отнести следующие: 1) не заключены договоры о материальной ответственности с кладовщиками (материально-ответственными лицами);                                                           2)отсутствует журнал регистрации выданных доверенностей на получение материалов;                                                                                                        3)неправильно и несвоевременно оформляются документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей;                                                                       4)не ведется аналитический учёт движения ТМЦ в бухгалтерии;                5)неправильное исчисление фактической стоимости заготовления материалов;                                                                                                     6)нерегулярно проводится сверка данных по движению материальных ценностей в бухгалтерии и на складах предприятия;                                                       7)не проводится ежегодная инвентаризация ТМЦ;                                                       8)на складах хранится большое количество неиспользуемых ТМЦ;         9)неправильно производится списание ТМЦ по видам расходов (на основное производство, косвенные расходы и др.);                                                                                 10)неверно ведется учёт НДС по поступившим ТМЦ.                         Следовательно, все эти недочёты требуют корректировок аудитором в ходе осуществления им проверки состояния предприятия.

 

 

 

 

 

 

1.6. Программа аудита по учету МПЗ

Таблица 1.2 – Оформление примерной программы аудита учета МПЗ

№ п/п

Перечень аудиторских  мероприятий  (процедур)

Источники информации, которые  должен использовать аудитор при  осуществлении данной процедуры

1

Аудит наличия и сохранности  МПЗ

1.1

проверка создания комиссии по приёмке МПЗ

приказы, распоряжения, акт о приёмке МПЗ

1.2

анализ правильности синтетического и аналитического учёта МПЗ;

договоры, соглашения

1.3

анализ организации контроля за закупками, сам процесс закупок

договоры, накладные, счета-фактуры, регистры б/у

2

Аудит движения МПЗ

2.1

изучение организации  хранения МПЗ

наличие весоизмерительных  приборов, стеллажей, тары, состояние картотеки складских карточек

2.2

проверка фактического выбытия МПЗ

протоколы, приказы, акты, регистры б/у, баланс

3

Проверка правильности налогообложения операций по МПЗ

3.1

проверка правильности расчётов по НДС

баланс, декларация по НДС, счета-фактуры, договоры купли-продажи

3.2

верность начисления в  учёте НДС при реализации

баланс, декларация по НДС, счета-фактуры, договоры купли-продажи


 

 

 

Программа аудита является развитием общего плана аудита и  представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых  для практической реализации плана  аудита. Программа служит подробной  инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руководителей  аудиторской организации и аудиторской  группы средством контроля качества работы. Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером или кодом каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в своих рабочих документах. Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу. Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета. В зависимости от изменений условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчётности экономического субъекта. По оконча-

нии процесса планирования аудита общий план и программа  аудита должны быть оформлены документально  и завизированы в установленном  порядке. Программа аудита должна по мере необходимости пересматриваться и уточняться в ходе аудита. Причины внесения изменений в программу аудита должны быть документально зафиксированы. Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудитор должен основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью проведения аналитических процедур аудитор должен выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур, аудитору следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта. В процессе подготовки общего плана и программы аудита аудитор оценивает эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производит оценку риска системы внутреннего контроля (контрольного риска). Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Оценивая эффективность системы внутреннего контроля, аудитор должен собрать достаточное количество аудиторских доказательств. Если аудиторская организация решает положиться на систему внутреннего контроля и систему бухгалтерского учета для получения достаточной степени уверенности в достоверности бухгалтерской отчетности, она должна соответствующим образом скорректировать объем предстоящего аудита. Проверка соответствия учётной политики в части раскрытия способов ведения бухгалтерского учета МПЗ действующему законодательству и иным нормативным актам опирается на такой источник, как приказ об учётной политике предприятия.

 

Таблица 1.3 – Рабочий документ РД-0.3

Элемент учётной политики

Нормативный документ

1.Сроки и периодичность проведения инвентаризации

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н

2.Оценка материалов при постановке на учёт

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утверждённое Приказом Минфина от 09.07.2001 N 44н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н

3.Учёт выпуска готовой продукции

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утверждённое Приказом Минфина от 09.07.2001 N 44н; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н; п. 204 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н

4.Метод оценки материалов, списываемых в производство

ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утверждённое Приказом Минфина от 09.07.2001 N 44н

5.Создание резерва под снижение стоимости МПЗ

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его  применению, утвержденные Приказом Минфина  РФ от 31.10.2000 N 94н


 

Определение фактической  стоимости МПЗ происходит в зависимости  от того, как материалы поступили  на предприятие:

1) вклад в УК – денежная  оценка, согласованная учредителями;

2) приобретение по договору  мены – фактическая стоимость  определяется исходя из стоимости  обмениваемого имущества;

3) безвозмездное получение  – текущая рыночная стоимость  на дату принятия к БУ;

4) изготовление самой организацией – по фактическим затратам на производ-

ство материалов;

5) приобретение за плату  – по фактическим затратам, включающим:

- сумм, уплачиваемым в  соответствии с договором поставщику;

-сумм, уплачиваемым за  консультационные услуги;

- таможенные пошлины и  невозмещаемые налоги;

-вознаграждения посреднической  организации;

-затраты на заготовку  и доставку материалов;

-%-ы по кредиту, начисляемые  до принятия к БУ материалов

Таблица 1.4 – Способы оценки ТМЦ

Вид ТМЦ

Счета учёта

Способ оценки

МПЗ

10,14,15,16

1) по факт. стоимости; 2) по учётным ценам: а) договорные цены;  б) плановая стоимость; в) средняя цена

Товары

41,42,44

1) по фактической стоимости  приобретения (покупная цена); 2)по  продажным ценам

НЗП

20,23,25,26

1) по фактической с/с; 2) по нормативной с/с; 3) по прямым  затратам; 4) по стоимости сырья,  материалов, продуктов и другие

ГП

40,43,45

1) по фактической с/с; 2) по нормативной (плановой) с/c; 3) по прямым статьям затрат и другие


 

 

МПЗ принимаются к БУ по фактической с/c, формирование которой может осуществляться следующими 2 способами:

1) МПЗ отражаются по  фактической стоимости их приобретения  с использованием счёта 10 «Материалы».                                                                       2) МПЗ отражаются по нормативной с/c с использованием счёта 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и счёта 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

1 способ заключается в  следующем:

МПЗ отражаются по фактической  с/c их приобретения. В этом случае на счёте 10 формируется фактическая с/c приобретенных МПЗ как сумма всех

понесённых расходов с  разделением на 2 элемента:

а) Учётная цена – определяется исходя из средневзвешенной договорной стоимости закупок материалов за предшествующие периоды и установленные  в расчёте на единицу измерения.

б) Отклонение – это суммы, уплачиваемые сверх договорной цены, отражаются на отдельном аналитическом  счёте и подлежат распределению  между остатками материалов на складах  и материалами, израсходованными в  производстве.

 2 способ заключается в следующем:

 Счёт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

По дебету счёта 15 отражается фактическая с/c приобретенных МПЗ, а по кредиту – нормативная с/с. Конечное сальдо может быть как дебетовым (перерасход), так и кредитовым (экономия).

 Отклонение фактической  стоимости от плановой отражается  на счёте 16.

%-т отклонения в стоимости  МПЗ (Р) определяется:

Р=(Онм+Окм)/(Мнм+Мкм), где

Онм и Окм – отклонение фактической стоимости от плановой на начало и конец месяца;

Мнм и Мкм – стоимость  приобретенных материалов по учётным  ценам на начало месяца и поступивших  за месяц соответственно.

Сумма отклонений, относящаяся  к израсходованным за месяц материалам,

 

 равна:

Ор = (Мр*Р)/100, где

Мр – стоимость МПЗ  по учётным ценам, израсходованным  за отчётный месяц.

При отпуске МПЗ в производство их оценка производится одним из следующих  способов:

1) по с/с (цене) каждой единицы.

Данная оценка применяется  при отпуске в производство драгоценных  МПЗ или тех материалов, которые  не могут быть заменены другими видами МПЗ.

2) по средней с/c (цене) приобретения.

Здесь оценка МПЗ осуществляется по каждой группе однородных запасов  путём деления общей с/с группы запасов на их количество, складывающееся соответственно из количества остатков МПЗ на начало месяца и поступивших за месяц.

3) методом FIFO - по с/c первых по времени закупок.

Составной частью общего плана  являются положения по планированию управления и контроля качества выполняемого аудита. В общем плане рекомендуется  предусмотреть:                                                                                         а)  формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудито-ров, привлекаемых к проведению аудита;                                                                           б) распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качес-твами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;                     в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;                                                                         г) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;                                                                                     д) разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов,

Информация о работе Аудит материально-производственных запасов