2) Определение целей, объёма и
критериев аудита. В рамках общих
целей программы аудита конкретный
аудит должен основываться на
документированных целях, объёме и критериях.
3) Определение осуществимости аудита.
Осуществимость аудита должна
быть определена с учётом таких
факторов, как:
а) достаточность и соответствие информации
для планирования аудита;
б) готовность к сотрудничеству со стороны
проверяемой организации;
в) наличие времени и соответствующих
ресурсов;
г) подбор аудиторской группы. Если аудит
признан осуществимым, должна быть подобрана
аудиторская группа с учётом требуемой
компетентности для достижения целей
аудита. При наличии только одного аудитора
последний должен выполнять все предусмотренные
обязанности руководителя аудиторской
группы;
з) установление первоначального контакта
с проверяемой организацией. Первоначальный
контакт с проверяемой организацией может
быть неофициальным или официальным, но
должен устанавливаться лицами, назначенными
ответственными за руководство программой
аудита, или руководителем аудиторской
группы.
Второй этап проведения проверки - подготовка
к проведению аудита на местах:
1) Подготовка плана аудита. Руководитель
аудиторской группы должен подготовить
план аудита в качестве основы соглашения
между аудиторской группой, проверяемой
организацией и заказчиком аудита. План
должен облегчить составление графика
и координацию действий аудита. Степень
подробности плана должна отражать объём
и сложность аудита. Так, подробности могут
быть различными для первоначального
и последующего аудита, а также для внутреннего
и внешнего аудита. План аудита должен
быть достаточно гибким, чтобы допускать
изменения, например изменение объёма
аудита, которое может оказаться необходимым
по мере выполнения аудита на местах.
2) Распределение обязанностей в
аудиторской группе. Руководитель
аудиторской группы путём консультаций
с аудиторской группой должен установить
ответственность каждого члена группы
за проверку конкретных процессов, функций,
площадок, областей или действий. Такие
назначения должны учитывать необходимость
обеспечения независимости, компетентность
и эффективность использования аудитором
ресурсов, а так же различные роли и обязанности
аудиторов, аудиторов-стажеров и технических
экспертов. В процессе аудита для достижения
его целей в распределение обязанностей
могут быть внесены изменения;
3) Подготовка рабочих документов.
Члены аудиторской группы должны
проанализировать соответствующую информацию,
относящуюся к распределению обязанностей
при проведении аудита, и подготовить
рабочие документы, необходимые как ссылочный
материал и для регистрации результатов
аудита.
Третий этап проверки - проведение аудита
на местах:
1) Проведение вступительного совещания.
На вступительное совещание (начальную
встречу), которое обычно проходит в актовом
зале, собираются руководители отделов,
цехов, высшие руководители, генеральный
директор и аудиторская группа. Начинает
совещание генеральный директор, он представляет
присутствующим главного эксперта, после
этого функция председателя совещания
переходит к главному эксперту, который
представляет аудиторскую группу (членов
комиссии), объявляет заранее согласованную
(с руководством организации) программу
проверки.
2) Связь в процессе проведения
аудита. В зависимости от объёма
и сложности аудита может возникнуть
необходимость в официальных мероприятиях
для обеспечения связи между аудиторской
группой и проверяемой организацией в
процессе проведения аудита. Аудиторская
группа должна периодически совещаться
для обмена информацией, оценки хода аудита
и при необходимости перераспределения
обязанностей между аудиторами. В процессе
проведения аудита руководитель аудиторской
группы должен регулярно доводить до сведения
проверяемой организации и заказчика
аудита информацию о ходе аудита и любых
проблемах, если это применимо.
3) Сбор и проверка информации.
В процессе проведения аудита
информация, относящаяся к целям,
объёму и критериям аудита, включая
информацию по взаимодействию функций,
видов деятельности и процессов, должна
собираться методом соответствующей выборки
и быть проверяема. Только проверяемая
информация может стать свидетельством
аудита, который должен регистрироваться.
Свидетельства аудита основываются на
выборке из имеющейся информации. Поэтому
при проведении аудита присутствует элемент
неопределенности, и лица, подготавливающие
заключение по результатам аудита, должны
осознавать это.
4) Формирование наблюдений аудита.
Свидетельства аудита должны
быть оценены с точки зрения
критериев аудита для формирования
наблюдений аудита. Наблюдения аудита
могут указывать либо на соответствии
либо на несоответствие критериям
аудита. При необходимости аудиторская
группа должна собирать для анализа наблюдений
аудита на соответствующих стадиях в процессе
аудита. Следует сделать всё возможное
для преодоления любых разногласий относительно
свидетельств и наблюдений аудита, а нерешенные
вопросы необходимо зарегистрировать.
5) Подготовка заключений по результатам
аудита. Заключение по результатам
аудита может охватывать следующие вопросы:
степень соответствия системы менеджмента
критериям аудита; результативность внедрения,
поддержания и совершенствования системы
менеджмента; способность процесса анализа
со стороны руководства обеспечить постоянную
пригодность, адекватность, результативность
системы менеджмента и её совершенствование.
6) Проведение заключительного совещания.
В ходе заключительного совещания
под председательством руководителя аудиторской
группы должны быть представлены наблюдения
аудита и заключения по результатам аудита
таким образом, чтобы они были понятны
и признаны проверяемой организацией,
а также, если применимо, согласованы сроки
представления проверяемой организацией
плана корректирующих и предупреждающих
действий. Любые разногласия в отношении
наблюдений аудита и заключений по результатам
аудита между аудиторской группой и проверяемой
организацией должны быть обсуждены и,
если возможно, разрешены. В противном
случае все мнения должны быть зарегистрированы.
Если это предусмотрено целями аудита,
должны быть представлены рекомендации
по улучшению. При этом следует подчеркнуть,
что рекомендации не являются обязательными.
2. Аудит организации бухгалтерского
учета
и учетной политики предприятия.
2.1. Аудит организации
бухгалтерского учета.
Аудит организации
бухгалтерского учета проводится на этапе
планирования и, частично, в ходе проверки
по существу путем осуществления контрольных
процедур.
1. Ознакомиться с организационной структурой
подразделения, ответственного за ведение
бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской
отчетности, распределением обязанностей
и полномочий между работниками, принимающими
участие в ведении учета и подготовки
отчетности.
В соответствии с Федеральным законом
«О бухгалтерском учете» ответственность
за организацию бухгалтерского учета
в организациях, соблюдение законодательства
при выполнении хозяйственных операций
несут руководители организаций, которые
в зависимости от объема учетных работ
могут:
a) учредить бухгалтерскую
службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность
бухгалтера;
в) передать
на договорных началах ведение бухгалтерского
учета централизованной бухгалтерии,
специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский
учет лично.
В настоящее время сложились три основных
типа организации структуры бухгалтерии:
линейная, вертикальная и комбинированная.
2. Ознакомиться с рабочим
планом счетов бухгалтерского учета. Рабочий
план счетов утверждается организацией
на основе Плана счетов бухгалтерского
учёта утвержденного Минфином
РФ. В соответствии с Инструкцией по применению
Плана счетов учета специфических операций
организация может по согласованию с Минфином
РФ вводить в План счетов бухгалтерского
учета дополнительные счета, используя
свободные номера счетов. Субсчета, предусмотренные
в Плане счетов бухгалтерского учета,
используются организацией исходя из
требований управления организацией,
включая нужды анализа, контроля и отчетности.
Организация может
уточнять содержание приведенных в Плане
счетов бухгалтерского учета субсчетов,
исключать и объединять их, а также вводить
дополнительные субсчета. Порядок ведения
аналитического учета устанавливается
организацией исходя из рекомендаций.
Инструкции по применению
Плана счетов бухгалтерского учета, положений,
методических указаний и других нормативных
актов по вопросам бухгалтерского учета
(основных средств, материально- производственных
запасов и т.д.).
3. Ознакомиться
с формами первичных учетных
документов, применяемых для оформления
хозяйственных операций, по которым
отсутствуют утвержденные типовые
унифицированные формы, правилами документооборота.
Федеральный закон
«О бухгалтерском учете» устанавливает
единые правовые и методологические основы
ведения первичного учета в организациях,
в соответствии с которым все хозяйствен
операции, должны оформляться документами,
составленными по формам, содержащимся
в альбомах унифицированных форм первичной
учетной документации.
Если таких форм не
существует или они не утверждены, то организация
должна разработать формы первичных учетных
документов в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к первичным документам
Федеральным законом «О бухгалтерском
учете» и утвердить их приказом учетной
политике.
В настоящее время
во исполнение Постановления Правительства
РФ «О первичных учета документах» Госкомстатом
РФ утверждены формы первичных документов
по учету основа средств, труда и заработной
платы, кассовых операций, результатов
инвентаризации и др.
Порядок документооборота
регламентирован Положением «О
документах и документообороте
в бухгалтерском учете». Графики
документооборота могут быть
оформлены в виде схем или
перечня работ по созданию, проверке
и обработке документов с указанием
исполнителей и сроков.
4. Ознакомиться
с технологией обработки информации,
формой бухгалтерского учета, учетными
регистрами.
Основные методические
основы ведения учетных регистров в организациях
определены Федеральным законом «О бухгалтерском
учете».
В настоящее время
наибольшее распространение получила
автоматизированная форма учета. При ручной
обработке информации применяются журнально-ордерная
форма, мемориально-ордерная форма, журнал-главная
и др. Однако на практике зачастую они
не применяются в чистом виде, а применяются
комбинированные варианты в сочетании
с автоматизированной обработкой данных
на отдельных участках учетной работы.
5. Проверить соблюдение
порядка проведения инвентаризации
имущества и обязательств.
Общие нормы, определяющие
порядок проведения инвентаризации (цель,
случаи обязательного проведения, порядок
регулирования выявленных отклонений
и др.) установлены Федеральным законом
«О бухгалтерском учете».
Конкретный порядок
проведения инвентаризации в организации
(количество инвентаризаций в году, даты
их проведения, перечень имущества и обязательств,
проверяемых при каждой из них и т.д.) определяется
руководителем организации и утверждается
приказом по учетной политике.
Инвентаризация проводится
в соответствии с Методическими указаниями
по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств.
6. Ознакомиться
с порядком контроля над совершаемыми
хозяйственными операциями.
В соответствии с Федеральным
законом «О бухгалтерском учете» главный
бухгалтер обеспечивает соответствие
осуществляемых хозяйственных операций
законодательству РФ, контроль над движением
имущества и выполнением обязательств.
Требования главного
бухгалтера по документальному оформлению
хозяйственных операций и представлению
в бухгалтерию необходимых документов
и сведений обязательны для всех работников
организации. Без подписи главного бухгалтера
денежные и расчетные документы, финансовые
и кредитные обязательства считаются
недействительными и не должны приниматься
к исполнению.
2.2. Аудит учетной политики
организации
Вопросы формирования
учетной политики и ее исполнения относятся
к значимым областям аудита, оказывающим
существенное влияние на достоверность
бухгалтерской отчетности.
На основании этого
аудитор следует правилам.
1. Проверить порядок
формирования учетной политики.
1.1. Установить, издан
ли приказ (распоряжение) руководителя
организации по учётной политике (п. 9 ПБУ 1/98). Учетная
политика относится к внутренним документам
организации, формируется главным бухгалтером
и утверждается руководителем организации.
Во временном аспекте
учетная политика организации действует
с начала отчетного года; вновь созданное
предприятие должно оформить избранную
учетную политику не позднее 90 дней со
дня приобретения прав юридического лица
(государственной регистрации).