Аудит основных средст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

В данной работе подробно изложена методика аудита основных средств

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Аудит операций с основными средствами
1.1 Основные законодательные и нормативные акты, регулирующие объекты проверки……………………………………………………………………………...5
1.2 Источники информации для проверки………………………………………...6
1.3 Цель аудита основных средств………………………………………………….7
1.4 Этапы аудиторской проверки………………………………………………......8
1.5 Рабочая программа аудита операций с основными средствами…………….12
Глава 2. Методика аудита основных средств
2.1 Аудит поступления и выбытия основных средств…………………………...16
2.2 Проверка порядка налогообложения операций поступления и выбытия основных средств……………………………………………………………….…..21
2.3 Аудит операций по учету амортизации основных средств……………….…22
2.4 Аудит расходов на ремонт основных средств…………………………...…...25
2.5 Действия аудитора по окончании проверки……………………………….…26
2.6 Основные ошибки, выявляемые при аудите основных средств…………….27
Список использованной литературы……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

аудит 2.docx

— 53.16 Кб (Скачать файл)

Налоговое законодательство позволяет организациям самостоятельно избрать метод начисления амортизации не по всем основным средствам. Статьей 259 НК РФ определен перечень основных средств, по которым применяется  только линейный метод (здания, сооружения, передаточные устройства и др.).

Результаты  проверки начисления амортизации в  налоговом учете влияют на мнение аудитора в отношении достоверности  формирования налоговой базы по налогу на прибыль, так как сумы начисленной  амортизации формируют расходы, связанные с производством и  реализацией.

                            2.4 Аудит расходов на ремонт основных средств

Ремонт  объектов основных средств представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или  восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как объекта основных средств в целом, так и его  отдельных конструкций. Помимо технического осмотра, мелкого и среднего ремонта  основных средств организации осуществляют также их восстановление в виде капитального ремонта разной степени сложности. Таким образом, указанные затраты  организаций имеют либо текущий  характер, либо являются долговременными  вложениями.

Бухгалтерский учет ремонта объектов основных средств  должен обеспечивать:

- правильное документальное оформление всех ремонтных работ;

- выявление объема и себестоимости выполненных ремонтных работ;

- контроль использования средств, выделенных на проведение

- ремонтных работ, по назначению;

- выявление отклонений (экономии или перерасход) фактических затрат

- на ремонтные работы от утвержденных смет (при выполнении ремонта хозяйственным способом).

Аудиторская проверка показывает, что налоговые  органы в первую очередь обращают внимание на подобного рода затраты  организации (поскольку их величина подчас соизмерима с балансовой стоимостью ремонтируемого объекта), но тем не менее нормативно обосновать элементы перестройки и реконструкции  они не могут и вынуждены соглашаться  с отнесением столь больших сумм на производственные затраты. В подобной ситуации первостепенная роль отводится  правильно оформленным первичным  документам, подтверждающим характер произведенных ремонтных работ.

Расходами признаются обоснованные и документально  подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под  обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты, подтвержденные документами в соответствии с  законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты  при условии, что они произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При формировании профессионального  суждения бухгалтера о признании  затрат по ремонту основных средств  в качестве расходов от обычных видов  деятельности, в первую очередь, нужно  исходить из содержания данных операций и оценить, насколько адекватно  первичные документы отражают характер выполненных работ, и в случае необходимости получить дополнительные данные от соответствующих производственных и технических служб.

2.5. Действия аудитора по окончании проверки

Обнаружив расхождение между фактическим  наличием основных средств и учетными данными, аудитор анализирует причины  отклонений. В результате составляется сличительная ведомость, которая является доказательством присутствия нарушений. Ее данные служат информационной базой для осуществления последующих процедур. По итогам инвентаризации аудитор формирует информацию по собственным, арендованным и находящимся на особом хранении основным средствам. Инвентаризируя здания, сооружения и другую недвижимость, аудитор проверяет наличие документов, подтверждающих право собственности, зарегистрированное в установленном порядке в соответствующем учреждении юстиции. При инвентаризации производится осмотр объектов по местам хранения и эксплуатации. Если в ходе проверки выявлены неучтенные объекты, аудитор должен определить причины, по которым основные средства не отражены в учете. Непригодные к эксплуатации предметы отражаются в отдельной инвентаризационной описи.

Аудитору  необходимо убедиться в следующем:

  • все отраженные в отчетности основные средства действительно существуют;
  • права организации на основные средства не обременены;
  • основные средства отвечают критериям, оговоренным в положениях по бухгалтерскому учету, оценены и отражены в отчетности в соответствии с учетной политикой;
  • приобретенные основные средства отражены в учете и отчетности в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде.

2.6. Основные ошибки, выявляемые при аудите основных средств

Как видно  из практики аудиторских проверок, типичными ошибками, выявляемыми  при оценке сохранности и проверке наличия основных средств, являются: 
1) неотражение на забалансовых счетах стоимости арендованного имущества, что приводит к недостоверному формированию информации (справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах); 
2) оприходование некоторых основных средств без наличия свидетельства о регистрации права собственности; 
3) несоблюдение момента перехода права собственности от продавца к покупателю, что ведет к недостоверному отражению основных средств на счетах учета; 
4) отсутствие документов, характеризующих техническое состояние основных средств; 
5) необоснованное списание недостачи основных средств на расходы организации.

При необходимости (резких и значительных сдвигах, нехарактерных тенденциях в динамике основных средств, недостаточном  раскрытии соответствующих разделов учетной политики и пояснительной  записки и т. д.) после оценки общей  ситуации с основными средствами аудитору следует провести пообъектный  анализ, выявить сущность и причины  вызывающих сомнение событий и их влияние на достоверность отчетности.

В ходе инвентаризации аудитору необходимо также оценить обеспеченность организаций  основными средствами. Иначе ему  придется выяснять, достаточно ли у  организации таких активов, каковы их техническое состояние и пригодность  для выполнения бизнес-плана по выпуску  продукции и продажам. Результативность инвентаризации повышается при использовании  аналитических процедур пообъектной  оценки состояния активов. Для этого  проверяется соответствие фактического состояния объектов техническим  характеристикам, указанным в паспортах, формулярах и другой технической  документации, а также способность  объектов выполнять заданные функции  с учетом фактического срока службы. Например, в акте обследования здания следует указать состояние его  отдельных элементов и конструктивных частей: окон, дверей, кровли, установленного оборудования и т. д. Особое внимание уделяется оценке работоспособности  активной части основных средств (машин, оборудования и транспортных средств), уровню их технического обслуживания и реальной загрузки в производственном процессе, для чего проверяющий пользуется внутренней информацией (документами, подтверждающими выполненный ремонт, отработанное время и др.). 
На основании технической документации и данных инвентарных карточек аудитору нужно количественно оценить состояние отдельных объектов основных средств (или их групп), используя традиционные коэффициенты износа по времени использования актива и по величине начисленной амортизации, а также показатель среднего возраста основных средств. В результате анализа аудитор может обоснованно охарактеризовать наличие и качество основных средств организации.

Обнаруженные  ошибки и нарушения аудитор анализирует  в соответствии с требованиями Федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно (обнаруженные ошибки сравниваются с  уровнем существенности, установленным  на стадии планирования) и качественно (в этом случае аудитор руководствуется  собственным практическим опытом и  знаниями).

Выявленные  в процессе аудита основных средств  ошибки оказывают влияние на достоверность  финансовых результатов и бухгалтерской  отчетности, поскольку приводят к  искажению суммы начисленной  амортизации в бухгалтерском  и налоговом учете.

По  результатам осуществления процедур детальной проверки операций по движению основных средств аудитор может  дать оценку амортизационной политике организации. С помощью выбранной  учетной политики организация приобретает  возможность оказывать влияние  на формирование расходов, прибыли, налоговых  баз по налогу на прибыль и налогу на имущество через способы начисления амортизации. Выбор способа зависит  от целей и стратегии финансово-хозяйственной  деятельности организации. Если целью  организации является поддержание  стабильного уровня рентабельности и умеренного уровня накопления амортизационных  отчислений, то линейный способ начисления амортизации отвечает этим требованиям. Когда же организация предпочитает значительный рост уровня рентабельности или аккумулирование крупных финансовых ресурсов для обновления материальной базы, тогда она закрепляет в учетной политике один из нелинейных способов начисления амортизации. В процессе аудита основных средств проверяющий должен сочетать элементы финансового и управленческого (внутрипроизводственного) анализа. В заключение кропотливой работы аудитор формирует пакет рабочих документов, составляет аудиторский отчет и представляет его руководителю проверки совместно с рабочей документацией.

 
 

Список  использованной литературы:

1. Налоговый  Кодекс Российской Федерации,  часть первая и вторая

2. Федеральный  закон «О бухгалтерском учете»  от 21.11.1996 № 129-ФЗ (изменениями и  дополнениями от 23.07.1998 № 123-ФЗ).

3. Федеральный  закон «Об аудиторской деятельности»  от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2001)// «Парламентская  газета», № 152-153, 14.08.2001

4. Постановление  Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (ред. от 08.08.2003) «О классификации  основных средств, включаемых  в амортизационные группы»// «Российская  газета», № 3, 09.01.2002

5. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Финансовая газета», № 33, 2003

6. Зайцева О.П., Аманжолова Б.А. Аудит основных средств: принципы формирования и основные процедуры проверки // «Аудиторские ведомости», № 7, 2007

7. Костюк Г.И. Проверка бухгалтерской отчетности аудитором // «Бухгалтерский учет», № 4, 2006

8. Макарьев И.Н. Проверка правильности использования основных средств // «Налоговый вестник», № 3, 2008

9. Стандарты аудиторской деятельности. - М.: Издательство ПРИОР, 2007.- 520с.

10. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005.

Информация о работе Аудит основных средст