Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 13:50, реферат
Проверка правильности отнесения объекта к ОС (стоимость объекта, срок использования);
Проверка правильности классификации объектов ОС;
по назначению (производственные, непроизводственные);
по принадлежности (собственные, арендованные, переданные в аренду);
по характеру участия в производственном процессе (действующие, не действующие, на консервации);
по натурально-вещественному составу (по видам) /здания, сооружения, машины/;
В связи с тем, что в настоящее время многие предприятия простаивают или работают в одну смену и менее, ОС находятся в резерве или законсервированы, важным элементом проверки является правомерность приостановки начисления амортизации или применение понижающих коэффициентов к действующим нормам.
Важно также проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, которые уже имеют полный износ.
Имеют место случаи, когда бухгалтеры допускают ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в техдокументации которых не указаны шифры. В этих случаях аудитор должен добиться от руководства организации создания авторитетной комиссии по отнесению того или иного объекта основных средств к соответствующей группе по начислению износа.
Проводя проверку начислений амортизации по основным средствам, аудитор должен проверить и соответствующие расчеты и их тождественность с данными аналитического и синтетического учета амортизации.
Проверяя вопросы, связанные с отнесением затрат на производство текущего и капитального ремонта, аудитор в первую очередь обязан руководствоваться учетной политикой предприятия и действующими нормативными документами по данным вопросам. В процессе проверки аудитор должен определить источники отнесения этих затрат. Далее, проверить документацию, на основании которой производится этот ремонт - дефектные ведомости, план проведения ремонтных работ, сметные расчеты.
Очень важно при этом провести тщательную проверку всех этапов ремонтных работ и, главное, установить, нет ли таких работ, которые должны быть отнесены не к капитальному ремонту, а к капитальным вложениям. Очень часто допускаются такие нарушения при производстве ремонта в арендованных зданиях, причем нередко в договорах на аренду не оговаривается сторона, которая должна производить ремонт.
Нередко предприятия реконструкцию основных средств проводят под видом капитального или текущего ремонта, тем самым списывая незаконно затраты на себестоимость продукции, а не за счет источников по финансированию капитальных вложений.
В ходе проверок нередко выявляется приписка в объемах выполненных работ, причем производимых как силами самой организации, так и (особенно часто) сторонними организациями.
В таких случаях, если аудитор не может сам определить приписки и характер отнесения работ (к ремонту или капитальным вложениям), он должен пригласить специалиста.
Приписки всегда приводят к незаконному увеличению затрат на производство работ, а следовательно, и к увеличению себестоимости продукции.
Важный элемент проверки - установление фактов отнесения затрат на ремонтные работы в себестоимость продукции по объектам основных средств, не относящимся к производственным фондам.
При проведении проверки отнесения затрат на ремонтные работы аудитору следует обратить внимание на следующий факт. Нередко предприятия, в соответствии с принятой учетной политикой, создают резервный ремонтный фонд за счет себестоимости выпускаемой продукции, средства которого учитывают на счете 96 "Резервы предстоящих расходов и платежей".
В использовании этого фонда допускаются следующие нарушения:
Из изложенного можно сделать вывод, что вопросы аудиторской проверки движения основных средств, начисления амортизации, использования остатка износа на финансирование капитальных вложений, вопросы формирования и использования ремонтного фонда, а также отнесения на себестоимость продукции затрат по ремонту основных средств приобретают сейчас первостепенное значение. Очень высока цена ошибки, допущенная бухгалтером в этих вопросах. Но еще выше будет эта цена, если ошибку счетного работника при проверке не обнаружит высококлассный специалист, каким должен являться проверяющий - аудитор.
1. Какими проводками отражается
амортизация основных средств?
Дт.02 Кт.01; Дт.91 Кт.02; Дт.99 Кт.91;
Дт.91 Кт.01; Дт.99 Кт.91;
Дт.02 Кт.01; Дт.99 Кт.02;
Дт.02 Кт.01; Дт.91 Кт.02.
2. Какими проводками отражаются
приобретение основных средств
у поставщиков?
Дт.08 Кт.62; Дт.01 Кт.08;
Дт.01 Кт.62;
Дт.08 Кт.68.
3. Какой документ служит
акт на списание;
договор о реализации или передачи в аренду;
накладные внутреннего перемещения;
акты приема передач.
4. Создание в организации
обязательным;
не обязательным;
по усмотрению руководителя.
5. Какая форма первичных
Ф № ОС-1;
Ф № ОС-3;
Ф № ОС-4;
Ф № ОС-6.
Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др. Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.
Прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.
При
проверке учета, отчетности и использования
основных средств необходимо установить:
- обеспечен ли контроль за наличием и
сохранностью основных средств;
- правильно ли отнесены предметы к основным
средствам и сгруппированы согласно классификации,
принадлежности и характеру участия в
производственном процессе;
- правильно ли произвели оценку
основных средств в учете;
- правильно ли оформлены и отражены в
учете операции по поступлению и выбытию
основных средств;
- правильно ли начислены и отражены
в учете износ и ремонт основных средств;
- правильно ли отражены данных о наличии
и движении основных средств в бухгалтерском
учете и отчетности;
- приняты ли меры по обеспечению сохранности
основных средств. Для этого необходимо
установить, назначены ли приказом руководителя
предприятия материально-ответственные
лица, отвечающие за сохранность основных
средств (есть ли письменные договоры
о полной индивидуальной материальной
ответственности);
- соответствуют ли должности материально-ответственных
лиц Перечню должностей и работ предприятия;
- созданы ли условия для обеспечения сохранности
материальных ценностей (шкафы, сейфы,
закрываемые помещения и т.д.);
- оборудовано ли помещение пожарно-охранной
сигнализацией;
- организован ли порядок вывоза материальных
ценностей с территории предприятия;
- проводились ли инвентаризации. Аудитор
проверяет, как и когда была проведена
последняя инвентаризация, какие были
выявлены ошибки и как они исправлены.
Если инвентаризация основных средств
не проводилась более двух-трех лет, то
аудитор может потребовать ее проведения.
Это позволит более качественно провести
последующую проверку и уменьшить аудиторский
риск.
При проверке отчетности по основным
средствам аудитору необходимо проверить:
- соответствие форм бланков утвержденным
формам;
- соответствие записей сводного аналитического
учета записям в главной книге и балансе;
- соответствие записей синтетического
учета записям в главной книге и балансе;
- правильность записей в форме N 5 годового
отчета о наличии и движении основных
средств;
- правильность бухгалтерских проводок
по учету основных средств;
- ведение учета на забалансовых счетах
001 "Арендованные основные средства"
и 005 "Оборудование, принятое для монтажа".
Основные средства подразделяются
на производственные и непроизводственные.
Важнейшим признаком
В зависимости от степени использования основные средства подразделяются в учете на действующие, бездействующие, находящиеся в запасе, собственные и арендованные. Следует иметь в виду, что порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем предприятия. При этом могут быть переведены на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе (объекте) и имеющие законченный цикл производства.
Аудитор должен проверить:
- правильность деления основных средств
по классификации, так как неправильное
их деление может привести к неправильному
начислению износа и, как результат, к
неправильному отражению затрат на себестоимость
продукции (работ, услуг);
- правильность деления основных средств
по принадлежности, так как неправильное
их деление может привести к неправильным
расчетам арендной платы и начислению
износа;
- правильность деления основных средств
по характеру участия в производстве,
так как в противном случае это может привести
к неправильному начислению амортизации
(на основные средства, находящиеся в запасе
на консервации, амортизация не начисляется);
- правильность отнесения предметов к
основным средствам.
Окончательное решение о том, какие предметы на каком синтетическом счете учитываются, выносит руководитель в зависимости от характера и условий деятельности возглавляемой им организации. Это решение становится частью учетной политики предприятия и должно приниматься в отношении видов (групп) предметов, а не по каждому предмету в отдельности.
От правильности оценки основных средств зависит правильность отражения финансовых результатов, расчетов с бюджетом по налогу на имущество и правильность составления бухгалтерской отчетности.
В соответствии с ПБУ 6/97 "Учет основных средств", утвержденным приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г. N 65н, основные средства отражаются в учете по первоначальной стоимости, которая включает в себя сумму фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление.
При аудиторской проверке сначала надо детально рассмотреть, насколько правильно сформирована первоначальная стоимость поступивших основных средств, а также восстановительная и остаточная стоимость, числящихся на балансе предприятия основных средств. От этого зависят показатели себестоимости и финансовых результатов деятельности предприятия в той части, которая определяется суммой начисленной амортизации и списанием с баланса отдельных объектов основных средств.
Первоначальная стоимость
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, в том числе по договору дарения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования. Организация определяет рыночную стоимость на основе действующих цен на данный или аналогичный вид активов на дату их принятия к учету, при этом цена должна быть документально подтверждена или установлена путем проведения экспертизы.
Первоначальная стоимость
Если объект основных средств прошел хотя бы одну переоценку, которая изменила его стоимость, то новая стоимость называется восстановительной. Восстановительная (рыночная) стоимость основных средств - это стоимость их строительства или приобретения по действующим рыночным ценам на определенную дату.