Аудит Основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является установление соответствия применяемой методики учёта и налогообложения операций по движению основных средств нормативным документам, действующим в Российской Федерации, а также разработка предложений и рекомендаций по проблемам совершенствования деятельности исследуемой организации.

Задачи при выполнении работы ставятся следующим образом:
изучить теоретические основы аудита основных средств
составить план и программу аудита основных средств
провести проверку аудита основных средств

Файлы: 1 файл

АУДИТ ОС.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Основные  средства составляют основу материально-технической базы организации, определяют   её   технический   уровень,   ассортимент,  количество  и  качество выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг. Эффективность  использования  основных средств в значительной степени зависит от организации  бухгалтерского  учёта,  поскольку  именно  в системе бухгалтерского учёта   формируется   большая   часть   информации,   необходимой  для  принятия управленческих  решений.  К  такой информации, в частности, относятся сведения о наличии   и  техническом  состоянии  объектов  основных  средств,  получаемые  в процессе  инвентаризации.  На  основе  данной  информации  принимаются решения о списании  с  баланса  неиспользуемых  объектов основных средств путём реализации или ликвидации.

Основные  средства  через экономический механизм амортизации, а также затраты на их  ремонт  участвуют  в  формировании  себестоимости  товаров  (работ, услуг) и финансового   результата   деятельности  организации.  На  финансовый  результат оказывают  значительное  влияние  и  операции по выбытию основных средств. Выбор   темы   курсовой   работы   объясняется  актуальностью  проблем,  реально существующих  в  экономической  действительности так как, для обеспечения достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчётности,  организация  должна  вести  учёт  операций с основными средствами в строгом соответствии с нормативными документами.

Целью  данной курсовой работы является  установление соответствия применяемой методики учёта и налогообложения  операций  по  движению  основных  средств  нормативным документам, действующим в Российской   Федерации,   а  также  разработка  предложений  и  рекомендаций  по проблемам  совершенствования  деятельности  исследуемой  организации.

 

Задачи при выполнении работы ставятся следующим образом:

  1. изучить теоретические основы аудита основных средств
  2. составить план и программу аудита основных средств
  3. провести проверку аудита основных средств
  4. составить аудиторское заключение по результатам проверки  и вынести рекомендации по совершенствованию учета основных средств

Объектом  курсовой работы – является финансово-хозяйственная  деятельность ОАО «Фармальянс»

Предмет курсовой работы – организация аудиторской  проверки учета основных средств

В процессе выполнения курсовой работы используются следующие  методы исследования:

  • Описательный (описание ситуации на исследуемом предприятии).
  • Позитивный (описание того, как должно вестись по нормам).
  • Нормативный (соответствие нормативным документам).

Источниками  полученной  информации  служат  нормативные  акты, учебные пособия, периодические  публикации,  первичные  документы и годовая отчётность изучаемого предприятия; внутренние правила (стандарты) одной из аудиторских фирм. Следует  заметить,  что основным документом, определяющим порядок учёта основных средств,  является Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01,  утверждённое  приказом  Минфина  РФ  от  30 марта 2001 года № 26н. В   данной   курсовой   работе   рассматриваются вопросы аудиторской проверки соответствующих объектов  учёта,  а также приводятся  практические  выводы  и предложения,  направленные на улучшение характеристик, экономических показателей и общую оптимизацию деятельности предприятия. 

 

 

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

1.1 Экономическая  сущность аудита основных средств

 

Согласно  пункту  46  Положения  по  ведению бухгалтерского учёта и отчётности в Российской  Федерации,  утверждённого Приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н, основные   средства   –  это  совокупность  материально-вещественных  ценностей, используемых  в  качестве  средств  труда при производстве продукции, выполнении работ  или  оказании  услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего  12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.  Но,  например, затраты по установке телефона (предоставлению доступа к сети)  без  стоимости телефонных аппаратов, не имеющие вещественного содержания, отражаются  в  учёте, как капитальные вложения с последующим включением в состав основных средств (письмо Минфина России от 26 марта 1999 г. № 04-02-05/6). Основными   целями  аудиторской  проверки  основных  средств  являются  проверка законности и правильности:

  • операций поступления, перемещения и выбытия основных средств; определения первоначальной стоимости основных средств;
  • их документальное оформление;
  • своевременность  начисления,  включения  в издержки производства и использования амортизационных отчислений основных средств;
  • отражения на счетах бухгалтерского учёта операций по движению основных средств.

Осуществляется  также  выявление неиспользуемого  оборудования, излишних основных средств;  проверяется,  предпринят  ли  ряд  мер  по  их реализации или  передаче другим  организациям;  проводится  анализ  рациональности использования основных средств, анализ целесообразности выбытия из эксплуатации. Источники  информации,  используемые  при  аудите  основных  средств, зависят от принятой   предприятием  учетной  политики.  Это  выражается  в  выборе  методов начисления  амортизационных  отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и др.

Состав  основных  средств  определён  в  пункте 5 ПБУ 6/01. К основным средствам относятся; 

  • здания;
  • сооружения;
  • рабочие и силовые машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства;
  • вычислительная техника;
  • транспортные средства;
  • инструмент;
  • производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • рабочий, продуктовый и племенной скот;
  • многолетние насаждения;
  • внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты;

В  составе  основных средств подлежат учёту  также капитальные вложения в  коренное улучшение  земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные  работы) и в арендованные   объекты   основных  средств.  При  этом  капитальные  вложения  в многолетние  насаждения,  коренное улучшение земель включаются в состав основных средств  ежегодно  в  сумме  затрат,  относящихся  к  принятым в отчётном году в эксплуатацию  площадям,  независимо  от  даты  завершения всего комплекса работ.

Завершённые   капитальные  вложения  в  арендованные  объекты  основных  средств зачисляются  организацией  – арендатором  в собственные основные средства в сумме фактически произведённых  затрат, если иное не предусмотрено договором аренды.

В   состав   основных   средств   включаются   земельные   участки   и   объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Единицей  бухгалтерского  учёта основных средств является инвентарный объект. При  определении  состава каждого инвентарного объекта следует руководствоваться общероссийским   классификатором  основных  фондов,  утверждённым  постановление Государственного  комитета  Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от  26  декабря 1994  г. № 359. При этом следует учитывать, что в случаях,  когда у одного  объекта имеется несколько частей с разными сроками полезного использования,  по  правилам  бухгалтерского учёта каждая такая часть учитывается, как самостоятельный инвентарный объект.  Для  организации  учёта  и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому  инвентарному  объекту при принятии к бухгалтерскому учёту присваивается

соответствующий   инвентарный  номер.  Инвентарный  номер,  присвоенный  объекту основных  средств,  сохраняется  за  ним  на  весь  период  нахождения  в данной организации.

Инвентарные  номера  по  выбывшим  объектам  не  присваиваются вновь поступившим  объектам в течение 5 лет по окончании  срока выбытия.

Нумерации  инвентарных   объектов  целесообразно  вести  по  порядково-серийной системе,    позволяющей    определить    их    принадлежность   к   определённой классификационной  группе  основных  средств.  Например,  в инвентарном номере № 05124   первые   две   цифры   показывают,   что   данный   объект  относится  к классификационной  группе  «Средства транспортные», а следующие три означают его порядковый номер.

Номер,   присвоенный   инвентарному   объекту,   может   быть   обозначен  путём прикрепления металлического жетона, нанесён краской или иным способом. Инвентарные  номера  указываются  в  первичных  документах, на основании которых отражается   движение   основных   средств   (поступление,  выбытие,  внутреннее перемещение    и   др.).   Все   хозяйственные   операции   должны   оформляться оправдательными документами. Аудит  операций  по  оприходованию основных средств, следует начинать с изучения учётной  политики  за  финансовый  год.  Затем  следует  проверить, имеется ли в организации  постоянно  действующая  комиссия  по  приёму  и  списанию  основных средств  или (как это нередко бывает) её функции переданы главному бухгалтеру. В таком  случае  оформленные  документы  недействительны,  и записи в учете должны быть  скорректированы.  Если  такой  комиссии  не существует, то в ходе проверки необходимо   добиться   у   руководства  её  образования.  Следует  убедиться  в правильности определения первоначальной стоимости объектов основных средств.  Нередко  оборудование  числится  в  учёте  без  закрепления за ответственными за сохранность  работниками,  что  может  привести к недостачам и хищениям. Аудитор должен сопоставить инвентарные номера с учетными данными.  Важным   элементом   является   проверка   учета  основных  средств,  полученных безвозмездно,  арендованных  или  сданных в аренду или оприходованных в качестве вклада   в   уставный  капитал. Следует  проверить  правильность  документального оформления  оприходования  и  списания  основных  средств. Аудит, проведенный на предприятиях,   показывает,   что   этот  участок  является  обычно  запущенным. Инвентаризация основных средств в большинстве случаев проводится поверхностно.  Особое  внимание  аудитор  должен  уделить документальному оформлению законности списания  основных  средств  с  учёта,  так  как  от  этого  зависят  финансовые результаты   и  исчисление  налога  на  прибыль.  Занимаясь  вопросами  списания основных   средств,   аудитор   должен   проверить   оприходование  материальных ценностей, полученных от разборки основных средств.  Проверяя  вопросы,  связанные  с  начислением  амортизации, отнесением затрат на капитальный  и текущий ремонт, аудитор должен в первую очередь руководствоваться учетной политикой и действующими нормативными документами.  Обо  всех  недостатках  аудитор  должен  обязательно информировать руководителей проверяемой информации.  Приведем  перечень  форм  первичного  учёта основных средств, подлежащих проверке. Акт  по  форме  ОС-1  составляется  в том случае, когда организация передаёт или получает   объекты   основных   средств   (здания,   сооружения)   по   договору купли-продажи,  мены,  дарения  или  лизинга.  В  разделе «справочно» отражаются сведения  об  участниках  долевой  собственности  и  распределение  их  долей  в процентах.  Введена новая строка «иностранная валюта». В форму акта введён также новый   реквизит   «Государственная   регистрация   прав,   так   как  сделки  с недвижимостью  подлежат  обязательной  государственной  регистрации. Форма ОС-1а имеет  ту  же  структуру,  но  предназначена для приёма-передачи построенных или приобретённых  зданий (сооружений) и фиксации момента их ввода в эксплуатацию. В частности,  качественные  и  количественные  характеристики  основного объекта и пристроенных  помещений  отражаются  по строкам «Общая площадь, м2», «Количество этажей», «Общий строительный объём, м3» и т.д.

Для    оформления    приёма-передачи    однотипных    объектов    дорогостоящего хозяйственного  инвентаря,  инструментов, оборудования, сейчас применяется форма ОС-1б,   которая   имеет некоторые специфические реквизиты,  например,  «Цель передачи».  Это вызвано тем, что объекты основных средств, приобретаемые оптом, могут быть предназначены как для эксплуатации, так и для дальнейшей перепродажи и должны по-разному отражаться в учёте.  Формы № ОС-1,  ОС-1а,  ОС-1б подписываются главным бухгалтером и утверждаются руководителем, к ним должна прилагаться техническая документация.  Накладная на  внутреннее  перемещение объектов основных средств применяется для оформления   передачи   объектов   основных   средств   из  одного  структурного подразделения  в  другое,  выписывается  передающей стороной в трёх экземплярах. Данные о перемещении вносятся в инвентарную карточку.

Акт  о  приёме-сдаче  отремонтированных,  реконструированных,  модернизированных объектов  основных  средств (форма № ОС-3) составляется в двух экземплярах, если работы   по   восстановлению  объекта  производятся  сторонней  организацией.  В технический  паспорт  соответствующего  объекта  вносятся  необходимые изменения характеристик.  Акт  о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма №  ОС-4)  составляется  в  двух  экземплярах.  Второй экземпляр остаётся у лица, ответственного  за  сохранность основных средств и является основанием для сдачи на склад и реализации оставшихся запчастей, металлолома и т.д.

При   поступлении   оборудования   к   установке  на  склад  приёмной  комиссией  составляется  в  двух экземплярах  Акт о приёме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14).

Передача    оборудования    монтажным    организациям    оформляется   Актом   о приёме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15).

Если  в  процессе  ревизии, монтажа или испытания  оборудования выявлены дефекты, не  установленные  при  поступлении  на  склад  составляется  Акт  о  выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16).  Пообъектный  учёт  ведётся  бухгалтерией  в  инвентарной  карточке учёта объекта основных  средств  (форма  №  ОС-6). В инвентарных карточках приводятся основные данные  по  объекту;  первоначальная  стоимость,  срок  полезного использования, способ начисления амортизации, норма амортизации и т.д.

Инвентарные   карточки   хранятся   в   бухгалтерии  в  картотеке;  в  небольших организациях пообъектный  учёт можно осуществлять в инвентарной книге.  Таким    образом,    операции   по   основным   средствам   должны   оформляться унифицированными формами первичной учетной документации:

Информация о работе Аудит Основных средств