Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

Глава I
Методика проведения аудита основных средств
1. Цели, задачи аудита основных средств, основные нормативные документы.
Целью аудита операций с основными средствами (ОС) явля¬ется выражение мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств.
Задачами аудита операций с ОС являются:
• изучение их состава и структуры, условий хранения и эксплуатации; подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета; проверка правильности оформ¬ления и отражения в учете операций по движению ОС;
• оценка начисленной амортизации и достоверности отраже¬ния ее в учете;
• установление объемов выполненных ремонтов ОС и правильности отражения соответствующих расходов в учете;
• подтверждение итогов проведенной в отчетном году пере¬оценки ОС;
• оценка качества проведенной инвентаризации.
Основные нормативные документы:
• Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтер¬ском учете»;
• Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина Рос¬сии от 30.03.2001 № 26н;
• Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н;
• Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специаль¬ного оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н;
• Классификация основных средств, включаемых в амортиза-ционные группы, утвержденная постановлением Правитель¬ства РФ от 01.01.2002 № 1;
• унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7;
• Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013–94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

Введение

Сущность аудита заключается в предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

  1. возможность необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
  2. зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
  3. необходимость специальных знаний для проверки информации;
  4. отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации и другие бухгалтерские и консультационные (юридические, налоговые) услуги.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

В данной курсовой работе подробно рассмотрена методика проведения аудита основных средств на предприятии ООО «Сибпласт». Основные средства составляют важную часть материально-технической базы организации. Учет основных средств оказывает значительное влияние как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Поэтому основные средства являются весьма существенным объектом аудита. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Методика проведения аудита основных средств

  1. Цели, задачи аудита основных средств, основные нормативные документы.

Целью аудита операций с основными средствами (ОС) является выражение мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств.

Задачами аудита операций с ОС являются:

  • изучение их состава и структуры, условий хранения и эксплуатации; подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета; проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению ОС;
  • оценка начисленной амортизации и достоверности отражения ее в учете;
  • установление объемов выполненных ремонтов ОС и правильности отражения соответствующих расходов в учете;
  • подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки ОС;
  • оценка качества проведенной инвентаризации.

Основные нормативные  документы:

  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н;
  • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н;
  • Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1;
  • унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7;
  • Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013–94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Информационная база аудита

 

Предоставляемые аудитору документы:

бухгалтерский баланс (форма  № 1), главная книга, регистры бухгалтерского учета по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03«Доходные вложения вматериальные ценности»,  07«Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 25«Общепроизводственные расходы», 

26«Общехозяйственные расходы»,29«Обслуживающие производства и хозяйства», 84«Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток)»,  

91 «Прочие доходы и расходы»,001 «Арендованные основные средства», акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-1), акт о приеме-передаче здания (сооружения) (форма № ОС-1а), акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма № ОС-16), накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2), акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма № ОС-3), акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-4), акт о списании автотранспортных средств (форма № ОС-4а), акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма № ОС-46), инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6), инвентарная карточка группового учета объектов основных средств (форма № ОС-6а), инвентарная книга учета объектов основных (средств № ОС-66), акт о приеме (поступлении) оборудования (форма № ОС-14), акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15), акт о выявленных дефектах оборудования (форма № ОС-16), договоры купли-продажи ОС, первичные учетные документы, подтверждающие поступление объектов ОС (накладные, акты приема-передачи).

 

  1. Аудит поступления и выбытия основных средств 

 

Целью проверки учета поступления  основных средств является подтверждение  того, что приобретенные основные средства были правильно отражены в учете и представляют собой стоимость реальных объектов, введенных в эксплуатацию. 

На этом этапе необходимо выполнить следующие процедуры:  
- получить список (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с данными оборотов по дебету счета 01 «Основные средства»;  
- проверить первичные документы и физическое наличие вновь приобретенных объектов. Проверка проводится выборочно при существенном увеличении объектов основных средств;  
- определить, что стоимость объектов основных средств, введенных в эксплуатацию, надлежащим образом отражена на счетах бухгалтерского учета. Приступая к аудиту поступления основных средств, следует провести формальную проверку первичных учетных документов с точки зрения оформления их в соответствии с установленными правилами. Аудитор должен проверить: отражаются ли затраты по объектам основных средств, приобретенным за плату, возведению (сооружению), изготовлению на счете 08 «Капитальные вложения», на котором формируется первоначальная (инвентарная) стоимость объекта. При этом проверяется состав расходов, включаемых в инвентарную стоимость основных средств, их связь с созданием данного объекта. В бухгалтерском учете основные средства возникают в результате бухгалтерской проводки:  
Дебет 01 «Основные средства» Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы». Основанием для данной записи являются соответствующие документы, так например, если к учету принимается объект основных средств, являющийся объектом недвижимости, то право собственности на него должно быть зарегистрировано. 

Законом о государственной  регистрации прав на недвижимое имущество  и сделок с ним установлено, что  с момента вступления данного  Закона в силу (с 31 января 1998г.) право  собственности на объекты недвижимости подлежит обязательной государственной  регистрации. Отсутствие государственной  регистрации права собственности  на объект недвижимости означает, что  сделки по приобретению этого имущества  являются ничтожными, то есть недействительными  уже в момент их совершения.  
Таким образом, по дебету счета 01 «Основные средства» могут быть показаны только те объекты недвижимости (подлежащие обязательной государственной регистрации), по которым право собственности организации зарегистрировано в установленном порядке. Следовательно, до момента государственной регистрации объектов недвижимого имущества затраты организации на приобретение основных средств подлежат отражению по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».  
Вопросы выбытия основных средств регламентируются п.п. 29 – 31 разд. V ПБУ 6/01, которым предусмотрено, что выбытие объекта имеет место в случаях: продажи (реализации объекта другому юридическому или физическому лицу); безвозмездной передачи (дарения объектов основных средств); списания в случае морального и (или) физического износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций; списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору; по другим причинам.  
Целью проверки операций, связанных с выбытием основных средств, является определение того, что: 

- первоначальная стоимость  и сумма накопленной амортизации  полностью и надлежащим образом  списаны со счетов их учета;

- финансовые результаты (прибыль или убыток), образовавшиеся  в результате этих операций, правильно  отражены на счете 90 или 91.  
При этом могут быть выполнены процедуры: 

- получить список объектов  основных средств, выбывших в  течение отчетного периода, с  указанием первоначальной стоимости  и суммы накопленной амортизации  на день выбытия; причин выбытия;  продажной цены; финансового результата  от операции. Сверить данные полученной  информации с данными по кредиту  счета 01 «Основные средства»,  дебету счета 02 «Амортизация основных  средств», данными счетов 90, 91;  
- проверить наличие соответствующего разрешения на операции по выбытию основных средств и их документальное оформление; 

- проанализировать по  каждой операции выбытия (при  значительных объемах выборочно)  правильность списания основных средств и определения финансового результата. 

В ходе проверки выбытия  основных средств аудитор устанавливает  причину списания, целесообразность и законность операции. Для этого  используются договоры на реализацию основных средств, акты на списание, акты приема – передачи основных средств, данные аналитического учета.  
При списании объектом основных средств отражение убытка осуществляется аналогично, однако убытки от списания не уменьшают налогооблагаемую прибыль.  
В случае если объект основных средств списывается в результат ликвидации и не подлежит полезному использованию, в бухгалтерии должны иметься документы об утилизации лома или утиля (вывоз на полигон, сдача в металлолом).  
Материальные ценности, остающиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, приходуются по рыночной стоимости на дату списания и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты: Дебет 10 «Материалы» Кредит«Прочие доходы и расходы». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проверка порядка налогообложения операций поступления и выбытия средств.

 
Если организация приобретала  основные средства за плату, аудитор  должен проверить правильность отражения  НДС на счетах бухгалтерского учета или его включения в первоначальную стоимость объекта. 

Аудитор должен установить методом прослеживания: выделен  ли НДС в договоре, в первичных  документах поставщиков, в расчетных  документах организации; имеется ли счет – фактура на приобретенные  основные средства; используется ли в  учете счет 19 «Налог на добавленную  стоимость» при осуществлении капитальных  вложений; для каких целей приобретен объект основных средств, поскольку  от этого зависит порядок списания сумм налога с кредита указанного счета. 

Особое внимание следует  обратить на операции приобретения организацией основных средств у физических лиц. Такие операции оформляются договором  купли - продажи, составленным в письменной форме с указанием паспортных данных продавца. 

При проверке выбытия основных средств необходимо выяснить, правильно  ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. При передаче основных средств по договору дарения плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства. 

При проверке операций по реализации основных средств и их передаче по договору дарения необходимо обратить внимание на составление счетов-фактур и их регистрацию в книге продаж. 

Информация о работе Аудит основных средств