Аудит расчетных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Расчетные операции были одними из первых услуг, предоставляемых банками своим клиентам. В процессе расчетных отношений производятся операции по переводу денежных средств или финансовых инструментов между участниками системы расчетов и происходит удовлетворение взаимных требовании и обязательств хозяйствующих субъектов. Под расчетным счетом понимается основной счет предприятия, открытый в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 5
2.СТАНДАРТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ 12
3.АУДИТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 14
3.1.Аудит расчетов платежными поручениями 14
3.2.Аудит расчетов платежными требованиями 15
3.3.Аудит расчетов аккредитивами 16
3.4.Аудит расчетов чеками 17
3.5.Аудит инкассовой формы расчетов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Аудит расчетных операций.docx

— 49.90 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 5

2.СТАНДАРТЫ  ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ 12

3.АУДИТ РАСЧЕТНЫХ  ОПЕРАЦИЙ 14

3.1.Аудит расчетов  платежными поручениями 14

3.2.Аудит расчетов  платежными требованиями 15

3.3.Аудит расчетов  аккредитивами 16

3.4.Аудит расчетов  чеками 17

3.5.Аудит инкассовой  формы расчетов 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Расчетные операции были одними из первых услуг, предоставляемых банками  своим клиентам. В процессе расчетных  отношений производятся операции по переводу денежных средств или финансовых инструментов между участниками  системы расчетов и происходит удовлетворение взаимных требовании и обязательств хозяйствующих субъектов. Под расчетным счетом понимается основной счет предприятия, открытый в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Расчетные счета открываются  юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством  Российской Федерации порядке частной  практикой для совершения расчетов, связанных с предпринимательской  деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения расчетов, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.

Все хозяйственные сделки обязательно завершаются денежными  расчетами, которые производятся в  основном в безналичной форме  – денежные расчеты, выполняемые  путем записей по счетам в банках, при которых деньги списываются  со счета плательщика и зачисляются  на счет получателя. Безналичные расчеты  осуществляются на основе совокупности принципов их организации, форм и  способов расчетов и связанного с  ними документооборота.

С развитием экономики  количество расчетов постоянно увеличивается. На совершение расчетных операций уходит до 70% всего операционного времени  банковского персонала. Около 2/3 всего  денежного оборота страны осуществляется через безналичные расчеты, т.е. путем  списания и зачисления средств на счета клиентов.

Расчетные операции являются приоритетными в деятельности банков, поэтому необходимость проведения их аудита актуальна. Основная цель банковского аудита заключается в установлении достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности кредитной организации, а также соответствия совершаемых банками операций в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из этого, цель аудита расчетных операций – проверить  и подтвердить достоверность  проведения расчетных операций по счетам клиентов согласно законодательству Российской Федерации и правильность отражения их в бухгалтерском учете кредитной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение аудита расчетных операций можно подразделить на две группы:

1 группа: нормативно-правовые  акты, описывающие порядок совершения  расчетных операций:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (главы: 9, 27, 28, 29, 44, 45 регулируют корреспондентские отношения, а статьи: 55, 849, 855 регулируют проведение операций по расчетам с филиалами);
  • Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» №86-ФЗ от 10.07.2002 г.;
  • Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 375-1-ФЗ от 03.02.1990 г.;
  • Положение ЦБ РФ «О правилах осуществления перевода денежных средств» №383-П от 19.06.2012 г.;
  • Положение ЦБ РФ «О платежной системе Банка России» от 29.06.2012 № 384-П;
  • Положение ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» № 385-П от 16.07.2012 г.;
  • Положение ЦБ РФ «Положение о межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» от 23.06.98 № 36-П.;
  • Инструкция ЦБ РФ «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» № 28-И от 14.09.2006 г.;
  • Инструкция ЦБ РФ «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14.01.2004 № 109-И.

2 группа: нормативно-правовые  акты, регламентирующие проведение  аудита:

  • Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307 ФЗ от 30.12.2008 г.;
  • Постановление Правительства «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» №696 от 16.02.2008 г.;
  • Положение ЦБ РФ «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16.12.2003 № 242-П.;
  • Протокол № 4 «Кодекс профессиональной этики аудиторов» от 22.03.2012 г.

Проведение аудита кредитной  организации осуществляется в 4 этапа  согласно Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности:

1. Оценка возможности  принятия заказа на проведение  аудита. Если заказ принят, осуществляется  предварительное планирование. Планирование  аудитором своей работы способствует  тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

2. Разработка общего плана и программы аудита. Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке общего плана  аудита аудитору необходимо принимать  во внимание:

  • деятельность аудируемого лица;
  • системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
  • риск и существенность;
  • характер, временные рамки и объем процедур;
  • координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;
  • прочие аспекты.

3. Проведение аудиторской  проверки согласно общему плану  и программе аудита.

4. Составление аудиторского  заключения по результатам проведенной  проверки деятельности кредитной  организации. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудитор должен применять  аналитические процедуры на стадии планирования и завершающей стадии аудита. Аналитические процедуры могут применяться так же и на других стадиях аудита. При применении аналитических процедур в ходе аудита аудитор осуществляет анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучает связь этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причины возможных отклонений от нее.

Аналитические процедуры  включают в себя:

а) рассмотрение финансовой и другой информации об аудируемом лице в сравнении:

  • с сопоставимой информацией за предыдущие периоды;
  • с ожидаемыми результатами деятельности аудируемого лица;
  • с информацией об организациях, ведущих аналогичную деятельность.

б) рассмотрение взаимосвязей:

  • между элементами информации, которые предположительно должны соответствовать прогнозируемому образцу, исходя из опыта аудируемого лица;
  • между финансовой информацией и другой информацией.

Аналитические процедуры  могут быть осуществлены разными  способами (простое сравнение, комплексный  анализ с применением сложных  статистических методов и др.). Аналитические  процедуры проводят в отношении  консолидированной финансовой отчетности, финансовой отчетности дочерних организаций, подразделений или сегментов и отдельных элементов финансовой информации. Выбор аудитором процедур, способов и уровня их применения является предметом профессионального суждения.

Осуществляя аудиторскую  проверку, необходимо обратить внимание на наличие в аналитическом учете  банка ведения лицевых счетов отдельно по филиалам, клиентам и банкам-контрагентам в разрезе каждого вида валюты.

При аудите расчетных операций в первую очередь рассматриваются  документы, обязательные для ведения  учета этих операций кредитной организацией, к которым относятся:

  • лицензия на осуществление банковских операций, выданная кредитной организации Банком России;
  • сообщение о внесении кредитной организации (филиала) в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и о присвоении им соответствующего порядкового номера;
  • учетная политика кредитной организации;
  • внутрибанковские правила построения расчетной системы кредитной организации;
  • Книга регистрации открытых счетов;
  • договоры банковского счета с клиентами;
  • договоры о корреспондентских отношениях и дополнительные соглашения к ним;
  • сводный баланс кредитной организации и балансы за определенный период - ежедневные, ежемесячные, квартальные, годовые с учетом заключительных оборотов;
  • оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации (филиала);
  • ведомость остатков по счетам кредитной организации;
  • ведомость расхождений с выписками из банка-корреспондента;
  • бухгалтерский журнал;
  • лицевые счета;
  • документы дня;
  • материалы различных проверок коммерческого банка (инспекционной, аудиторской, ревизионной и др.).

При проверке филиала кредитной  организации необходимо дополнительно  рассмотреть следующие документы:

  • заверенную в установленном порядке копию сообщения Банка России о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций и присвоения ему порядкового номера;
  • оригинал доверенности, выданной кредитной организацией руководителю филиала, удостоверяющей его полномочия;
  • положение о филиале;
  • распоряжение руководителя кредитной организации об открытии счетов межфилиальных расчетов;
  • баланс филиала.

Необходимо проверить  правильность открытия расчетного счета  клиента согласно Инструкции 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)». Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством Российской Федерации, в банк представляются:

а) свидетельство о государственной  регистрации юридического лица;

б) учредительные документы  юридического лица.

в) лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном  законодательством Российской Федерации  порядке на право осуществления  деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение  к правоспособности клиента заключать  договор банковского счета соответствующего вида;

г) карточка;

д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а  в случае когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;

е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного  органа юридического лица;

ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Согласно Положению 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» установлены следующие формы безналичных расчетов:

1. Расчеты платежными  поручениями;

2. Расчеты платежными  требованиями;

3. Расчеты по аккредитиву;

4. Расчеты чеками;

5. Расчеты по инкассо.

В настоящее время расчеты  платежными поручениями являются основной формой безналичных расчетов на их долю приходится 68,30 % применяемых расчетов, 15,60% - на инкассо, 13,50% - на обслуживание чеками и 2,30% аккредитивами.

Информация о работе Аудит расчетных операций