Аудит расчетных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:43, реферат

Описание работы

Расчетные операции были одними из первых услуг, предоставляемых банками своим клиентам. В процессе расчетных отношений производятся операции по переводу денежных средств или финансовых инструментов между участниками системы расчетов и происходит удовлетворение взаимных требовании и обязательств хозяйствующих субъектов. Под расчетным счетом понимается основной счет предприятия, открытый в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ АУДИТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 5
2.СТАНДАРТЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ 12
3.АУДИТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ 14
3.1.Аудит расчетов платежными поручениями 14
3.2.Аудит расчетов платежными требованиями 15
3.3.Аудит расчетов аккредитивами 16
3.4.Аудит расчетов чеками 17
3.5.Аудит инкассовой формы расчетов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

Аудит расчетных операций.docx

— 49.90 Кб (Скачать файл)

Расчетные операции являются важными в деятельности банка, поэтому это обуславливает  актуальность их осуществления и  соответственно проведения аудита по данным операциям для подтверждения  их достоверности отражения в  бухгалтерском учете и законности осуществления согласно законодательству Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СТАНДАРТЫ  ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ РАСЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:

  • наименование документа;
  • номер расчетного документа, число, месяц год его выписки;
  • номер банка плательщика, его наименование или его фирменное обозначение;
  • наименование плательщика, номер его счета в банке;
  • наименование получателя средств, номер его счета в банке, наименование банка получателя (в чеке не указывается), номер банка получателя средств;
  • назначение платежа (в чеке не указывается). Наряду с текстовым наименованием допускается кодовое обозначение;
  • сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью.

Первый экземпляр документа  должен иметь подписи руководителей предприятий, а первый экземпляр платежного поручения еще и оттиск печати.

Все расчетные документы  должны приниматься к исполнению банком только при наличии подписей должностных лиц, имеющих право  подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам банка. Расчетные  документы по операциям, которые осуществляют предприниматели без статуса юридического лица, принимаются банками к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке, с образцом подписи, без оттиска печати. При проверке расчетных операций должны соблюдаться действующие нормы и нормативы. Ответственность аудитора за обнаружение и предание гласности мошенничества и других незаконных действий связана с нарушением этих нормативов. В соответствии с этой нормой перед аудитором не ставится задача поиска умышленных искажений. Аудитор должен выявить существенные отклонения от норм банковского учета и в этой связи обнаружить нарушения, искажающие записи в лицевых счетах и в балансовой отчетности. Именно такое определение цели аудита бухгалтерского учета в коммерческом банке предъявляет высокие требования к организации аудиторской проверки. Аудитор так должен спланировать свою работу, чтобы обнаружить наиболее значимые ошибки. При характеристике данной нормы необходимо конкретизировать ее цель, дать классификацию нормы. Целью этой нормы является обеспечение контроля: за выполнением аудитором обязанностей по выявлению незаконных действий и мошенничества в банках; за факторами, влияющими на планирование и выполнение аудиторской проверки. Анализируемая норма предусматривает четкую классификацию возможных нарушений в бухгалтерском учете банков по следующим направлениям: ошибки, нарушение норм действующих инструктивных положений; мошенничество; некорректность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.АУДИТ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

3.1.Аудит расчетов платежными поручениями

Платежное поручение представляется в банк в определенной форме и  действует в течение 10 дней, не считая дня выписки (выписывается в трех экземплярах). Списание средств со счетов осуществляется только по первому экземпляру. Поручения принимаются к исполнению банком только при наличии средств на счете, если между банком и владельцем счета нет других договоренностей. Платежные поручения используются в расчетах в порядке плановых платежей при равномерных и постоянных поставках. Новые явления в организации расчетов платежными поручениями, которые должны учитываться в ходе аудиторской проверки, состоят в том, что по договоренности сторон платежи могут совершаться в следующих вариантах: авансовые платежи – до отгрузки товара; после отгрузки товара – путем прямого акцепта товара; частичные платежи при крупных сделках. Поручения используются для перевода денег через предприятия связи (пенсии, алименты, заработная плата и т.д.). При оплате платежных поручений совершается бухгалтерская запись по следующим счетам: дебет счета плательщика, кредит счета получателя или счет 30102 «Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России».

Аудиторы должны обращать особое внимание на наличие подписей клиентов и работников банка, подтверждающих факт проверки банковской операции. Отсутствие подписей означает, что операция по счетам проведена необоснованно, а  может быть и незаконно. В этом случае аудитор должен проверить  все детали проведенной операции, связанной с расчетами платежными поручениями (это касается и других форм расчетов) как с точки зрения экономического содержания, так и  ее юридического и документального  оформления.

В ходе аудита расчетов платежными поручениями применяется:

1) визуальная проверка;

2) документальный анализ;

3) проверка правильности  ведения бухгалтерского учета.

3.2.Аудит расчетов платежными требованиями

Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Платежные требования выписываются поставщиком на бланке и вместе с документами направляются в трех экземплярах в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику, а отгрузочные документы оставляет в картотеке к счету плательщика. Плательщик обязан представить в банк платежное требование в течение 3 дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование принимается при наличии средств на счете плательщика.

Об отказе полностью или  частично оплатить платежное требование-поручение  плательщик уведомляет обслуживающий  его банк в течение этих 3-х  дней. Требования вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк. 1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и после совершения операции помещается в документы для банка; 2-й направляется банку, обслуживающему поставщика; 3-й – вместе с отгрузочными документами возвращается плательщику как расписка в приеме совершения оплаты товара, выполненных работ, оказанных услуг. В графе «сумма к оплате» должна быть поставлена цифрами и прописью сумма, подлежащая списанию со счета плательщика.

Этапы аудиторской проверки аналогичны этапам аудита расчетов платежными поручениями.

3.3.Аудит расчетов аккредитивами

Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с  одним поставщиком. Срок действия и порядок расчета по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и поставщиком, в котором указываются:

1) наименование банка-эмитента;

2) вид аккредитива и  способ его исполнения;

3) способ извещения поставщика  об открытии аккредитива;

4) полный перечень и  полная характеристика документов, представ-

ленных для получения  средств по аккредитиву;

5) сроки представления  документов после отгрузки товаров,  требования к оформлению.

Для получения средств  по аккредитиву поставщик, отгрузив товар, представляет реестр счетов, отгрузочные документы в обслуживающий банк. Документы, подтверждающие выплаты по аккредитиву, должны быть представлены поставщиком банку по истечении срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из условий выплаты по аккредитиву не ведутся.

При выплате по аккредитиву  банк поставщика обязан проверить соблюдение поставщиком всех условий аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписи и печати поставщика.

Не принимаются к оплате реестры счетов без указания в  них:

  • даты отгрузки;
  • номеров счетов-фактур и других документов. Выплата с аккредитива наличными не допускается.

Банки не несут ответственность  за последствия задержки или утерю в пути документов.

При аудиторской проверке используются:

  • выписки из балансовых счетов;
  • первичные документы (заявление на открытие аккредитива);
  • баланс.

Все претензии к поставщику, кроме возникших по вине банка, рассматриваются без участия банка.

Таблица 1

Рабочая программа аудита аккредитивов (сокращенная).

 

Этапы проверки

Соответствует требованиям  или нет или нет (+,-)

1. Сверить сальдо по балансовым счетам, отражающим учет аккредитива, по балансу на 1-е число каждого месяца с данными лицевых счетов

2. Проверить правильность оформления аккредитивных операций исходя из вида аккредитива и функции банка по проведению аккредитивных операций

3. Сверить порядок и  сроки списания с аккредитивного счета с условиями аккредитива

 

 

3.4.Аудит расчетов чеками

В процессе аудита должны быть проверены все этапы документооборота и контроля в банке по выдаче и  оплате чеков, их соответствие принятым нормам, а также все первичные документы по оформлению чеков.

В чеке должны быть указаны:

1) наименование банка,  выдавшего чек;

2) номер чека;

3) номер лицевого счета  чекодателя;

4) наименование чекодателя;

5) номер счета чекодателя;

6) предельный размер суммы,  на которую может быть выписан  чек.

Бухгалтерская запись по кредиту  счета продавца и по дебету корреспондентского счета совершается только после  списания денег со счета

банка плательщика.

Наиболее часто встречающиеся  нарушения:

1) банки выявляют фальшивые  чеки на этапе приема их  от поставщиков и составления  реестра, поскольку в этот момент  может быть обнаружен несуществующий  банк, проводимый как банк плательщика;

2) банки, обслуживающие  покупателя, проводят списание средств со счета чекодателя на основе поступившего от РКЦ реестра чеков. Сами чеки остаются в РКЦ, а их копии могут быть затребованы по мере необходимости. При выявлении на этом этапе фальшивых чеков (например, отсутствие в данном банке плательщика или счета по депонированию средств) ущерб, причиненный банку поставщика, невозможно предотвратить, так как деньги уже выплачены предприятию-продавцу;

3) контрольным моментом  в документообороте является и проверка чека предприятием, принимающим его к оплате. Надо обязательно убедиться, что сумма чека не превышает лимита, проверить номер счета чекодателя и подписи. Наиболее часто встречаются случаи внедрения фальшивых чеков именно на этом этапе, и поэтому предприятия-продавцы должны нести ответственность перед банком за причиненный ему ущерб.

В ходе аудита целесообразно  проверить организацию кредитно-расчетных  отношений с такими клиентами;

4) убытки, возникающие в  результате оплаты банком плательщика утраченного или похищенного чека, несет чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен вследствие умысла или неосторожности;

5) убытки, возникшие в  результате оплаты чека, который выписан на сумму, большую, чем лимит, а также при расхождении номера счета чекодателя, возмещает предприятие, принявшее чек;

6) при установлении фактов  нарушения порядка учета, хранения и использования бланков чеков банки могут лишаться лицензии, поэтому в ходе аудита необходимо тщательно проверять соблюдение банками данного законодательства.

3.5.Аудит инкассовой формы расчетов

Применение инкассовой формы  расчетов регулируется специальным документом − Унифицированными правилами по инкассо, разработанными Международной торговой палатой. При проверке аудитор запрашивает

следующие документы:

  • приходно-расходные ордера по внебалансовому счету 911, а именно по счетам второго порядка 91101 и 91102;
  • регистрационные журналы;
  • баланс.

Принятые инкассовые поручения регистрируются уполномоченными банками в регистрационном журнале и приходуются на внебалансовом счете 911. При поступлении кредитового авизо от иностранного банка они списываются в расход.

При проверке данных операций особое внимание следует обратить на соответствие фактических сроков оплаты инкассо указанным в инкассовом поручении, подтверждение списания с внебалансовых счетов, отражающих фактические остатки инкассовых поручений, кредитовыми авизо банков-корреспондентов.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Расчетные операции являются важными в деятельности банка, поэтому это обуславливает актуальность их осуществления и соответственно проведения аудита по данным операциям для подтверждения их достоверности отражения в бухгалтерском учете и законности осуществления согласно законодательству Российской Федерации

Информация о работе Аудит расчетных операций