Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:30, контрольная работа
Развитие аудита началось еще в эпоху рабовладельцев и феодалов, когда собственники нанимали контролеров, которые выслушивали отчеты управляющих. На государственном уровне создавались специальные органы, которые контролировали сбор налогов, государственные расходы.
С развитием торговли и промышленности поступление налогов стали играть существенную роль в бюджете государства. Для разрешения недоразумений между налоговыми органами и управляющими, представляющими интересы собственников, возникла потребность в независимом контроле, который и получил название «аудит».
40. Аудит расчетов по налогам
и сборам с бюджетом и
Развитие аудита началось еще в эпоху рабовладельцев и феодалов, когда
собственники нанимали контролеров, которые выслушивали отчеты управляющих.
На государственном уровне создавались специальные органы, которые
контролировали сбор налогов, государственные расходы.
С развитием торговли и промышленности поступление налогов стали играть
существенную роль в бюджете государства. Для разрешения недоразумений между
налоговыми органами и управляющими, представляющими интересы собственников,
возникла потребность в
«аудит».
Первоначальной целью аудита была независимая налоговая экспертиза,
причем в ней были заинтересованы обе стороны. К услугам аудиторов
обращались и
Мощным толчком в развитии аудита стала эпоха развития капитализма.
Чтобы предупредить злоупотребления, сокрытие затрат и доходов, неправильное
распределение прибыли, умышленное ее присвоение управляющими, собственник
вынужден был прибегать к проверке финансовой отчетности независимыми
аудиторами. В это время выходит серия законов о компаниях, в соответствии,
с которыми компании были обязаны один раз на протяжении года приглашать
независимого бухгалтера (аудитора) для подтверждения и проверки отчетности
перед собственниками.
В России при переходе от административно-командной системы управления
экономикой на рыночные методы хозяйствования изменились и формы контроля
государства за предпринимательской деятельностью. Сейчас каждое предприятие
– это самостоятельно хозяйствующий субъект, осуществляющий свою
деятельность без какого-либо руководства со стороны вышестоящих министерств
и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Поэтому
оценка результатов хозяйственной деятельности предприятий приобретает
совершенно иное значение. Это необходимо для установления налоговых
отношений между государством и хозяйствующими субъектами. Публичные
интересы государства и общества потребовали, чтобы вся деятельность по
формированию себестоимости
результата, объектов налогообложения проводилась по единым правилам, чтобы
установить единообразие всех финансовых отношений предприятия с
государством.
При переходе к рыночным отношениям возникла необходимость в новом
инструменте оценке хозяйственной деятельности предприятия – аудите.
5 декабря 1991г. появляется проект Закона «Об аудиторской
деятельности». 22 декабря 1993г. президент РФ подписывает указ, утвердивший
«Временные правила
опубликования указа с 29 декабря 1993г.).
В соответствии с проектом закона аудиторская деятельность – это
проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий, состояния
платежей, общего состояния хозяйственно-финансовой деятельности
предприятия, оценка его активов и пассивов, иных сторон хозяйствования,
осуществляемая независимыми аудиторами и аудиторскими фирмами в двух
направлениях:
- проведение объективного анализа состояния дел хозяйствующего
субъекта,
когда этого требует в
уполномоченные на то государственные органы (обязательная
аудиторская проверка);
- по собственной инициативе хозяйствующего субъекта, когда он
нуждается в оценке состояния своих дел с помощью независимого
анализа или когда он стремится подтвердить надлежащий уровень
хозяйствования и надежность своего положения перед другими
участниками
оборота (инициативная
Данные направления отслеживаются и при проведении аудита налогов,
который является составляющей частью аудиторских проверок:
* проведения объективного анализа налоговых платежей, для подтверждения
соответствующих статей отчетности, отражающих реальную задолженность перед
бюджетом, а также правильность исчисления и уплаты налогов, что находит
свое отражение в анализе налоговых деклараций;
* инициативный анализ налоговых платежей, как составляющей части
финансовых потоков, с целью выявления нарушений законодательства и
последующей налоговой экспертизой для использования полученной информации в
разработке проектов по минимизации налоговых платежей, налаживанию
налогового учета и документооборота, а также построению схем
взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами и государством.
Эти же направления легли в основу построения двух методик проведения
аудита расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами на предприятии.
За основу построения методологии проведения аудиторской проверки
налогов взят принцип аналогии построения аудиторской проверки в целом.
Основные цели аудита:
а) установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности
экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения
истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности
бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений
установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления
финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления
данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является
условием признания
Осуществляя свои функции по установлению достоверности бухгалтерской
отчетности экономических субъектов, аудитор действует как в публичных
интересах, оценивая деятельность предприятия для получения информации всеми
заинтересованными субъектами хозяйствования, так и в частных интересах
самого субъекта, заинтересованного в истинности своих представлений о
соответствии действительного состояния дел на предприятии изложенному в
формах отчетности;
б) установление соответствия совершенных экономическими субъектами
финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.
Таким образом проводя аналогию с основными целями аудита, при
проведении аудита налогов можно выделить следующие основные цели:
* установление правильности
определения налогооблагаемых
расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате при составлении налоговых
деклараций.
* подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций
действующему налоговому законодательству.
В соответствии с целями
определяются и основные
аудита налогов:
* проверка системности учета и правильности формирования
налогооблагаемых баз;
* правильность применения налоговых ставок и льгот;
* анализ корректности
заполнения налоговых
уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды;
* определение уровня
контроля при поступлении
и горизонтальном направлениях;
* проверка степени
информированности
налоговые расчеты, о текущих изменениях в налоговом законодательстве и
правильность понимания
После определения целей и задач для проведения аудита расчетов с
бюджетом и внебюджетными
собой представляет сам объект аудиторского исследования.
Под объектом аудита понимают отдельные или взаимосвязанные
экономические, организационные, информационные или иные стороны
функционирования изучаемой
количественно или качественно.
Аудит имеет дело с объектами, различными по составу, целевой
ориентации, отношению к отдельным сферам деятельности, обладающими многими
другими характеристиками. Это требует по отношению к объектам определенной
классификации для целостного представления о предмете аудита и установить,
что будет являться объектом при проведении аудита расчетов с бюджетом и
внебюджетными фондами на предприятии и какими характеристиками он будет
обладать.
Виды объектов:
> ресурсы – основные средства, товары и товарно-материальные
ценности, денежные средства;
> хозяйственные
процессы – калькуляция
производства;
> расчеты – с дебиторами и кредиторами, сотрудниками, филиалами и
дочерними организациями, с бюджетом и внебюджетными фондами;
> результаты деятельности – формирование финансового результата и
фондов;
> структура
предприятия и организационно-
> методы и формы управления;
> методы и формы контроля.
По связи со временем различают объекты :
V прошедшего времени;
V настоящего времени;
V будущего времени.
Отнесение объектов к той или иной временной группе зависит от задач,
решаемых аудитором. Если он оценивает достоверность отчетности, то учет в
качестве объекта изучения будет рассматриваться в прошедшем времени. Если
аудитор будет исследовать учет с целью его совершенствования, предложения
аудитора будут очерчивать новые возможности учета, т.е. определять его
будущее состояние.
По характеру оценки состояния различают объекты:
. с количественными характеристиками;
. с качественными характеристиками;
. со смешенными характеристиками.
Объекты первой группы – это расчеты и результаты деятельности, объекты
второй группы – структура предприятия и организационно-правовой системы,
методы и формы управления, методы и формы контроля; объекты третьей группы
– ресурсы и хозяйственные
По продолжительности
нахождения в поле
группы объектов:
. постоянно
находятся в поле зрения
. производится
периодическая аудиторская
. требуют разовой оценки.
Если рассматривать налоговые платежи как объект аудиторской проверки,
то при оценке их качественных и количественных характеристик следует иметь
в виду, что:
. по виду налоги представляют собой расчеты, осуществляемые с
бюджетом и внебюджетными фондами;
. расчет налогов это постоянный процесс на протяжении всего времени
деятельности
предприятия, поэтому анализ
аудиторской проверки (при подтверждении статей отчетности – учет
в качестве
объекта изучения будет
настоящем времени; при минимизации налоговых платежей и
построении схем взаимоотношений с другими хозяйствующими
субъектами и государством – учет в качестве объекта изучения
будет рассматриваться в настоящем и будущем времени);
. по характеру оценки состояния налоги относятся к объектам с
количественными характеристиками;
. по продолжительности
нахождения в поле
постоянно
находятся в поле зрения
Системность классификации объектов определяет использование
специфических приемов, составляющих
метод аудиторской
Метод аудита – это совокупность приемов, используемых для оценки
состояния изучаемых объектов.
Используемые приемы можно определить в три группы:
. определение
состояния объектов в
. сопоставление ;
. оценка.
Приемы первой группы – осмотр, пересчет, взвешивание, измерение –
позволяют определить количественное состояние объекта; лабораторный анализ,
цель которого определение качественного состояния объекта.
Сопоставление позволяет
определить отклонения
объектов от норм и нормативов, прогнозных показателей.
Приемы третьей группы, связанные с оценкой прошлого, настоящего и