Аудит расчетов с покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:22, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение порядка проведение аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
Задачи работы обусловлены ее целью и могут быть сформулированы следующим образом:
- определение сущности и значения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучить особенности проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- освоение порядка планирования и составления программы аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- изучение методологических аспектов аудита расчетов с покупателями и заказчиками;

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

     ВВЕДЕНИЕ 

     Учет  расчетов с покупателями и заказчиками  имеет большое значение для любого предприятия, активно работающего  в условиях рыночной экономики. Каждое предприятие, ведущее финансово-экономическую  деятельность, в процессе своего существования  осуществляет расчеты с покупателями и заказчиками - за приобретенную  покупателями продукцию, с заказчиками - за выполненные работы и оказанные  услуги.

     В условиях нестабильной рыночной экономики  риск неоплаты или несвоевременной  оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской задолженности. Часть этой задолженности в процессе финансово-хозяйственной деятельности неизбежна и должна находиться в рамках допустимых значений.

     В современных условиях рыночной экономики  ни одно предприятие не сможет существовать без покупателей, так как они  являются источником прибыли и благополучия организации.

     Сомнительная  дебиторская задолженность свидетельствуют  о нарушениях клиентами финансовой и платежной дисциплины, что требует  незамедлительного принятия соответствующих  мер для устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно, только при осуществлении со стороны  предприятия систематического контроля.

     Актуальность  контрольной работы заключается в том, что в современных условиях своевременное обращение денежных средств, а также тщательно поставленный учет расчетных операций с покупателями и заказчиками, оказывают значительное влияние на финансовые результаты предприятия. При расчетах с покупателями и заказчиками возникает дебиторская и кредиторская задолженность, что существенно влияет на финансовое состояние предприятия. Четкая организация расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения аудиторской проверки расчетных операций.

     Целью работы является изучение порядка проведение аудита расчетов с покупателями и  заказчиками.

     Задачи  работы обусловлены ее целью и  могут быть сформулированы следующим  образом:

     - определение сущности и значения  аудита расчетов с покупателями  и заказчиками;

     - изучить особенности проведения  аудита расчетов с покупателями  и заказчиками;

     - освоение порядка планирования  и составления программы аудита  расчетов с покупателями и  заказчиками;

     - изучение методологических аспектов  аудита расчетов с покупателями  и заказчиками;

     Методологической  и технической основой для  работы послужили: Постановления Правительства  РФ и инструктивные материалы  по изучаемым вопросам; Федеральный  Закон «О бухгалтерском учете»; Положение  по введению бухгалтерского учета и  отчетности в РФ; учебная литература и труды отечественных ученых. 

 

  1. РОЛЬ И  ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 

     Для каждой организации важно подтверждение  своей отчетности заключением аудитора. Этим самым она увеличивает доверие  к себе со стороны потенциальных  пользователей отчетности - учредителей, инвесторов, кредиторов, банков, покупателей, поставщиков и от этого зависит развитие и прочность договорных отношений.

     Значительным  положительным фактором аудита является снижение информационного риска, вероятности  того, что в финансовых отчетах  содержатся ложные и неточные сведения для их пользователей. Аудит обеспечивает разработку рекомендаций по повышению  эффективности хозяйственной деятельности, оказывает помощь администрации предприятия по устранению недостатков и нарушений, которые повлияли на финансовые результаты и достоверность показателей отчетности. На основе изучения прошлых фактов и современного положения дел на предприятии, аудит ориентирует его администрацию на будущие события, которые способны повлиять на хозяйственную деятельность и конечные результаты.

     Кроме того, привлекаемые эксперты выдвигают  весьма смелые и радикальные идеи, что не всегда могут сделать собственные  специалисты.

     Аудит расчетов с покупателями и заказчиками, осуществляемый аудиторской организацией является внешним.

     Внешний аудит - это комплекс независимых  экспертных проверок, цель которых - обеспечение  должного качества бухгалтерского обслуживания и систем налогообложения на предприятии, а также оценка его финансовой деятельности. Внешний аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07 августа 2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Федеральным законом.

     Внешний аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого  в соответствии с законодательством  Российской Федерации уполномоченными  органами государственной власти.

     Отличительной особенностью внешнего аудита является то, что аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом экономическом субъекте никаких интересов, не состоят в родстве с руководством организации и не связаны с ним служебными отношениями.

     Основной  целью аудита является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта и  соответствие совершенных им операций нормативным актам. Эти цели определены в правиле (стандарте) «Цели и  основные принципы, связанные с аудитом  бухгалтерской отчетности».

     Взаимоотношения аудиторской организации и экономического субъекта начинаются с заключения договора, которому предшествует составление  письма-обязательства в соответствии с правилом (стандартом).

     Перед проведением проверки производится планирование аудита, которое является первоначальным этапом, когда составляется общий план и программа аудита, по которым будет проводиться  проверка.

     Аудитор формирует свое мнение, исходя из аудиторских  доказательств - информации, полученной им разными способами из разных источников. После оформления результатов планирования в виде плана и программы аудита, производится проверка каждого запланированного сегмента, то есть сбор аудиторских доказательств, возникает необходимость рабочего документирования. После проверки бухгалтерской отчетности составляется аудиторское заключение, которое содержит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта.  
 
 

     2. СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 

     В процессе финансово-хозяйственной  деятельности на предприятии постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами. Отгружая изготовленную продукцию, предприятие, как правило, не получает оплату сразу, то есть происходит кредитование покупателя. Таким образом, в течение периода от момента отгрузки продукции к моменту поступления платежа средства предприятия находятся в виде дебиторской задолженности.

     В условиях формирования рыночных отношений  и разнообразия форм собственности  возникла необходимость усовершенствования функций управления процессом производства, которое вызывало потребность создания хозрасчетных органов финансового  контроля, то есть аудита.

     Аудит является независимой экспертизой  финансовой отчетности предприятий  уполномоченными на то лицами (аудиторами) с целью подтверждения ее достоверности  для государственных налоговых  органов и владельцев. Другими  словами аудит - это предоставление практической помощи руководству и  экономическим службам предприятия  относительно ведения дел и управления его финансами, а также относительно налаживания бухгалтерского финансового  и управленческого учета, предоставления разных консультаций. Аудит также  дает возможность дать оценку имущества  во время приватизации и при акционировании предприятий разных форм собственности.

     Аудит охватывает такие основные вопросы, как: проверка коммерческой и хозяйственно-финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства, финансовой отчетности с точки зрения правильности составления и реальности объявления обложенной налогом прибыли, а также соблюдения ими действующего законодательства.

     Предметом аудита является процесс расширенного воссоздания общественное необходимого продукта, достоверность отображения  его в системе бухгалтерского учета и отчетности, а также исследование эффективности деловой активности с соблюдением действующего законодательства.

     Цель  аудита - содействие эффективности  работы, рациональному использованию  материальных, трудовых и финансовых ресурсов в предпринимательской  деятельности для получения максимальной прибыли.

     Задачами  аудита расчетов с покупателями и  заказчиками являются установить:

    -законность возникновения дебиторской задолженности предприятия;

         -правильность оформления первичных документов по реализации продукции, работ, услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

         -своевременность погашения задолженности;

         -целесообразность мероприятий, осуществленных предприятием относительно ликвидации причин, которые повлекли просроченную задолженность.

     Объектами аудита являются операции по возникновению задолженности покупателей и заказчиков.

     Источниками информации для аудита расчетов с покупателями и заказчиками являются:

    -приказ об учетной политике предприятия;

         -первичные документы по учету отгрузки товаров покупателями и заказчиками, и прочие первичные документы;

          -учетные регистры, которые используются для отображения операций по учету задолженности покупателей и заказчиков;

          -аудиторские выводы и другие документы, которые обобщают результаты контроля;

         -отчетность.

     Аудит расчетов с покупателями и заказчиками  предусматривает проверку данных, отображенных на счетах и субсчетах бухгалтерского учета: 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 63 «Резервы по сомнительным долгам».

     В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками используют разные методы. Аудитор проводит сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов. Метод аудиторской проверки аудитор  определяет в зависимости от количества предприятий, которые принимают  участие в расчетах. В практике аудита преимущество отдают выборочному  способу.

     Независимо  от метода проверки аудитору нужно  установить:

         -правильность отображения в балансе остатков задолженности;

         -причины возникновения задолженности, сроки ее возникновения (давность) и виновников этого;

          -реальность возвращения задолженности (наличие актов сверки расчетов или гарантийных писем, где должники признают свою задолженность и соблюдение сроков исковой давности);

          -мероприятия предприятий, направленные на погашение задолженности, соблюдения требований «Дебиторская задолженность».

     Аудит расчетных операций следует начинать с анализа правильности оплаты за отгруженные материальные ценности, а также полноты списания отгруженных  ценностей.

     Во  время проверки необходимо установить, правильно ли отображены по статьям  баланса соответствующие остатки  задолженности. Для этого сравнивают остатки по каждому виду расчетов на одну и ту же дату по данным аналитического учета с остатками по синтетическому счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главной книгой и балансом. При наличии расхождений следует проверить реальность и документальную обоснованность задолженности по каждому покупателю или заказчику. Такие расхождения - следствие запущенности учета расчетных операций или результат злоупотреблений.

     Каждая  сумма дебиторской задолженности  рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и  давности создания задолженности, реальности ее получения. Во время аудита дебиторской задолженности различают такие ее категории: текущую (или нормальную); неоплаченную в срок; задолженность за сроком давности, который минул; спорную; безнадежную.

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями