Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 08:58, контрольная работа

Описание работы

Виды аудита и их характеристика зависят от целей, которые преследуются в процессе осуществления последовательной хозяйственной проверки. Аудит – это процесс проверки отчетности на ее соответствие требованиям ПБУ и нормам действующего законодательства, предъявляемым к ведению бухучета, и к подготовке сводной финансовой отчетности для всех хозяйствующих предприятий независимо от их организационных форм.

Содержание работы

Раздел. Виды аудита……………………………………………………..с.3
Раздел. Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками……….…..с. 9
Раздел. Задача…………………………………………………….……..с.19
Список используемой литературы…………………………………..………с. 21

Файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 64.53 Кб (Скачать файл)

1. По субъекту осуществления проверки: внешний аудит ­ осуществляется сторонними аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами; внутренний аудит ­ образуется посредством создания специального органа внутри самой организации как самостоятельного структурного подразделения (как правило, подчиняется непосредственно руководителю организации ­ президенту, генеральному директору, т.е. исполнительному руководству, или собственникам ­собранию акционеров в акционерном обществе, собранию участников в обществе с ограниченной ответственностью и т.д.). [1,c. 102]

 

 

Раздел 2.

 

В России нормативно-правовое регулирование представлено четырьмя уровнями. К основным документам, регулирующим расчеты с поставщиками и подрядчиками, можно отнести:

Первый уровень:

1. Гражданский кодекс  РФ;

2. Налоговый кодекс РФ;

3. Федеральный Закон "О  бухгалтерском учете" 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.12.2013)

Второй уровень

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (ред. от 24.12.2012)

5. Положения по бухгалтерскому  учету (ПБУ)

6. Положение о безналичных  расчетах в Российской Федерации" (утв. Банком России 03.10.2002 N 2-П) (ред. от 19.06.2012)

Третий уровень

7. Методические указания (рекомендации)

8. План счетов бухгалтерского  учета финансово-хозяйственной деятельности  предприятия (Приказ Минфина РФ  №94н от 31 октября 2000г.)

Четвертый уровень

9. Устав организации

10. Учетная политика организации.

Одним из основных нормативных документов, регламентирующих учет расчетов в Российской Федерации является Гражданский Кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым все расчеты по поставкам сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей, по услугам (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа), выполненным работам (капитальный и текущий ремонт) осуществляются по договору. В этом документе заложены основы обязательственного права: понятие обязательства, основания его возникновения, определение и основания заключения, изменения и расторжения договоров.

Согласно ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Федеральным Законом "О бухгалтерском учете" установлены единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также, предусмотрена оценка и инвентаризация обязательств предприятия. Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно по ее окончании.

Положением уточнен порядок списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, согласно которому в обязательном порядке требуется проведение инвентаризации и письменное обоснование.

Согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств требуется подтверждение этих операций первичными документами (счета, платежные поручения и т.д.).

Положение о безналичных расчетах в РФ регулирует все расчеты в безналичной форме. Этим Положением предусмотрено, что все расчетные взаимоотношения между юридическими лицами должны осуществляться (за редким исключением) в безналичной форме через учреждения банков.

В соответствии с Законом РФ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, производимые организацией, должны оформляться документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет и впоследствии проводится аудит.

При осуществлении контроля и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками используются следующие основные нормативные документы:

Гражданский, Налоговый кодекс и Федеральный закон "О бухгалтерском учёте" № 402-ФЗ от 06 ноября 2011 г.

1.2 Методика проведения  аудита расчетов с поставщиками  и подрядчиками

Главной целью проверки является установление соответствия совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.

Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров.

Первая группа - расчеты с поставщиками по договорам приобретения любых товаров и имущественных прав. Основные формы договоров, заключаемых в этой группе, это договора поставки, купли-продажи.

Вторая группа - расчеты с подрядчиками. Предметом договора этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров данной группы это договора возмездного оказания услуг (например: реклама, маркетинговые исследования, консультационные услуги, нотариальные услуги, охранные услуги, пожарные услуги), договора подряда.

Такое деление на группы существует за счет специфики разных подходов при проведении аудита договоров внутри каждой группы. Основная разница состоит в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.

На рабочем этапе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляются:

· Получение аудиторских доказательств;

· Проведение детальных тестов внутреннего контроля;

· Процедуры проверки по существу;

· Уточнение приемлемого уровня аудиторского риска и существенности;

· Документирование аудиторских процедур.

При проведении экспертизы договоров с поставщиками аудитору необходимо убедиться, что форма заключенного договора полностью соответствует экономическому смыслу совершенной предприятием сделки. Должна быть получена уверенность в том, что нет риска признания договора недействительным. Так как предмет этих договоров - приобретенные или проданные вещи или вещные права, то проверка соблюдения этих договоров - процедура несложная. Нужно сверить данные количественного и стоимостного учета по приобретенным (проданным) ценностям с условиями договоров.

Экспертиза договоров с подрядчиками более трудоемка. Здесь наибольший риск с точки зрения аудита представляют договоры возмездного оказания услуг - среди них высока вероятность наличия фиктивных договоров, некачественных первичных документов. При проверке договоров с подрядчиками рекомендуется использовать непредставительную выборку договоров с наибольшей степенью риска, опираясь на личное суждение аудитора. Для правовой экспертизы договоров целесообразно привлекать экспертов - юристов.

Проводя проверку оперативности регистрации фактов поступления сырья, материалов, оказания услуг, выполнения работ, аудитор должен установить причины расхождений (если они есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, выяснить характер этих фактов. Особое внимание уделяется документам по расчетам с разовыми контрагентами предприятия.

Сведения, полученные в ходе аудита организации первичного учета расчетов, используются для определения тактики дальнейшей проверки - глубины аудита бухгалтерского и налогового учета, определения объемов выборки на отдельных участках, способов отбора проверяемой совокупности.

Наиболее эффективным способом проведения проверки реальности дебиторской и кредиторской задолженности является инвентаризация расчетов. Аудитору следует убедиться и в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого.

При проверке правильности списания безнадежной дебиторской задолженности проверяется своевременность такого списания, обороты по соответствующим счетам и факт отражения списанных в качестве безнадежных к взысканию сумм на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов". В случае если на предприятии списывается дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, аудитору следует убедиться, что во взыскании этой задолженности было отказано в судебном порядке, на предприятии присутствуют оправдательные документы.

Проводя проверку правильности формирования кредиторской задолженности перед поставщиками, аудитор должен внимательно изучить комплект документов, на основании которых задолженность была сформирована: договоры поставки (оказания услуг, выполнения работ), накладные, счета - фактуры, акты выполненных работ. Отсутствие любого из указанных документов может сделать неправомерным формирование кредиторской задолженности в регистрах бухгалтерского учета.

Проверяя отражение дебиторской и кредиторской задолженности в отчетности предприятия, аудитор должен сопоставить данные о составе задолженности, указанные в бухгалтерском балансе, приложении к нему (форма № 5), с суммами на счетах 58,60,62,76.

Проводя проверку расчетов по неотфактурованным поставкам, аудитор определяет, позволяет ли аналитический учет по счетам 60,76 получить данные по таким поставкам, учтены ли полученные товарно-материальные ценности по ценам и на условиях, указанных в договорах.

Проверка расчетов по выданным и полученным векселям должна дать аудитору доказательства того, что аналитический учет по счетам расчетов на предприятии обеспечивает возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых еще не наступил и по просроченным оплатой векселям.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками по претензиям проверяются на предмет правильного и своевременного оформления первичных документов (претензии, иски в суд), учета (на субсчете "Расчеты по претензиям" счета 76), полноты приложенного к претензии пакета документов.

1.3 Типичные ошибки в  учете расчетов с поставщиками  и подрядчиками

Проводя аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен знать о возможных ошибках и нарушениях, свойственных данному разделу учета. Наиболее типичные из них сгруппированы следующим образом.

В части организации первичного учета:

- арифметические ошибки при фиксировании оперативного факта (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);

- несвоевременная регистрация оперативного факта на носителе информации;

- регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы (в случае если для данной операции унифицированный документ предусмотрен);

ь отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;

- нарушения, допущенные при оформлении первичного документа (заполнение документов средствами, не допускающими их долговременное хранение, нарушения при внесении исправлений в первичный документ);

- отсутствие графиков документооборота;

- ошибки при регистрации документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документа в учетные регистры);

- несвоевременная регистрация документа в учетном регистре (либо отсутствие данных в учетном регистре по отдельным первичным документам);

- нарушения сроков хранения документации в архиве;

- уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;

- нарушения при оформлении дел с первичной учетной документацией (касается кассовых и банковских документов).

В части организации бухгалтерского и налогового учета:

-перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;

-несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчислением сроков исковой давности;

-возмещение входящего НДС по неотфактурованным поставкам (проводки Дт 19-Кт 60 субсчет "Неотфактурованные поставки" и Дт 68-Кт 19);

-отсутствие корректировки по списанным на затраты ТМЦ (работам, услугам), ранее отраженным как неотфактурованные поставки, документы по которым поступили и имеют несоответствия с ранее отраженными в учете показателями;

-возмещение входящего НДС по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями;

-несвоевременное предъявление претензий поставщикам (Дт 76 субсчет "Расчеты по претензиям" - Кт 60)

счетные ошибки при исчислении курсовых разниц (проводки Дт 91-Кт 60 или Дт 60-Кт 91);

неправильное отражение на счетах учета суммовых разниц;

списание безнадежного долга на счет прочих доходов и расходов при наличии ранее образованного резерва под эту задолженность;

неправомерное признание задолженности безнадежной и ее списание за счет резерва по сомнительным долгам.

Информация о работе Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками