Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 18:49, контрольная работа
Целью аудита системы управления организации является формирование мнения о влиянии системы управления на процесс сбора, и обработки достоверной учетной информации, формирования бухгалтерской отчетности и обеспечения непрерывности деятельности организации.
1. Основные понятия, цель и задачи аудита системы управления организацией ……………………3
2. Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита ………………6
3. Управленческий аудит предприятий ……………………………………….10
4. Понятие и роль внутреннего аудита ………………………………………..13
5. Практическая работа…………………………………………………………18
ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики»
Кафедра «Экономики, финансов и бухгалтерского учета»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Аудит»
ТЕМА: «Аудит системы управления организацией»
Выполнил:
Студент группы Э-409
Хайруллина И.М.
Проверил:
Струну Е. Л.
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛЬ И
ЗАДАЧИ АУДИТА СИСТЕМЫ
Аудит - предпринимательская
Аудит системы управления организацией начинается с изучения структуры управления предприятием, организации, изучения организационной структуры самой организации. Анализу подвергаются система сбыта, методы оценки товароматериальных запасов, учетная политика предприятия.
Система управления включает организацию управления (субъекты и объекты управления, процессы
управления и управленческие взаимоотношения,
технология и средства управления) и механизм управления (цели и критерии,
методы и ресурсы управления).
Целью аудита системы управления организации
является формирование мнения о влиянии
системы управления на процесс сбора,
и обработки достоверной учетной информации,
формирования бухгалтерской отчетности
и обеспечения непрерывности деятельности
организации.
Проводя аудит системы управления организации,
аудитор собирает доказательства, исходя
из следующих предпосылок:
* полноты – система управления обеспечивает полноту
сбора информации обо всех фактах хозяйственной
деятельности организации;
* существования – система управления создана и функционирует,
организуя производственно-хозяйственные
процессы, а также отражая все стороны
деятельности организации в учете и отчетности;
* прав и обязанностей – система управления наделена необходимыми
правами и полномочиями для принятия решений
в области управления материальными, денежными
и трудовыми ресурсами;
* оценки – система управления соответствует
организационной структуре предприятия,
ее объемам деятельности и специализации;
* точности – система управления обеспечивает адекватную
оценку фактов хозяйственной деятельности
при отражении в учете и отчетности;
* представления и раскрытия – система управления организации и
ее изменения находят отражение в отчетности
и, в частности, в пояснительной записке.
В ходе аудиторской проверки необходимо
решить следующие задачи:
* оценить влияние внешних и внутренних
факторов на деятельность организации
и ее систему управления;
* установить соответствие системы управления
организацией ее организационной структуре,
специализации и объемам производства;
* дать оценку состояния системы внутреннего
контроля;
* дать оценку технологической и экономической
политике организации и ее финансовому
положению.
Информационная
база, используемая аудитором при проверке
системы управления организации, включает:
* основные законодательные и нормативные
документы, регулирующие правовой статус
организации и систему управления;
* учредительные документы;
* организационно-
* бухгалтерскую отчетность;
* материалы внутреннего и внешнего контроля.
Эффективность системы управления
зависит от состава и количества звеньев,
их подчиненности, распределения функций,
соотношения между результатами управленческой
деятельности и затрачиваемыми ресурсами.
В процессе оценки влияния внешней среды необходимо установить следующие основные
факторы:
* общеэкономические (состояние экономики
страны, уровень инфляции, курсы валют,
процентные ставки, экономическая политика
государства и др.);
* отраслевые (параметры рынка, конкурентные
условия технологии производства и ее
изменения, цикличность, сезонность деятельности,
тенденции развития отрасли и барьеры
для вхождения в нее и др.);
* нормативно-правовые (государственное
регулирование бизнеса, система налогообложения,
требования к организации учета и отчетности
и др.).
В процессе оценки влияния внутренних взаимоотношений следует проанализировать факторы индивидуального
характера:
* экономического характера (вид деятельности,
месторасположение, портфель заказов,
поставщики, структура затрат, уровень
развития информационных систем и др.);
* финансового характера (доступность
кредитов, уровень доходности операций
с финансовыми инструментами и основной
деятельности).
Необходимую информацию для выявления
особенностей деятельности организации
получают путем заполнения анкет (тестов)
и устных бесед с руководством и персоналом
организации, а также распорядительных
и отчетных документов.
В ходе изучения,
анализа и оценки эффективности системы
управления устанавливаются: существующая
структура управления, полнота комплекса
функций управления и взаимное соответствие
(непротиворечивость функций), соответствие
между функциями подразделения и его местом
в организационной структуре, отсутствие
(или наличие) дублирования функций, оценка
уровня нагрузки на руководителей и исполнителей
и др.
2. ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА СИСТЕМ
БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И
В ходе проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется
аудируемым лицом, изучить и оценить те
средства контроля, на основе которых он собирается определить
суть и масштаб предполагаемых аудиторских про
Если аудитор убеждается,
что может опереться на соответствующие
средства контроля, то он получает возможность проводить аудиторские процедур
Аудиторские организации могут принять
решение о применении в своей деятельности
большего количества градаций при оценках эффективности
и надежности, чем упоминалось ранее.
Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе
аудиторской проверки должны документироваться аудиторскими
Серьезные недостатки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а также рекомендации по их
устранению следует отражать в письменном
отчете для руководства аудируемого лица.
Система внутреннего контроля — это совокупность организационных
мер, методик и процедур, принятых руководством
организации для упорядоченного и эффективного
ведения хозяйственной деятельности,
которая включает надзор и проверку:
- соблюдения требований законодательства;
- точности и полноты документации бухгалтерского
учета;
- своевременности подготовки достоверной бухгалтерской отче
- предотвращения ошибок и искажений;
- исполнения приказов и распоряжений;
- обеспечения сохранности активов.
Аудитор в ходе проверки должен принимать во внимание,
что система
внутреннего контроля экономического субъекта должна включать:
1) надлежащую систему бухгалтерского учета;
2) контрольную среду;
3) отдельные средства контроля.
Система бухгалтерского учета — это совокупность конкретных форм
и методов, обеспечивающих возможность
аудируемого лица вести учет своего имущества
и обязательств путем сплошного, непрерывного,
документального и взаимосвязанного их
отражения в учетных регистрах на основании
первичных документов, т.е. осуществлять
ведение бухгалтерского учета, а также формировать бухгалтерскую отче
Контрольная среда — понятие, характеризующее
общее отношение, осведомленность и практические
действия руководства аудируемого лица,
направленные на установление, поддержание
и развитие системы внутреннего контроля в организации.
Она включает:
- стиль и основные принципы управления
организацией;
- организационную структуру организации;
- распределение ответственности и полномочий;
- кадровую политику и практику;
- порядок подготовки бухгалтерской отчет
- порядок подготовки внутренней отчетнос
- согласование с требованиями, установленными
соответствующим законодательством и
внешними регулирующими органами.
Средства внутреннего контроля — составные части системы внутреннего контроля, установленные
руководством аудируемого лица для отдельных
направлений и участков хозяйственной
деятельности с целью обеспечения эффективного
и надежного управления ею.
Руководство аудируемого лица несет ответственность
за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего
контроля. От него зависит, чтобы эта система соответствовала размерам и специфике
деятельности организации, функционировала
регулярно и эффективно.
Для оценки надежности контроль
Низкая оценка, данная аудиторо
Надежность средств контроля и риск средств контроля являются взаимодополняющими категориями:
1) высокой степени надежности соответствует
низкий риск;
2) средней степени надежности — средний
риск;
3) низкой степени надежности — высокий
риск.
Документация бухгалтерского
учета — это совокупность материальных носителей
информации, составляемая по установленным
требованиям входе ведения бухгалтерского учета и включающая:
- первичные учетные документы;
- сводные учетные документы;
- регистры бухгалтерского учета;
- данные внутренней бухгалтерской отчетности.
При проведении первой аудиторской проверки у клиента необходимо описать
все аспекты системы учета. В дальнейшем собираются сведения об
изменениях, происходящих каждый год.
Существенные изменения в системе бухгалтерского учета клиента (переход
с «ручного« учета на компьютерный, переход с одной компьютерной системы учета на другую, реорганизация
предприятия и т.п.) документируются.
При первоначальном аудите у клиента должны быть затребованы документы,
регламентирующие его учетную политику
и систему
бухгалтерского учета. Необходимая информация может быть получена
также путем устного опроса и письменных
пояснений. При повторяющемся аудите клиент должен либо предоставить информацию
об изменениях в учетной политике и системе бухгалтерского
учета по сравнению с периодом, проверенным
в ходе предыдущей аудиторской
Документирование изучения и оц
Информирование о недочетах
В результате тщательного изучения систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также тестов средств контроля аудитор может понять, какие недостатки имеются
в этих системах. В разумные сроки он должен уведомить
руководство соответствующего уровня
о выявленных им существенных недостатках
структуры или функционирования систем бухгалтерского
учета и внутреннего
контроля. О таких недостатках руководство обычно
информируется в письменном виде.
3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ ПРЕДПРИЯТИЙ
Цель управленческого
аудита предприятий состоит в определении и сопоставлении
показателей фактически достигнутой и
нормативной результативности (уровня
экономического
развития) производственных объектов.
Оценка проводится с учетом не только
производственных, но и социальных результатов
деятельности. При этом оценивается общий
результат трудовой деятельности аппарата
управления как единой команды, нацеленной
на достижение поставленных целей и вклад
каждого члена управленческой команды предприятия, начиная с менеджеров нижнего звена и
заканчивая руководителями этой команды.
В процессе проведения управленческого аудита предприятий помимо задачи
определения достижений и недостатков
в работе каждого из участников и всей
службы менеджмента в целом будут решаться
две важные задачи: аудит существующей системы управления деятельностью
предприятия и аудит его кадрового
потенциала.
Управленческий аудит по своей сути является экономической
диагностикой существующей на обследуемом предприятии систем
Процедура такого аудита состоит в сравнении фактических показателей
за отчетный период времени с плановыми,
нормативными, расчетными. Управленческий аудит предприятия осуществляют
как внутренние, так и внешние управленческие аудиторы. На крупных предприятиях, в корпорациях в связи с большим объемом
конфиденциальной информации эту работу
предпочитают поручать специально подготовленным
внутренним аудиторам.
В процессе управленческого аудита могут быть рассмотрены перспективы
и возможные темпы экономического развития
и роста данного предприятия (т.е. стратегия и тактика работы). Зачастую
одновременно могут быть подготовлены
материалы для плановой аттестации управленческих кадров.
В числе основных пользователей результатов управленческого
аудита предприятия выступают:
- акционеры, учредители предприятия;
- члены наблюдательного совета и рядовые
акционеры публичных компаний;
- руководство, в том числе руководители
среднего и низшего звена;
- отделы управления кадрами предприятия;
- рейтинговые центры;
- центры подбора кадров, кадровые агентства.
Управленческий аудит предприятий в отличие, например,от общего аудита акционерных компаний, банков, страховых
обществ и инвестиционных фондов не является
обязательным, и, следовательно, проводится
только по инициативе заинтересованных
акционеров, руководителей и т.п. Только
заинтересованные юридические или физические
лица могут инициировать и оплачивать
выполнение этой работы.
Исходя из этого, результаты такого аудита могут быть
открытыми полностью или частично, а могут
быть использованы сугубо для целей внутреннего
управления, контроля и расстановки персонала,
как представляющие коммерческую тайну
обследованного предприятия.
Периодичность проведения устанавливается
по усмотрению заинтересованных лиц, как
правило, не чаще, чем раз в год.
Информационной базой управленческого аудита предприятий могут выступать
нормы производственного, и социального
потенциалов предприятия; должностные инструкции и требования
к конкретным работникам в соответствии
со штатным расписанием. Весь круг стратегических
и тактических задач должен быть распределен
между ее ведущими участниками, на которых
возлагается ответственность за выполнение
поставленных перед ними задач. В процессе управленческого
аудита обязательно контролируются результаты,
эффективность, своевременность и качество
работы каждого менеджера.
По результатам проведения управленческого аудита получает возможность максимально объективно
осуществлять аттестацию своих работников
по конечным итогам работы каждого, аудируемого предприятия в целом и по
зонам ответственности каждого участника.
Аудит кадрового потенциала предполагает
оценку возможностей персонала обеспечить
эффективное функционирование предприятия,
4. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
Внутренний аудит —
это организованная на экономическом
субъекте в интересах его собственников
и регламентированная его внутренними документами
система контроля над соблюдением установленного
порядка ведения бухгалтерского учета
и надежностью функционирования внутреннего
Отличительная особенность данного определения
заключается в том, что к институтам внутреннего
аудита, помимо внутренних аудиторов или
их групп, отнесены также ревизоры и ревизионные
комиссии.
Место внутреннего аудита в системе управления
описано в ПСАД «Изучение и оценка систем
бухгалтерского учета и внутреннего контроля
в ходе аудита» и «Изучение и использование
работы внутреннего аудитора», MCA 610 «Рассмотрение
работы внутреннего аудита» и 400 «Оценка
рисков и система внутреннего контроля»
также посвящены исследованию возможностей внутреннего
аудита.
Внутренний аудит — это один из способов
контроля за эффективностью деятельности
отдельных подразделений экономического
субъекта, при этом для руководства и (или)
собственников экономического субъекта
он имеет информационное и консультационное
значение и призван содействовать оптимизации
функционирования экономического субъекта
и достижению поставленных целей.
Для определения места внутреннего аудита в
системе контроля необходимо определиться
с его структурой. В системе внутреннего
аудита можно выделить наиболее существенные
элементы.
1. Субъекты контроля, т.е. специалисты,
осуществляющие внутренний аудит. Чем выше
их профессиональная квалификация и объективность,
тем качественнее результаты контроля.
К требованиям, предъявляемым к знаниям
и умениям работников внутреннего аудита, относятся
знание особенностей функционирования
предприятия и структуры управления, владение
техникой и методикой проведения проверок,
знание норм законодательства, умение
правильно определить круг вопросов, подлежащих внутренней и
внешней проверке, способность обобщать
результаты отдельных проверок для выработки
комплекса рекомендаций.
2. Объект внутреннего аудита — это звено
системы управления организацией, обеспечивающее
контроль. Объекты выбираются в соответствии
с целями деятельности организации.
3. Метод внутреннего аудита организации.
Таковым является способ достижения цели,
который характеризуется использованием
общенаучных методических приемов исследования
объектов контроля (анализ, синтез, индукция,
дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование,
редукция, эксперимент и др.), собственных
эмпирических методических приемов (инвентаризация,
контрольные замеры работ, контрольные
запуски оборудования, формальная и арифметическая
проверки, встречная проверка, способ
обратного счета, метод сопоставления
однородных фактов, служебное расследование,
экспертизы различных видов, логическая
проверка, сканирование, письменный и
устный опросы и др.), а также специфических
приемов смежных экономических наук (приемы
экономического анализа, экономикоматематические
методы, методы теории вероятностей и
математической статистики).
При исследовании места внутреннего аудита в
системе контроля предприятия необходимо
остановиться на его целях и задачах, а
также функциях и принципах.
Для достижения целей внутреннего аудита должны
быть решены следующие задачи:
- оценка экономической эффективности
деятельности организации как в целом,
так и каждой из ее управленческих структур
и центров ответственности;
- прогнозирование экономического развития
организации на перспективу с учетом влияния
всех возможных внешних и внутренних факторов;
- минимизация расходов и потерь во взаимоотношениях
с бюджетом, другими государственными
структурами и партнерами.
Перечисленные задачи включают в себя
как аналитические, так и контрольные функции.
К задачам внутренней аудиторской службы
в наиболее общем виде можно отнести следующие:
1) периодический контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью;
2) финансово-экономический анализ деятельности
организации;
3) консультационные услуги.
В зависимости от специфики организации,
особенностей ее организационной структуры
и целей, поставленных администрацией,
задачи конкретной аудиторской службы
могут быть различными.
В практической деятельности внутренние
аудиторы должны руководствоваться требованиями
норм законодательства РФ, а также учредительными
документами, приказами по предприятию
и должностными инструкциями.
Создание эффективной системы внутреннего
аудита — достаточно сложная задача. Это
объясняется следующими причинами:
- большим количеством составляющих финансово-хозяйственного
цикла, которые нуждаются в контроле (закупка,
реализация, производство и др.);
- высокими профессиональными и моральными
требованиями к аудиторам (их квалификация
должна, по крайней мере, соответствовать
квалификации лиц, деятельность которых
проверяется).
Мотивацией организации внутреннего аудита на
крупных и средних предприятиях служат:
- усложнение системы законодательства;
- стремление управлять финансовыми ситуациями;
- усиление эффективности управления деятельностью
самого предприятия и его структурных
подразделений;
- контроль за рациональным использованием
ресурсов;
- выполнение обязательств;
- оптимизация системы учета.
Внутренний аудит указывает пути совершенствования
системы управления.
Осуществление функций внутреннего аудита может
быть возложено на специальные службы
или отдельных аудиторов, состоящих в штате
экономического субъекта, ревизионные
комиссии (ревизоров), а также на сторонние
организации и (или) внешних аудиторов,
Служба внутреннего аудита может быть создана
как самостоятельное подразделение аппарата
управления, при этом она подчиняется
только руководителю организации. Согласно
международному опыту организации внутреннего
аудита возможно вынесение его структур
за рамки предприятия с подчинением совету
директоров или учредителям. Однако в
этом случае неизбежно удлиняется процедура
получения и эффективного использования
оперативной информации, т.е. создается
параллельная информационная структура
с возможным дублированием первичных
документов и процедур, что экономически
невыгодно и может привести к снижению
качества информации. При любых вариантах
организации такой службы для экономии
средств, повышения эффективности ее работы
и обеспечения конфиденциальности информации,
составляющей коммерческую тайну, деятельность
службы внутреннего аудита должна быть
строго регламентирована.
Чтобы обеспечить объективность оценок
принимаемых в управленческой структуре
важных решений, необходимо создать условия
должной независимости аудиторской
Кроме того, подразделение внутреннего
аудита должно быть обособлено от бухгалтерии
и других служб (в особенности тех, чья
деятельность будет проверяться) и подчиняться
только руководящему органу организации.
Это одно из кардинальных отличий системы внутреннего
аудита от системы контрольно-ревизионных служб,
находящихся в структуре бухгалтерии
и подчиненных главному бухгалтеру.
Внутренний аудит тесно связан со всей
системой учета, а его функции в значительной
степени совпадают с контрольными функциями
бухгалтерского учета организации и функциями
внешнего аудита по осуществлению контрольной деятельности.
Внутренний аудит — это фактически внутрихозяйственный
контроль, но по содержанию и методам проведения
имеющий много общего с внешним аудитом.
5.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Аудит расчётов по оплате труда
Задание 1. В ходе проведения аудиторской проверки было установлено, что решением Арбитражного суда в Организации с 1 сентября отчётного года был восстановлен в должности менеджера штатный сотрудник. В соответствии с решением суда Организация выплатила сотруднику: заработную плату за время вынужденного прогула в размере 16 000 рублей; возмещение морального ущерба в размере 5 000 рублей и компенсацию судебных издержек в сумме 5 000 рублей. Все выплаты были включены в годовой совокупный доход сотрудника с последующим удержанием налога на доходы физических лиц. На указанные суммы были начислены взносы во внебюджетные фонды.
Источниками финансирования выплат явились:
себестоимость – на сумму заработной платы;
прибыль – на сумму возмещения морального ущерба;
нераспределённая прибыль – на сумму возмещения судебных издержек.
В данной задаче были допущены следующие ошибки:
При
определении совокупного
- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (в том числе по уходу за больным ребенком). При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся также пособия по безработице и пособия по беременности и родам;
- все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, а также дополнительные пенсии, выплачиваемые на условиях добровольного страхования, включая пенсии, выплачиваемые из негосударственных пенсионных фондов;
- суммы, получаемые работниками в возмещение ущерба, причиненного им увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, выплата которых производится в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 № 4214-1 "Об утверждении правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей" (в редакции Федерального закона от 24.11.95 № 180-ФЗ), а также суммы, выплачиваемые работодателем физическим лицам в связи с потерей кормильца вследствие трудового увечья;