Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:20, реферат
1. Цели, задачи, информационная база аудита. Классификация расчетов и расчетных операций
2. Изучение и оценка надежности систем учета и внутреннего контроля
3. Сбор аудиторских доказательств
для подтверждения достоверности учета расчетных операций
4. Аудит расчетов с бюджетом
4. Аудит расчетов с бюджетом
При аудите расчетов с бюджетом по налогам необходимо ycтановить правильность перечня налогов, по которым аудируемое лицо является налогоплательщиком и (или) налоговым агентом, правильность расчета налоговой базы, применения ставок, льгот. Проверке подлежат первичные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, налоговые декларации, приказ по учетной политике для целей налогообложения.
Перечислим основные нормативные документы, используемые при аудите расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, которым аудиторы уделяют повышенное внимание ввиду того, что эти суммы составляют наибольший удельный вес в структуре налоговых перечислений аудируемого лица, в то время как налоговое законодательство в отношении этих налогов наиболее усложнено:
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н;
Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол от 22.04.2004 г. № 25).
Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при рроведении расчетов по налогу на добавленную стоимость. При проведении аудиторской проверки расчетов по налогу на добавленную стоимость необходимо руководствоваться также следующими нормативными документами:
Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом МНС РФ от 21.01.2002 г. № БГ-3-03/25 (с изм. и доп.).
Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проведении расчетов по налогу на добавленную стоимость состоят из трех разделов: Общих положений, содержащих тесты системы внутреннего контроля, Методических рекомендаций по сбору аудиторских доказательств при проверке полноты налоговой базы по налогу на добавленную стоимость и Методических рекомендаций по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
При проведении аудиторской проверки организации следует прежде всего установить, является ли она плательщиком налога на добавленную стоимость (если не является, то установить основание), выяснить, имеются ли операции, не облагаемые данным налогом. Особенно важно установить, осуществляет ли организация виды деятельности, по которым установлены разные ставки налога на добавленную стоимость, поскольку необходимо будет проверить правильность ведения раздельного учета.
При проверке расчетов с бюджетом по налогу на прибыль следует использовать Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, которые имеют следующую структуру.
1.Общие положения.
2.Рекомендации по организации и методике проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом на различных этапах аудита.
2.1.Планирование аудиторской проверки по разделу «Налог на прибыль и обязательства перед бюджетом».
2.1.1.Оценка рисков.
2.1.2.Определение допустимой ошибки (уровня существенности).
2.1.3.Анализ учетной политики.
2.1.4.Составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.
2.2.Проведение аудита по существу (сбор аудиторских доказательств).
2.2.1.Проверка соблюдения налоговой политики.
2.2.2.Проверка правильности
определения постоянных и
2.2.3. Проверка правильности определения текущего налога на прибыль и чистой прибыли.
2.3. Завершение аудита.
2.3.1.Обобщение и оценка результатов проверки.
2.3.2.Документальное
В соответствии с названными Методическими рекомендациями, основными задачами аудита в области налога на прибыль и обязательств перед бюджетом является получение доказательств по вопросам:
Согласно данным Методическим рекомендациям при формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по утверждениям, сделанным руководством аудируемого лица, по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка (измерение), классификация, представление и раскрытие.
Существование — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду.
Полнота — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме.
Оценка (измерение) — расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельность организации.
Классификация — налоговое обязательство организации правильно распределено на текущее и отложенное.
Представление и раскрытие — обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно
Классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации.
Известны критерии, используемые аудитором в оценке доказательств при проведении проверки налога на прибыль и обязательств перед бюджетом:
В процессе аудита необходимо проверить расчеты по всем налогам; при проверке налога на рекламу должен быть проверен и собственно состав расходов, отнесенных к рекламным.
Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 5 основные процедуры сбора аудиторских доказательств— инспектирование и пересчет.
Если аудиторы выявили случаи нарушения налогового законодательства, то необходимо безотлагательно поставить об этом в известность руководство аудируемого лица и рекомендовать произвести перерасчеты и доплаты. Отказ руководства аудируемого лица от проведения пересчетов или разногласия в позициях могут привести аудитора к формированию модифицированного аудиторского заключения.