Аудит учета основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 10:48, реферат

Описание работы

Точность показателей объема, состояния и движения основных средств, а в известной мере и точность их качественной характеристики во многом зависит от того, на сколько правильно и достоверно проведена их оценка, имея в виду то, что неправильная оценка основных средств может не только исказить общую картину, но и вызвать:
- неточное исчисление амортизации, а отсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг), следовательно, доходности, рентабельности и прибыли;
- искажение сумм причитающегося налога как с имущества, так и с прибыли;
- неправильное отражение в бухгалтерском балансе соотношения основных и оборотных средств;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ……..5
1.1. Основные средства как объект учета……………………………...5
1.2. Классификация основных средств…………………………………6
1.3. Оценка основных средств…………………………………………..8
2 АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ……………………………………….10
2.1. Нормативно-правовые обеспечения аудита основных средств..10
2.2 Методы сбора информации, используемой при аудиторской проверки………………………………………………………………………….11
2.3. Оценка системы внутреннего контроля…………………………14
2.4. План и программа аудиторской проверки………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………22

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

11. Закон о товарных  знаках, знаках обслуживания и  наименованиях мест происхождения  товаров РФ от 23.09.1992 №3520-I

12. Закон об охране  программ электронных вычислительных  машин и баз данных РФ №3523-I от 23.09.1992

13. Закон об охране  топологий интегральных микросхем  РФ, 1992 г.

14. Закон об авторском  праве и смежных правах РФ  №5351-I от 09.07.2003

15. Гражданский кодекс  РФ.

16. Земельное законодательство.

17. Классификация основных  средств, включаемых в амортизационные группы (утв.Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1)

18. Глава 25 Налогового  Кодекса РФ «Налог на прибыль  организаций»

19. Глава 21 Налогового  Кодекса РФ «Налог на добавленную  стоимость»

20. Глава 30 Налогового  Кодекса РФ «Налог на имущество организаций»

21. Постановление Госкомстата  РФ от 11.02.1999 №13 «Об утверждении  инструкций по заполнению форм  федерального государственного  статистического наблюдения за  наличием и движением основных  фондов». 

 

       2.2. Методы сбора информации, используемой при аудиторской проверке

 

Результатом работы аудитора является составление аудиторского заключения. Для того чтобы иметь  основания для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами. Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы:

1. Методы фактического контроля

а) инвентаризация;

б) контрольный обмер.

2. Методы документального контроля

а) формальная проверка;

б) арифметическая проверка;

в) проверка документов по существу.

3. Прочие методы

а) наблюдение;

б) опрос;

в) экономический анализ.

Рассмотрим, насколько эффективен каждый из этих методов сбора аудиторских  доказательств при проверке основных средств.

Инвентаризация проводится в целях обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию аудитор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведение, что позволит более качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский риск. Аудитор может сам участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии наиболее дорогостоящих предметов. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи “доходы от аренды”, то речь идет о “скрытой аренде” и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Инвентаризация основных средств производится на основании “Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” утв. Приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49.

Метод контрольного обмера эффективен при проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный обмер объемов выполненных работ по ремонту непосредственно на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ и установить сумму необоснованно списанных материалов, а также сумму незаконно выплаченной заработной платы, если при попустительстве отдельных работников организации имело место завышение объемов выполненных работ.

При проведении формальной проверки документов аудитор визуально  просматривает первичные документы по учету основных средств, инвентарные карточки, журналы-ордера, расчетные таблицы, форму №5, Главную книгу и др. Необходимо проверить соответствие документов типовым межведомственным формам, правильность заполнения всех реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, карточек подписей должностных лиц.

Метод арифметической проверки предусматривает проверку правильности подсчетов, а также правильности составления алгоритмов расчетов при автоматизации бухгалтерского учета, проверку расчетов сумм амортизации, переоценки основных средств, правильности применения норм амортизации и коэффициентов пересчета. Также сверяются данные аналитических и синтетических счетов, журналов-ордеров, главной книги, баланса, приложения к балансу по ф. №5.

При проверке документов по существу рассматривается законность и целесообразность хозяйственной операции, правильность отнесения на счета и включения в статьи затрат. При реализации основных средств на сторону аудитору необходимо убедиться, что на это есть письменное разрешение руководителя. Если при проверке первичный документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и сделать встречную проверку.

Наблюдение - получение  общего представления о возможностях клиента на основании визуального  наблюдения. Аудитор наблюдает за тем, как оформляется та или иная операция по учету движения основных средств, заполняются первичные документы и регистры синтетического учета. Однако операции по учету основных средств не так многообразны и часты, особенно на малых предприятиях, поэтому наблюдение как метод аудиторской проверки малоэффективен. Более полную информацию можно получить в результате документальной проверки, опроса сотрудников и экономического анализа.

Методом экономического анализа аудитор пользуется, как  правило, при проверке бухгалтерской отчетности, где отражено состояние основных средств (ф.№1, ф.№5). Аудитор может сделать анализ использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности организации, а так же эффективность капиталовложений.

Опрос -  получение устной или письменной информации от клиента. Опрос или беседа должны быть проведены со всеми сотрудниками, принимающими участие в учете основных средств и заполнении отчетности. Для того чтобы беседа дала аудитору результаты, она, как и все прочие аудиторские процедуры, должна быть тщательно спланирована. Для этого аудитор составляет заранее вопросник, который включает в себя перечень вопросов, которые аудитор планирует задать сотрудникам организации с вариантами ответов. Вопросник распечатывается в нужном количестве экземпляров, соответствующем составу опрашиваемых специалистов. На каждом экземпляре вопросника проставляется должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа. По результатам опроса аудитор делает пометки напротив выбранных сотрудниками вариантов ответа и делает вывод о состоянии дисциплины в организации учета основных средств и определяет степень аудиторского риска и глубину последующих процедур по проверке правильности учета основных средств.

 

2.3. Оценка системы внутреннего контроля

 

В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в  системе бухгалтерского учета, которая  применяется на проверяемом им экономическом  субъекте, и при этом изучить и  оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.

Аудитор в ходе аудиторской  проверки обязан получить достаточную  убежденность в том, что система   бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. От оценки аудитором состояния учета и внутреннего контроля на экономическом субъекте будут зависеть все его последующие действия: проводить аудиторские процедуры выборочно или проводить сплошную проверку. Разумеется, сплошная проверка очень трудоемка, но согласно нормам профессиональной этики, аудитор должен либо полностью убедиться в достоверности (или недостоверности) бухгалтерской отчетности клиента, либо отказаться от выражения мнения о ней.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: высокая; средняя; низкая.

Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского отчета, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться.

Система внутреннего  контроля экономического субъекта должна включать в себя:

надлежащую систему  бухгалтерского учета;

контрольную среду;

отдельные средства контроля.

Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в  себя изучение, анализ и оценку учетной  политики и основных принципов ведения  бухгалтерского учета, порядка отражения  хозяйственных операций в регистрах  бухгалтерского учета, роли и места  вычислительной техники в ведении учета и других сторон деятельности проверяемого экономического субъекта.

Контрольная среда, под  которой понимаются осведомленность  и практические действия руководства  экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, включает в себя:

стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;

организационную структуру  экономического субъекта;

распределение ответственности  и полномочия;

осуществляемую кадровую политику;

порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

порядок осуществления  внутреннего управленческого учета  и подготовки отчетности для внутренних целей;

соответствие хозяйственной  деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.

Учет основных средств  осуществляет бухгалтер группы основных средств при непосредственном контроле главного бухгалтера. Операции по ремонту  и аренде учитывает только главный  бухгалтер. Переоценка и амортизация  основных средств, ведомости учета и движения основных средств ведутся автоматизированным способом, поэтому исключается возможность арифметической ошибки. Ремонт основных средств осуществляется на основании утвержденных норм при участии специалистов планового отдела, что исключает необоснованное завышение затрат на ремонт. Все виды выбытия основных средств, в т.ч. и передача в аренду, осуществляется на основании письменного разрешения руководителя при непосредственном участии оценочной комиссии. При приемке объектов основных средств также участвует утвержденная руководителем комиссия. Все решения комиссии строго задокументированы. На предприятии существует пропускной режим, любой вывоз имущества с территории организации осуществляется на основании заявки на вывоз. Заявка на вывоз является бланком строгой отчетности и выписывается только на основании специальных документов в бухгалтерии фирмы. Заявку подписывают руководитель и главный бухгалтер. Таким образом, осуществляется контроль за вывозом имущества, в т.ч. объектов основных средств.

В организации ежегодно по состоянию на 1 ноября проводится инвентаризация основных средств. По состоянию  на 1 ноября 2002 года отклонений фактического наличия основных средств от учетных  данных выявлено не было.

Результаты опроса показали хорошую подготовленность и компетентность сотрудников в области учета основных средств.

В дальнейшем при проведении аудиторской проверки основных средств  можно использовать выборочные методы контроля. В целях экономии времени  можно полностью отказаться от проведения инвентаризации основных средств, проверки правильности начисления амортизации, поскольку на предприятии используется лишь линейный метод начисления амортизации автоматизированным способом.

 

2.4. План и программа аудиторской проверки.

 

Специфика экономического субъекта, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требует определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт “Планирование аудита”.

План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских  работ по объектам и группам хозяйственных  операций, сроки исполнения работ  и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана:

предварительно определить объем и характер необходимых  тестов;

оценить затраты времени  и труда по их проведению;

достичь взаимопонимания  с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;

иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его  проведения у данного клиента.

В плане аудита основных средств можно выделить следующие  виды работ:

Аудит наличия и аналитического учета основных средств.

Аудит поступления основных средств.

Аудит выбытия основных средств.

Аудит начисления амортизации.

Аудит переоценки основных средств.

Аудит аренды основных средств.

Аудит ремонта основных средств.

Детализацией общего плана аудита является аудиторская  программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов..

В области учета основных средств могут быть следующие  нарушения, которые аудитор при  составлении аудиторской программы  должен принять к сведению:

1. При ведении аналитического  учета

1.1. Документальное оформление  операций по движению основных средств документами произвольной формы.

1.2. Ведение инвентарных  карточек не по всем видам  или объектам основных средств.

2. Нарушение дисциплины  по осуществлению контроля за  сохранностью основных средств

2.1. Отсутствие заключения  договоров о полной индивидуальной материальной ответственности.

2.2. Отсутствие некоторых  предметов, взятых в домашнее  пользование сотрудниками организации  и неоформленные документально.

2.3. Проведение инвентаризации  реже 1 раза в 3 года.

3. Нарушение правильности начисления износа.

3.1. Начисление износа  реже 1 раза в месяц.

3.2. С целью умышленного  занижения конечного результата  продолжается начисление износа  по объектам с истекшими сроками  полезного использования.

Информация о работе Аудит учета основных средств