Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую представляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ АУДИТА В РОССИИ
5
1.1. Становление аудита
5
1.2. Понятие и цели аудита
7
1.3. Принципы аудита
10
ГЛАВА 2. СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
12
2.1. Источники правового регулирования аудиторской деятельности
12
2.2. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие аудиторскую деятельность в РФ. Развитие и становление аудиторской деятельности в России
15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Достоверность
отчетности – это степень точности
данных финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Это дает возможность пользователю
этой отчетности на основании ее данных
делать правильные выводы о результатах
хозяйственной деятельности, финансовом
и имущественном положении аудируемых
лиц и принимать базирующиеся на этих
выводах обоснованные решения, которые,
в конечном счете, будут всего лишь выражением
мнения аудиторских организаций и аудиторов
о достоверности финансовой (бухгалтерской)
отчетности аудируемых лиц.
Независимость – один из основополагающих принципов аудита. Данный принцип деятельности аудитора закреплен в статье 12 Закона. Аудиторы, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в ходе осуществления своей деятельности обязаны соблюдать профессиональные, этические принципы аудита и использовать их в качестве основы для принятия любых решений профессионального характера.
Независимость – принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношения по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц. Требования к аудитору в части обеспечения независимости и критерии того, что аудитор не является зависимым, регламентируются нормативными документами по аудиторской деятельности, а также этическими кодексами аудиторов.
Конфиденциальность
информации – принцип аудита, заключающийся
в том, что аудиторы и аудиторские
организации обязаны
Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, даже если разглашение или распространение информации о проверяемом экономическом субъекте не наносит ему материального или иного ущерба. Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач. Статья 8 Закона базируется на принципе конфиденциальности. Данная статья раскрывает содержание понятия аудиторской тайны, предусматривает ответственность за ее разглашение.
Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, знаниями в области бухгалтерского учета и налогообложения, в том числе правовыми. Данный принцип предусмотрен статьями 15, 17 и 20 Закона, устанавливающих в качестве обязательных требований для аудиторской деятельности аттестацию аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности и аккредитацию аудиторских объединений.
В частности, в качестве критериев допуска к аттестации на право аудиторской деятельности установлены:
Закон
устанавливает также основания
недопущения к аттестации на право
аудиторской деятельности. Это осуждение
лица по приговору суда с применением
наказания в виде лишения права
занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью
в сфере финансово-хозяйственных отношений,
в течение отбывания наказания и в последующий
период до погашения (снятия) судимости
в установленном законом порядке.
ГЛАВА 2 . СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
2.1. Источники правового
регулирования аудиторской деятельности
В настоящее время правовые основы аудиторской деятельности определяются Федеральным законом от 7 августа 2001 года за № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.
В
настоящее время отдельные
Со значительными ограничениями и в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации, в данной области может применяться Закон СССР от 26 мая 1988 года за N 8998-XI «О кооперации в СССР» (ред. от 19.06.92 г.).8
Организационно-правовая форма аудиторских организаций определяется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, содержащиеся в вышеперечисленных Законах, должны соответствовать положениям Закона об аудиторской деятельности. Данный закон является специальным законом, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В случае столкновения норм различных законов будут применяться нормы Закона об аудиторской деятельности.9
Особенности
правового положения
На основании и во исполнение Закона об аудиторской деятельности и иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.
В настоящее время действует ряд таких Постановлений:
Рядом документов Минфина РФ и Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ):
В
документах ряда министерств и ведомств
(Минфина РФ, Госкомэкологии РФ, Минимущества
РФ) утвержден порядок аккредитации
аудиторских организаций, уполномоченных
для проведения специальных видов
аудита, а также аудита государственных
унитарных предприятий.
Приказом Минфина РФ от 27.10.1999 года за №
69н установлен порядок ежегодной отчетности
аудиторов и аудиторских организаций
перед Минфином РФ.11
2.2. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие аудиторскую деятельность в РФ.
Развитие
и становление аудиторской
За последние два десятилетия в нашей стране многое изменилось, в том числе российский рынок аудита, который быстро развивался. Профессиональное аудиторское сообщество вплотную подошло к саморегулированию, и это серьезный этап развития профессиональных отношений.
Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов. Первый этап (1987 - 1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным созданием аудиторских организаций (в 1987 г. появилась первая аудиторская организация "Интераудит"), с другой - стихийностью зарождения аудиторской деятельности (бессистемная подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990 - 1993 гг.)
Второй этап (с декабря 1993 г. до принятия в августе 2001 г. Федерального закона "Об аудиторской деятельности") - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2263, Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" и ряда других документов.
Проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, образовались аудиторские общественные объединения и аудиторские организации, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
Принятие
Федерального закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об
аудиторской деятельности" ознаменовало
переход к третьему этапу аудиторской
деятельности в России, который подтвердил
окончательное становление
За прошедший период произошли изменения в экономике России, отдельные положения Закона N 119-ФЗ были уточнены, но жизнь потребовала внесения кардинальных изменений, что и привело к принятию нового Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (от 30.12.2008 N 307-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" с 1 января 2010 г. государственное лицензирование аудиторской деятельности отменился, и чтобы заниматься этим бизнесом, нужно получить членство в одной из саморегулируемых аудиторских организаций (СРО), включенных Минфином России в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.12 На СРО будут возложены функции ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы членов СРО.
Преимущества нового Закона заключаются в том, что СРО будут осуществлять контроль качества аудиторских услуг, соблюдение Кодекса этики, что позволит "почистить" рынок. Система саморегулирования привязывает аудиторов к выполнению общих правил и обязывает выполнять Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организацией. Демпинговать и проводить некачественный аудит будет сложно, так как за "вход" в профессию необходимо платить, в связи с чем аудиторские организации будут вынуждены работать по среднерыночным ценам.
Минфин России подготовил перечень мероприятий и актов, которые необходимо выполнить в связи с выходом нового Закона об аудиторской деятельности. Так, в соответствии с перечнем основных мероприятий, подлежащих осуществлению согласно этому Закону и одобренных Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, рассмотрели заявлении профессиональных объединений о внесении сведений о них в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов уполномоченным органом в III квартале 2009 года.
К моменту подачи заявления о включении в Государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов аудиторские объединения обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с установленными Законом об аудиторской деятельности требованиями к саморегулируемым организациям аудиторов.
Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: ГК РФ, НК РФ, Федерального закона "О бухгалтерском учете", Федерального закона "О саморегулируемых организациях" и др.
Закон весьма лаконичен, он включает 26 статей, в которых отражены основные понятия: аудиторская деятельность, сопутствующие аудиту услуги, прочие аудиторские услуги, аудитор, аудиторская организация, саморегулируемая аудиторская организация и др.
В Законе установлены:
-
права и обязанности
-
критерии проведения
- понятие аудиторской тайны;
-
сущность стандартов
-
понятие Кодекса
Кроме того, в Законе разъяснено, что следует понимать под независимостью аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, как осуществляется контроль за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, что такое квалификационный аттестат аудитора, каковы основания и порядок его аннулирования.
Семь
статьей Закона посвящены вопросам
управления аудиторской деятельностью,
включая сущность государственного
регулирования аудиторской
Некоторые принципиальные отличия нового Закона от Закона N 119-ФЗ:
1.
Проведение обязательного
2.
Численность аудиторской
3.
Общественные организации
4.
Обязательность членства
5.
Состав услуг, оказываемых
В настоящее время действуют:
ПСАД N 30 "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации";
ПСАД N 31 "Компиляция финансовой информации";
ПСАД N 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности".
Примерный перечень прочих аудиторских услуг включает (ч. 7 ст. 1):
1)
постановку, восстановление и ведение
бухгалтерского учета,
2)
налоговое консультирование, постановку,
восстановление и ведение
3)
анализ финансово-
4)
управленческое
5)
юридическую помощь в областях,
связанных с аудиторской
6)
автоматизацию бухгалтерского
7) оценочную деятельность;
8)
разработку и анализ
9)
проведение научно-
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Приведенный
в п. п. 1 - 10 ч. 7 ст. 1 Закона N 307-ФЗ перечень
услуг, которые аудиторские
Нормативная
поддержка нового Закона обеспечивается
в основном действующими федеральными
правилами (стандартами) аудиторской
деятельности, приказами Минфина
России и другими документами (табл.
1).
Таблица 1
Нормативная поддержка Закона N 307-ФЗ [3]
Номер,
наименование статьи
Закона N 307-ФЗ |
Нормативные и
законодательные акты
в поддержку данной статьи |
1. Аудиторская деятельность | Статья 264 НК РФ
ПСАД N 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами" ПСАД N 30 "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации" ПСАД N 31 "Компиляция финансовой информации" ПСАД N 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности" Международный стандарт финансовой отчетности МСФО 1 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" |
2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность | Конституция Российской
Федерации
ГК РФ НК РФ Федеральные законы "О саморегулируемых организациях", "Об акционерных обществах", "О бухгалтерском учете" и др. Указы Президента Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации Нормативные акты
федеральных органов Нормативные акты субъектов Российской Федерации ПСАД |
3. Аудиторская организация | Статьи 1, 5, 8, 10,
13, 18, 19, 20 Закона
N 307-ФЗ |
4. Аудитор | Временное положение
о системе аттестации, обучения и повышения
квалификации аудиторов в Российской
Федерации
Кодекс этики аудиторов России (одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, Протокол от 31.05.2007 N 56) Статьи 8, 10, 11, 12, 13, 20 Закона N 307-ФЗ |
5. Обязательный аудит | Федеральные законы
"О бухгалтерском учете", "О
банках и банковской деятельности",
"Об организации страхового дела
в Российской Федерации", "О
негосударственных пенсионных
фондах", "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", "Об акционерных обществах", "О финансово-промышленных группах" Статьи 1, 6 Закона N 307-ФЗ ПСАД N 2 "Документирование аудита" ПСАД N 3 "Планирование аудита" ПСАД N 5 "Аудиторские доказательства" ПСАД N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" ПСАД N 10 "События после отчетной даты" ПСАД N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника" |
6. Аудиторское заключение | ПСАД N 6
ПСАД N 10 ПСАД N 22 Российское правило
(стандарт) аудиторской деятельности
"Заключение аудиторской организации
по специальным аудиторским |
7. Стандарты
аудиторской деятельности и |
Постановление
Правительства Российской Федерации от
06.02.2002 "О вопросах государственного
регулирования аудиторской деятельности
в Российской Федерации"
ПСАД Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности Международные стандарты аудита Кодекс этики аудиторов России Кодекс этики профессиональных бухгалтеров |
8. Независимость
аудиторской организации, |
Статьи 13, 17, 18, 20 Закона N 307-ФЗ |
9. Аудиторская тайна | ПСАД N 22
Кодекс этики аудиторов России |
10. Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов | ПСАД N 7
ПСАД N 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях" Статьи 17, 19, 20, 23 Закона N 307-ФЗ Постановление Федеральной службы государственной статистики от 14.11.2006 N 66, утвердившее годовую форму федерального государственного статистического наблюдения N 2-аудит "Отчет об аудиторской деятельности" Постановление Федеральной службы государственной статистики от 22.06.2004 N 49, утвердившее форму N 1-аудит "Сведения об аудиторской деятельности" |
11. Квалификационный аттестат аудитора | Статьи 4, 12 Закона
N 307-ФЗ
Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 12.09.2002 N 93н) Российское правило (стандарт) аудиторской деятельности "Образование аудитора" |
12. Основания
и порядок аннулирования |
Статья 11 "Квалификационный аттестат аудитора" Закона N 307-ФЗ |
13. Права
и обязанности аудиторской |
Статьи 4, 8, 18, 20, 23 Закона N 307-ФЗ |
14. Права
и обязанности аудируемого |
Статьи 13, 5, 6, 9 Закона N 307-ФЗ |
15. Государственное
регулирование аудиторской |
Статьи 16, 17, 18, 21,
22, 23 Закона N 307-ФЗ
Постановление
Правительства Российской Федерации
от 06.02.2002 N 80 "О вопросах государственного
регулирования аудиторской Приказ Минфина России от 07.03.2002 N 47 "Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации" |
16. Совет по аудиторской деятельности | Статьи 15, 23 Закона
N 307-ФЗ
Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации |
17. Саморегулируемая
организация аудиторов |
Статьи 2, 3, 4, 7, 10,
11, 15, 18, 19, 20,
21, 22, 23 Закона N 307-ФЗ |
18. Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов | Статья 17 Закона N 307-ФЗ |
19. Ведение
реестра аудиторов и |
Статьи 17, 3, 4 Закона N 307-ФЗ |
20. Меры
дисциплинарного воздействия в
отношении аудиторских |
Статьи 3, 4 Закона
N 307-ФЗ
Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях |
21. Ведение
государственного реестра |
Статьи 5, 17 Закона N 307-ФЗ |
22. Государственный
контроль (надзор) за деятельностью
саморегулируемых организаций |
Статьи 17, 15 Закона N 307-ФЗ |
23. Заключительные
положения <*> |
|
24. О
внесении изменений в |
Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" |
25. О
признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации <**> |
|
26. Вступление
в силу настоящего |
<*>
Определены сроки введения
<**>
Приводятся все утратившие
<***>
Приведены сроки вступления
Закон N 307-ФЗ вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением ч. 1 - 9 ст. 11, ст. ст. 12 и 16.
Части 1 - 8 ст. 11 Закона N 307-ФЗ вступают в силу с 1 января 2011 г. Часть 9 ст. 11, ст. ст. 12 и 16 - с 1 января 2010 г.
Знание
Закона необходимо прежде всего аудиторам,
руководителям аудиторских
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С
переходом к рыночным отношениям
в экономике нашей страны возникли
новые проблемы и потребности, обусловившие
появление новых специальностей
и новых теоретических и
Следует отметить, что на Западе наряду с положительным приобретен и отрицательный опыт, который также должен стать предметом внимательного изучения со стороны российских специалистов, дабы не действовать методом проб и ошибок, а сразу же создать рациональную отечественную систему аудита. Не вызывает сомнений, что развитие аудиторской деятельности в России, утверждение нормативно-законодательной базы и стандартов аудита будет происходить непрерывно, вместе с совершенствованием других экономических институтов и экономики страны в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ