Аудиторская проверка денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является :
- Освятить аудит денежных средств на предприятие;
-Указать типичные ошибки при аудите денежных средств;
-Привести пример программы по аудиту денежных средств;
- показать, как происходит завершение аудита денежных средств.

Содержание работы

Введение 3
Нормативно-правовое регулирование денежных средств 5
Аудит кассовых операций 8
Аудит операций по расчетным счетам 15
Программа проведения проверки денежных средств 18
Завершение аудита 21
Заключение 23
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа1.docx

— 52.27 Кб (Скачать файл)

Аудитору необходимо обратить внимание на следующее:

- как зачислялась валютная выручка  от реализации и других валютных  операций при внешнеэкономической  деятельности;

- законно ли открыты валютные  счета;

- соответствуют ли сумм по  выпискам банка суммам, отраженным  в первичных документах;

- правильно ли применялись формы  расчетов при внешнеэкономической  деятельности;

- своевременно ли предоставлялись  платежные поручения на продажу  выручки, если зачисление валютной  выручки прошло по транзитному  счету;

- правильно ли оплачено комиссионное  вознаграждение за открытие валютных  счетов;

- правильно ли отражены в  учете операции по покупке  и продажи валюты;

- правильно ли рассчитаны и отнесены курсовые разницы;

- правильно ли перечислены авансы  за импортную продукцию.

Бухгалтерский учет операций, связанных  с расчетами по аккредитиву, по чекам, иным платежным документам, ведется  на счете 55 «Специальные счета в  банках». К нему могут быть открыты  следующие субсчета: 55-1 «Аккредитивы», 55-2 «Чековые книжки», 55-3 «Депозитные  счета» и др.

Если на предприятии ведутся  подобные расчеты, то аудитору необходимо проверить:

- правильность и законность  применения аккредитивной формы  расчетов;

- правильность документального  оформления операций, оплаченных  чеками из лимитированных и  не лимитированных чековых книжек;

- наличие депозитных сертификатов, приобретенных у банка (если  такие операции были);

- полноту и правильность документального  оформления операций по движению  средств целевого финансирования, поступивших от родителей и  из прочих источников на содержание  социальных учреждений (детского  сада, яслей и т.д.);

- предоставлены ли балансы и  другие необходимые документы  от структурных подразделений,  выделенных на самостоятельный  баланс;

- правильность составления бухгалтерских  проводок;

- соответствие записей в выписках  банка по операциям счета 55 (сверяется с главной книгой  и журналом-ордером № 3).

Типичные ошибки при аудите операций по банковским счетам:

1. Отсутствие выписок банка,  подчистки и исправления в  выписках.

2. Оправдательные документы к  выпискам банка представлены  не полностью.

3. На документах отсутствует  штамп банка о принятии документов  для обработки.

4.  Расходы, производимые в  безналичном порядке, списываются  непосредственно на счета затрат, минуя счета расчетов.

5. Нарушение порядка покупки  и обратной продажи иностранной  валюты на внутреннем валютном  рынке.

6. Нарушение порядка аккредитивной  формы расчетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Программа проведения проверки денежных средств.

Аудиторская проверка кассовых операций может быть организована в такой  последовательности:

  • инвентаризация кассы и обследование условий хранения денежных средств;
  • проверка наличия и качества составления внутренних распорядительных документов (учетная политика, право подписи первичных документов, перечень подотчетных лиц и т.п.);
  • проверка правильности документального оформления операций;
  • проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
  • аудиторская проверка правильности списания денег;
  • проверка соблюдения кассовой дисциплины;
  • проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
  • оформление результатов проверки.

При составлении программы проверки следует оценить эффективность  внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:

- отсутствие в организации постоянно  действующей системы проведения  внезапных ревизий (инвентаризаций) кассы;

- наличие признаков формального  проведения ревизий кассы (например, одни и те же лица в ревизионной  комиссии);

- отсутствие в организации приказа  руководителя, устанавливающего периодичность  проверок кассы;

- отсутствие в штате кассира,  когда эти функции возложены  на другого работника без письменного  распоряжения руководителя организации;

- отсутствие договора о полной  материальной ответственности с  кассиром;

- предоставление права подписи  приходных и расходных кассовых  ордеров другим лицам помимо  руководителя организации и главного  бухгалтера, не отраженное распоряжением  руководителя организации.

Низкая оценка эффективности внутреннего  контроля потребует увеличения объемов  аудита и усиления внимания к данному  участку проверки.

Составляется примерный перечень вопросов для определения качества внутреннего контроля в организации:

  1. Снимаются ли остатки денежных средств в кассе на конец года?
  2. Регистрируются ли приходные документы в журналах?
  3. Присваивает ли кассир номера приходным и расходным документам денежных средств?
  4. Кроме денежных средств в кассе хранятся ли: бланки облигаций, акций, путевок в д\о и санаторий?
  5. Практикуется ли выдача денег из кассы за одной подписью (руководителя, главного бухгалтера)?
  6. Проверить операции по счету 57;
  7. Проверить оприходование сумм (остатков) на счета в банке;
  8. Получить перечень денежных документов и сверить его с данными главной книги.
  9. И многие другие.

Информационная база, используемая аудитором при проверке операций по счетам в банке, включает:

- основные нормативные документы,  регулирующие порядок проведения  операций на расчетном, валютном  и других счетах в банках  и бухгалтерский учет этих  операций, а именно:

1. Сведения о рублевых, валютных  и прочих счетах в банках  и иных кредитных учреждениях,  действующих на территории Российской  Федерации.

2. Отчет о движении денежных  средств (форма № 4).

- приказ об учетной политике  организации;

- регистры синтетического учета  операций на счетах в банке:

1. Главную книгу.

2. Журналы-ордера № 2, 3.

3. Ведомость № 2.

- первичные документы, оформляющие  операции по счетам в банке :

1. Договор на расчетно-кассовое  обслуживание с банком.

2. Выписки по лицевым счетам.

3. Платежные поручения.

4. Мемориальные ордера.

5. Платежные требования-поручения.

6. Приходные кассовые ордера.

7. Расходные кассовые ордера.

По приказу об учетной политике аудитор знакомится:

- с рабочим планом счетов, используемых  для отражения операций по  счетам в банке;

- документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных  с учетом денежных средств  на счетах в банке;

- перечнем лиц, которым предоставлено  право подписи денежных и расчетных  документов по операциям на  счетах в банке.

Перед проведением проверки составляется примерный перечень процедур для  определения качества внутреннего  контроля в организации:

Для проведения проверки расчетных  и валютных счетов:

  1. Получить полный список используемых расчетных и валютных счетов во всех  банках;
  2. Получить список размещенных депозитов с указанием сумм начисляемых процентов, сроков размещения и начисленных процентов на дату составления баланса; 
  3. Выверить остатки по счетам в банках на дату составления баланса и провести анализ выявленных расхождений;
  4. Разослать в банки клиента письма с просьбой о подтверждении размера остатков на счетах, а также о предоставлении информации о наличии и величине выданных банками клиенту кредитов, сумме начисленных процентов, обязательствах по залогам;
  5. Проверить соответствие сумм по выпискам банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах (выборка);
  6. Проверить правильность и полноту зачисления денежных средств, сданных в банк наличными;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Завершение аудита.

По результатам проверки аудитор оформляет отчет, который  содержит данные об объеме проверки, все  выявленные нарушения и рекомендации для их исправления.

Отчет может быть в виде тестов или текста с приложением  рабочих листов в виде таблиц, приведенных  выше.

Отчет должен выражать мнение аудитора о достоверности данных баланса связанных с денежными средствами. В качестве рекомендаций может быть предложена программа организации внутреннего контроля над наличием и движением денежных средств организации.

Отчет о движении денежных средств - это динамический отчет,(ф.№4) который методами балансовых обобщений определенных хозяйственных операций отчетного периода объясняет в существенных аспектах поступление и выбытие реальных финансовых средств. Только в этой форме можно увидеть и определить на сколько фирма платежеспособна и кредитоспособна. В сравнении с балансом и отчетом о прибылях и убытках он ориентирован на раскрытие для внешних пользователей бухгалтерской отчетности дополнительных сведений о финансовом положении организации, которые не могут быть прямо или косвенно получены из каких-либо других составных частей отчетности.

Информация о движении денежных средств должна иметь статус самостоятельной отчетной формы, а  не приложения к бухгалтерскому балансу  по соответствующей статье.

Аудитор проверяет увязку показателей остатков денежных средств  на начало и конец отчетного года по отчету о движении денежных средств с показателями бухгалтерского баланса (ф. №1).

Если организация имела  остатки валюты на валютном счете  или в кассе на начало года, то равенства между показателями бухгалтерского баланса на начало года и отчета о движении денежных средств не будет. Это связано с тем, что остатки  валюты на начало года при составлении  отчета о движении денежных средств  пересчитываются по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года, а в  бухгалтерском балансе остатки  валюты на начало года показываются в  пересчете по курсу на 31 декабря  предыдущего года.

Проверка формирования показателей  проводится с использованием данных регистров синтетического и аналитического учета по счетам учета денежных средств, а также приложенных первичных  документов, отражающих содержание операции. Аудитор также использует процедуру арифметических подсчетов для подтверждения данных отчетных форм.

Цель составления отчета

Пользователи финансовой отчетности предполагают получить ограниченные по объему, но полезные, информационно  насыщенные данные о состоянии и  движении денежного капитала организации, которые в сочетании с показателями других форм отчетности:

- отражают масштабы денежного  оборота организации (откуда поступили  денежные средства; каков характер  их происхождения; на что они  были направлены при их расходовании);

- раскрывают обстоятельства  того, как исполнены обязательства  организации перед собственниками, деловыми партнерами, государством  и персоналом. Погашение обязательств  позволяет оценить текущую ликвидность  и долгосрочную платежеспособность  организации;

Информация о работе Аудиторская проверка денежных средств