Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:03, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать аудиторскую проверку расчетных операций.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
· описать вопросы тестирования расчетных операций при аудиторской проверке и типичные ошибки;
· описать понятие дебиторской и кредиторской задолженности, этапы проведения аудиторской проверки расчетных операций;
· исследовать этапы проведения аудиторской проверки расчетных операций.
Объектом исследования являются особенности аудита в различных сферах экономики, аудит расчетных операций в коммерческом банке.
Введение……………………………………………………………………….…2 - 4
1. Аудиторская проверка расчетных операций: нормативно-правовая база и этапы проверки……………………………………………………………….….5
1.1 Цели, задачи и нормативно-правовая база аудита расчетных операций: понятие дебиторской и кредиторской задолженности………5 - 7
1.2 Этапы проведения аудиторской проверки расчетных операций…8 - 14
2. Теоретические аспекты плана и программы аудиторской проверки расчетных операций в различных сферах экономики………………………15
2.1 Программа и вопросы тестирования расчетных операций при аудиторской проверке, типичные ошибки……………………………...15 -18
2.2 Особенности аудита в различных сферах экономики: аудит расчетных операций в коммерческом банке…………………………………………19 - 24
Заключение……………………………………………………………………25 - 27
Список использованных источников………………
· имеются первичные учетные документы, подтверждающие возникновение расчетных операций (акты сверок, накладные на отпуск готовой продукции покупателям, приходные ордера на поступившие материальные ценности от поставщиков), которые оформлены в соответствии с законодательством России;
· расчетные операции, имевшие место в отчетном периоде, относятся к деятельности аудируемого лица.
2. Права и обязанности:
· задолженность реальна и возникла в результате законных сделок;
· задолженность, отраженная в финансовой отчетности, принадлежит экономическому субъекту на законных основаниях;
· все записи в учете по возникновению, прекращению обязательств подтверждены соответствующими документами.
3. Стоимостная оценка:
· оценка задолженности, представленной в финансовой отчетности, выполнена в соответствии с законодательством России;
· правильно ли определена сумма дебиторской, кредиторской задолженности, подлежащей списанию.
4. Полнота:
· сумма дебиторской, кредиторской задолженности в финансовой отчетности представляют полный объем реальной задолженности;
· в учете отражены в полном объеме операции, в результате которых возникла задолженность;
· результаты инвентаризации дебиторской, кредиторской задолженности отражены в учете в полном объеме;
· при подготовке финансовой отчетности соблюдается тождественности аналитического, синтетического учета, Главной книги.
5. Точное измерение:
· при подготовке документов, отражении записей в регистрах по учету дебиторской, кредиторской задолженности, финансовой отчетности соблюдается арифметическая точность;
· доходы и расходы, связанные с расчетными операциями, отражены в соответствующий временной период.
6. Представление и раскрытие:
· дебиторская, кредиторская задолженности правильно классифицированы по срокам погашения, реальности взыскания;
· в финансовой отчетности представлены информация о состоянии забалансового счета по списанной в убыток задолженности неплатежеспособных дебиторов.
В учете операций с денежными средствами встречаются следующие типичные ошибки:
· отсутствие договоров счетов-фактур, книг покупок, продаж, других документов либо их оформление с нарушениями;
· неполное, несвоевременное отражение задолженности в учете, финансовой отчетности;
· необоснованное списание задолженности;
· несвоевременное предъявление претензий поставщикам;
· отсутствие аналитического учета по дебиторам, кредиторам;
· неправильное отражение расчетных операций в учете;
· неправильный расчет суммы резерва по сомнительным долгам;
· формирование резерва по сомнительным долгам в нарушение учетной политики;
· отсутствие учета списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов»;
· не проведение инвентаризации задолженности перед составлением финансовой отчетности.
Существенные недостатки, выявленные по результатам проверки расчетов с дебиторами, кредиторами, должны быть отражены в рабочих документах аудитора и представлены руководителю аудируемого лица. Аудитору необходимо оценить их влияние на достоверность финансовой отчетности.
2.2 Особенности
аудита в различных сферах
экономики: аудит расчетных
При осуществлении аудиторских проверок на арендных, малых и кооперативных предприятиях необходимо установить правильность: определения категорий для отнесения к малым предприятиям это определяется путем проверки фактической численности работающих на предприятии, совместителей, а также лиц, не состоящих в штате предприятия; отнесения малого предприятия к соответствующему профилю, который определяется по наибольшей доле продукции в объеме ее реализации; ведение бухгалтерского учета на малом предприятии.
Малое предприятие самостоятельно определяет форму бухгалтерского учета. При этом предприятия могут самостоятельно приспосабливать принимаемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей деятельности, однако при этом должны соблюдаться общие методологические принципы, установленные Положением о бухгалтерском учете и отчетности в России. Малые предприятия могут использовать сокращенный рабочий план счетов бухгалтерского учета и упрощенную форму учета. При этом хозяйственные операции должны отражаться в учете в соответствии с типовой корреспонденцией счетов.
В соответствии с законодательством малые предприятия имеют право вести бухгалтерский учет с применением следующих регистров: единой журнально-ордерной формы счетоводства; журнально-ордерных форм счетоводства для небольших предприятий; формы бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предприятий; простых форм бухгалтерского учета без использования регистров учета имущества малых предприятий; форм бухгалтерского учета с использованием электронно-вычислительных машин.
Источниками информации для аудиторской проверки кредитных организаций (банков) являются: учетная политика предприятия; регистры синтетического и аналитического учета; бухгалтерская отчетность; первичные документы по разделу учета.
При аудиторской проверке кредитных организаций проводится анализ учредительных документов: соответствие их законодательству; законность внесения в них изменений; наличие решений собрания пайщиков, совета и правления банка по вопросам, регулирующим деятельность кредитной организации; правомочность их решений, соответствие действующему законодательству и уставу банка.
Важное место при проверке занимает аудит собственного капитала банков. Аудитор проверяет формирование, изменения и отражения в учете уставного капитала банка, резервного капитала и других фондов.
Главное внимание уделяется
уставному капиталу банка, который
определяется учредительным договором,
уставом банка. Учитываются особенности
формирования уставного капитала. Далее
оценивается организационная
При организации проверки расчетных операций в коммерческом банке выделяют: проверку процедуры открытия расчетных и текущих счетов; проверку порядка использования счета при организации безналичных расчетов. Аудиторы должны обратить особое внимание на систему безопасности и защиты документооборота, а также проникновения в него подложных и фальшивых документов.
Основные стандарты аудита при проверке организации безналичных расчетов исходят из действующих положений о формах расчетов. Поступление и списание средств с расчетного счета клиента осуществляется строго по распоряжению владельца счета в порядке определенной очередности.
Расчетные стандарты предусматривают: подачу жалоб при существовании претензий к банку; предъявление иска к учреждению банка, задерживающему расчеты и допускающему нарушения. Соблюдение этих норм может быть проверено путем выборочного обследования расчетных документов.
Аудиторы могут определить размер упущенной выгоды и не дополучения прибыли по всем неправильно и несвоевременно зачисленным или списанным суммам в пользу клиента, по которым не был востребован штраф.
Юридическое оформление открытия расчетных счетов клиентам проверяется в ходе аудита путем анализа соблюдения банком установленного порядка открытия счетов и ведения операций по ним. Юридические дела клиентов должны храниться в отдельных сейфах в порядке возрастания номеров их счетов. Аудитор обязан проверить достоверность всех документов на открытие счета.
Аудитор должен выявить
меры, которые принимает банк в
целях защиты от открытия счетов фиктивным
фирмам и проникновения в банковский
документооборот фальшивых
Необходимо уделить внимание своевременности передачи клиентам выписок из счетов, включая приложенные документы.
Особое место должны занять проверки своевременности оформления документов и проводки их по счетам клиентов, проведения внутреннего аудита за денежно-валютными операциями по счетам клиентов, ответственности банков перед клиентами за их замедление. Платежное поручение представляется в банк в определенной форме и действует в течение 10 дней, не считая дня выписки. Списание средств со счетов осуществляется только по первому экземпляру.
В ходе аудита ведутся: визуальная проверка; документальный анализ; проверка правильности ведения бухгалтерского учета.
В процессе аудита должны
быть проверены все этапы
В чеке должны быть указаны: наименование банка, выдавшего чек; номер чека; номер лицевого счета чекодателя; наименование чекодателя; номер счета чекодателя; предельный размер суммы, на которую может быть выписан чек.
Бухгалтерская запись по кредиту счета продавца и по дебету корреспондентского счета совершатся только после списания денег со счета банка плательщика.
Наиболее часто встречающиеся нарушения:
· банки выявляют фальшивые чеки на этапе приема их от поставщиков и составления реестра, поскольку в тот момент может быть обнаружен несуществующий банк, проводимый как банк плательщика;
· банки, обслуживающие покупателя, проводят списание средств со счета чекодателя на основе поступившего от расчетно-кассового центра реестра чеков. Сами чеки остаются в расчетно-кассовых центрах, а их копии могут быть затребованы по мере необходимости; контрольным моментом в документообороте является и проверка чека предприятием, принимающим его к оплате;
· убытки, возникающие в результате оплаты банком плательщика утраченного или похищенного чека, несет чекодатель, если не будет доказано, что чек был оплачен вследствие умысла или неосторожности;
· убытки, возникшие в результате оплаты чека, который выписан на сумму большую, чем лимит, а также при расхождении номера счета чекодателя, возмещает предприятие, принявшее чек;
· при установлении фактов нарушения порядка учета, хранения и использования бланков чеков банки могут лишаться лицензии, поэтому в ходе аудита необходимо тщательно проверять соблюдение банками данного законодательства.
· Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия и порядок расчета по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и поставщиком, в котором указываются: наименование банка-эмитента; вид аккредитива и способ его исполнения; способ извещения поставщика об открытии аккредитива; полный перечень и полная характеристика документов, представленных для получения средств по аккредитиву; сроки представления документов после отгрузки товаров, требования к оформлению. Для получения средств по аккредитиву поставщик, отгрузив товар, представляет реестр счетов, отгрузочные документы в обслуживающий банк. Документы, подтверждающие выплаты по аккредитиву, должны быть представлены поставщиком банку по истечении срока аккредитива и подтверждать выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из условий выплаты по аккредитиву не ведутся.
При выплате по аккредитиву банк поставщика обязан проверить соблюдение поставщиком всех условий аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов, соответствие подписи и печати поставщика.
Не принимаются к оплате реестры счетов без указания в них: даты отгрузки, номеров счетов-фактур и других документов. Выплата с аккредитива наличными не допускается. Банки не несут ответственность за последствия задержки или утерю в пути документов.
При аудиторской проверке используются: выписки из балансовых счетов; первичные документы; баланс. Все претензии к поставщику, кроме возникших по вине банка, рассматриваются без участия банка.
Платежное требование выписывается поставщиком и вместе с документами направляется в банк покупателя в 3-х экземплярах. Банк передает требование плательщику, а отгрузочные документы оставляет в картотеке к счету плательщика. Плательщик либо дает согласие на оплату, либо в течение трех дней представляет в банк заявление об отказе от акцепта. Если заявление не поступило, то документ считается акцептованным. Получив согласие на оплату, банк списывает средства со счета покупателя и отсылает документ в банк поставщика.
Этапы аудиторской проверки аналогичны этапам аудита расчетов платежными поручениями.
При проверке инкассовой формы расчетов используются документы: приходно-расходные ордера по внебалансовым счетам 911 «Документы и ценности по иностранным операциям»; регистрационные журналы; баланс.
Применение инкассовой формы расчетов регулируется специальным документом – унифицированным правилам по инкассо.
Принятые инкассовые поручения регистрируются уполномоченными банками в регистрационном журнале и приходуются на внебалансовом счете 911 «Документы и ценности по иностранным операциям». При поступлении кредитового авизо от иностранного банка они списываются в расход.