Аудиторский риск и методы его оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Аудит – это совокупность организационных, методологических, методических приемов и способов независимой проверки бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.2 Следовательно, он в первую очередь стоит на страже интересов собственников, защищая их имущественные интересы и обеспечивая контроль достоверности информации в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Файлы: 1 файл

аудиторский риск и методы его оценки.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Федеральная таможенная служба

Государственное казенное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал 

Российской таможенной академии

 

Кафедра международных экономических отношений

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Аудит внешнеэкономической деятельности»

 

на тему «Аудиторский риск и методы его оценки»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5-го курса очно-заочной (вечерней) формы обучения

факультета таможенного дела, группа 5511-в

Подпись _____________________

 

Научный руководитель: Е.П. Антипова

 

Подпись _____________________

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Становление системы экономического контроля в России и аудита как его составляющего элемента является одним из важнейших этапов развития рыночной экономики.1 Об аудите стоит говорить именно применительно к рыночной экономике, поскольку рыночная экономика характеризуется передачей в частную собственность средств производства и, как следствие, ростом числа собственников. Появление большого количество крупных и мелких собственников, в свою очередь, стимулирует развитие банковской сферы, сферы страхования и инвестиций, а вместе с ними начинает развиваться и аудиторская деятельность.

Аудит – это совокупность организационных, методологических, методических приемов и способов независимой проверки бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей.2 Следовательно, он в первую очередь стоит на страже интересов собственников, защищая их имущественные интересы и обеспечивая контроль достоверности информации в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Таким образом, аудит можно считать отдельной формой контроля, которая преимущественно заключается в проверке финансовой отчетности. Аудитор, человек, осуществляющий аудиторскую деятельность, должен уметь объективно оценить полноту, достоверность и точность отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств и финансовых результатов деятельности предприятия за определенный период, а также проверить соответствие принятой на предприятии учетной политики действующему законодательству и нормативно-правовым актам. Однако в аудите, как и в любой другой деятельности, в которой присутствует человеческий фактор, есть вероятность выдачи ошибочного решения, которое может повлечь за собой серьезные экономические последствия.3

Любая коммерческая деятельность неизбежно сопряжена с риском. В экономической литературе отсутствует единый подход к определению данного понятия, но очевидно, что риск – это всегда неопределенность в отношении получения запланированного результата или эффекта.

Ключевым этапом организации аудиторской проверки является оценка аудиторского риска, представляющего собой вероятность выражения ошибочного мнения по результатам аудиторской проверки. От оценки аудиторского риска зависит порядок проведения проверки и качество ее результатов.4

Именно поэтому развитие аудита за последние 20-30 лет обусловило возникновение нового подхода к проведению аудиторских проверок, который предполагает планирование, расчет, уточнение и оценку такого показателя, как аудиторский риск. Этот вопрос очень важен в теории аудита, поскольку отдельно его не рассматривают и не выделяют в других видах контроля.5 Все это делает тему данной работы актуальной для исследования и на сегодняшний день.

Таким образом, целью данной работы является определение понятия аудиторского риска и характеристика основных методов его оценки, объектом является непосредственно аудиторский риск, а предметом – методы его оценки. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую аудиторскую деятельность в Российской Федерации и на международном уровне;
  • дать определение понятия аудиторского риска и рассмотреть его структуру;
  • определить порядок получения аудиторских доказательств  и их виды;
  • оценить значение аудиторской выборки для проведения аудиторской проверки;
  • выявить значение существенности информации для оценки достоверности бухгалтерской отчетности;
  • рассмотреть компоненты и основную формулу аудиторского риска.

В качестве методологической базы для данной работы будут использованы нормативно-правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и на межнациональном уровне и регламентирующие правила проведения аудиторских проверок, а также учебные материалы в области аудита и бухгалтерского учета. При написании работы были изучены труды таких авторов как: К.К. Арабян, В.И. Подольский, В.Д. Андреев, А.В.Юрасов, Ю.А. Шапигузов и многих других.

 

ГЛАВА 1. АУДИТОРСКИЙ РИСК И АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

    1. Нормативно-правовая база и основные понятия аудиторской деятельности

Как уже было сказано, аудит, как составляющий элемент экономического контроля в Российской Федерации, играет  важную роль в формировании и развитии рыночной экономики страны, поэтому регулирование аудиторской деятельности осуществляется, в первую очередь, на государственном уровне. Кратко рассмотрим нормативно-правовую базу, на которой построена аудиторская деятельность в России.

Стоит отметить, что регулирование аудиторской деятельности в нашей стране осуществляется сразу на нескольких уровнях, условно нормативно-правовые акты, действующие в этой области, можно разделить на три группы. Первая группа — это нормативно-правовые акты на уровне высшего федерального законодательства. Они представлены Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «Об аудиторской деятельности», «Об акционерных обществах» и др. Но если в Гражданском кодексе об аудиторах и их деятельности говорится преимущественно в контексте управления обществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами и союзами, то основные понятия и термины аудиторской деятельности раскрываются уже в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности».

Таким образом, если говорить о нормативно-правовой базе, на основе которой существует и функционирует аудиторская деятельность в Российской Федерации, то приоритетное значение здесь имеет Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности», которому должны соответствовать все нормы других законодательных актов в области аудита.

Ст. 1 вышеупомянутого Федерального закона однозначно определяет понятие аудиторской деятельности: «Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами».  Аудитом называется «независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности». Однако в этой же статье есть оговорка о том, что «аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления».

Вторая группа нормативно-правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность в России, – это Указы  Президента и Постановления Правительства Российской Федерации, которые преимущественно определяют общие организационные вопросы регулирования аудита. И, наконец, третья группа нормативно-правовых актов представлена аудиторскими стандартами — федеральными, внутренними стандартами профессиональных аудиторских объединений и внутренними стандартами аудиторских фирм.

В целом аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, в которой можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. Здесь аудиторская деятельность строго регламентируется административными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция характерна для англоязычных стран (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в определенном смысле саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями. 6

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности до сих пор по большому счету находится в стадии становления. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.7

Таким образом, на сегодняшний день нормативно-правовую базу аудиторской деятельности в Российской Федерации составляет целая группа нормативно-правовых документов, основным из которых является Федеральный Закон «Об аудиторской деятельности».

Конечно, помимо нормативно-правых документов аудиторской деятельности в Российской Федерации посвящено множество всевозможных учебников и методических рекомендаций, но в процессе написания данной работы мы постараемся опираться преимущественно на нормативные акты, чтобы минимизировать влияние субъективного взгляда отдельных авторов на те или иные аспекты аудиторской деятельности в России.

 

    1. Понятие аудиторского риска и его структура

Любая деятельность в той или иной степени сопряжена с риском, аудиторская деятельность в этом смысле не является исключением, поэтому говоря об аудиторской деятельности в целом, нельзя не упомянуть об аудиторском риске.

Само существование аудиторского риска обусловлено тем, что аудитор не подтверждает каждую заключенную клиентом сделку, он не может сделать больше, чем просто выразить мнение с определенным уровнем уверенности в его правомерности. Всегда существует определенный риск того, что какая-либо существенная неточность не была обнаружена.8

Более детальное представление об аудиторском риске дается в Федеральном стандарте аудита № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом». Согласно данному стандарту «под термином «аудиторский риск» понимается риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения». В этом же стандарте говорится о том, что аудиторский риск включает три составные части: неотъемлемый риск, риск средств контроля и риск необнаружения.

Под «неотъемлемым риском» понимается подверженность остатка средств на счетах бухгалтерского учета или группы однотипных операций искажениям, которые могут быть существенными (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств на других счетах бухгалтерского учета или групп однотипных операций), при допущении отсутствия необходимых средств внутреннего контроля.

«Риск средств контроля» означает риск, что искажение, которое может иметь место в отношении остатка средств по счетам бухгалтерского учета или группы однотипных операций и быть существенным (по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или групп однотипных операций), не будет своевременно предотвращено или обнаружено и исправлено с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Термин «риск необнаружения» означает риск того, что аудиторские процедуры по существу не позволяют обнаружить искажение остатков средств по счетам бухгалтерского учета или групп операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями остатков средств по другим счетам бухгалтерского учета или группы операций.9

Таким образом, с точки зрения общего подхода аудиторский риск представляет собой возможность выдачи неверного (ложного) заключения после завершения всех аудиторских процедур.10 Понятно, что риск не может быть устранен полностью, поэтому в аудиторской практике установлен приемлемый уровень риска – 5%, а, следовательно, уровень доверия равняется 95%. Такое соотношение в специальной литературе иногда называют «магической цифрой аудиторского риска»11.

Тем не менее, в ходе планирования и проведения проверки все действия аудитора должны быть подчинены достижению главной цели — формированию мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Ответственность за достоверность бухгалтерской отчетности несет исполнительный орган экономического субъекта.

Наличие аудиторского заключения, составленного в отношении бухгалтерской отчетности, не перекладывает ответственности за ее подготовку на аудитора. Однако это не означает, что аудитор ни за что не отвечает. Он несет ответственность за формирование объективного мнения о степени достоверности представленной отчетности и составление соответствующего заключения, которое служит ориентиром для пользователей бухгалтерской отчетности и должно предупреждать их о существующих или вероятных отклонениях в этой отчетности.

Поэтому мнение аудитора и о достоверности, и о недостоверности или недостаточной степени достоверности бухгалтерской отчетности должно быть основано на собранных в ходе аудита необходимых и достаточных аудиторских доказательствах. Каждое такое доказательство должно служить свидетельством верности бухгалтерской отчетности в целом или ее составляющих.12

 

    1. Порядок получения аудиторских доказательств и их оценка

Информация о работе Аудиторский риск и методы его оценки