Аудиторский риск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Главное назначение аудита – проверка финансовых отчетов. Основная
цель аудита – объективная оценка полноты, достоверности и точности
отражения в отчетности активов, обязательств, собственных средств и
финансовых результатов деятельности предприятия за определенный период,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...3
1.Понятие аудиторского риска и его составляющих………………...5
2.Неотъемлемый риск………………………………………………….8
3.Риск средств контроля………………………………………………..11
4.Риск необнаружения………………………………………………….16
5.Оценка аудиторского риска………………………………………….19
6.Отбор клиентов аудиторскими фирмами…………………………...27
Заключение……………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………..39

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 Аудиторский риск  на уровне счета или класса  операций имеет два главных  составных элемента: 1) риск (состоящий  из внутреннего риска и контрольного  риска) содержания в финансовых отчетах (по отдельности или в совокупности) неточных или неправильных сведений (как результат ошибок или злоупотреблений), являющихся существенно важными, и 2) риск необнаружения значительных неточностей в процессе детальных аудиторских проверок или аналитических процедур.

 Неотъемлемый и  контрольный риски отличаются  от риска необнаружения тем,  что аудитор может только оценить  их, но не контролировать; оценка  аудитором внутреннего и контрольного  рисков способствует их лучшему  пониманию, но не уменьшает и не изменяет их. Риск необнаружения аудитор может контролировать, изменяя характер, время и масштабы отдельных проверок на существенность.

 Для практического  применения были разработаны  четыре определения риска необнаружения:

  • минимальный риск – в случае, когда СВК клиента предварительно была оценена аудиторской фирмой как эффективная и аудитор полагается на нее, делая акцент на проверке контроля, а не на детальных процедурах;
  • низкий риск – в случае, когда СВК клиента была оценена аудиторской фирмой как эффективная, но аудитор не полагается полностью на нее, планируя детальные процедуры, достаточные для обнаружения возможных значительных ошибок;
  • средний риск – в случае, когда СВК клиента была оценена аудитором как неэффективная и аудитор планирует детальные процедуры;
  • высокий риск – в случае отсутствия СВК клиента планируется практически сплошная проверка.

 Среди множества  методов аудиторской проверки, о  которых будет рассказано позже,  три метода непосредственно связаны  с применением категории риска необнаружения: аналитические процедуры, проверки элементов для 100-процентного изучения (каждый из элементов обычно составляет значительную часть общего баланса статьи или группы счетов), проверки статистических выборок.

 Для снижения аудиторского риска следует руководствоваться правилом: чем больше аудитор проверяет элементов, предназначенных для полного изучения, и чем более убедительным является анализ, тем меньшим будет объем выборки.

 Аудитору необходимо  обеспечить одинаковый уровень  уверенности для того, чтобы в отношении бухгалтерской отчетности как крупных, так и малых экономических субъектов он смог выразить безоговорочно положительное мнение. Однако многие средства внутреннего контроля, которые могли бы быть применены в отношении крупных субъектов, нецелесообразно применять в малом бизнесе. Например, в малых экономических субъектах процедуры бухгалтерского учета могут выполняться малым числом лиц, которые могут выполнять обязанности, связанные как с обработкой, так и хранением документации; таким образом, разделение обязанностей может отсутствовать или быть весьма ограниченным.

В некоторых случаях  недостаточное разделение обязанностей может компенсироваться системой жесткого управленческого контроля – когда  средства контроля со стороны владельца (который одновременно является и руководителем) обусловлены личным знанием деятельности субъекта и непосредственным участием в операциях. В тех случаях, когда возможность разделения обязанностей ограничена и отсутствуют аудиторские доказательства в отношении средств контроля, аудиторские доказательства, подтверждающие мнение аудитора о бухгалтерской отчетности, могут быть получены только путем проведения процедур проверки по существу.

 В результате полученного  понимания систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля, а также тестов средств контроля аудитор может понять, какие недостатки существуют в этих системах. Аудитор в разумные сроки должен уведомить руководство соответствующего уровня о выявленных им существенных недостатках структуры или функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Обычно руководство информируют о существенных недостатках в письменном виде. Однако если аудитор считает, что информирование в устной форме является более целесообразным, такое сообщение информации следует отразить в рабочих документах аудитора. В сообщении важно отметить, что представлены только те недостатки, которые стали известны аудитору в ходе аудиторской проверки, а также что проверка не предназначена для определения полной эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля управленческим целям.

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ОТБОР КЛИЕНТОВ АУДИТОРСКИМИ ФИРМАМИ

 

 Чтобы снизить риск  неудачи аудиторской проверки, аудиторы  и аудиторские фирмы должны  проводить продуманную политику  оценки потенциальных клиентов. Это особенно важно в период становления рынка в Российской Федерации, когда нередки нарушения действующих правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

 Неудачный выбор  клиента может привести к значительным  финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб имиджу фирмы и аудитора.

 Основные процедуры  отбора клиентов

1. Оценка характера  отрасли.

2. Оценка цели аудиторской  проверки данного клиента и  возможного использования ее  результатов.

3. Выяснение особенностей  руководства потенциального клиента.

4. Предварительная оценка  потенциальной трудоемкости и  сложности аудита, а также аудиторского  риска.

5. Оценка причины смены  или смен аудиторов.

6. Знакомство с оговорками  прежних аудиторских заключений  о результатах аудита.

7. Выяснение характера  и проблем взаимоотношений с  налоговыми органами, банками, партнерами, акционерами и другими пользователями информации, финансовой отчетности потенциального клиента.

8. Получение рекомендаций (например, от различных организаций, профессионалов и т.д.).

9. Аналитическая проверка  отчетности.

10. Предварительное знакомство  с состоянием бухгалтерского  учета и отчетности, а также  с текущими и предстоящими  проблемами потенциального клиента.

 

11. Оценка собственной  способности – аудиторской фирмы или аудитора – выполнить работу (наличие соответствующего персонала, знание отрасли клиента и т.д.).

 Если результаты  перечисленных или других процедур  обнаруживают высокий риск аудита  или задача оказывается слишком  сложной для аудитора, клиент не принимается для обслуживания.

 Важным моментом  при заключении договора на  аудиторскую проверку является  оценка стоимости выполнения  аудита. Аудиторы стремятся к  тому, чтобы не занизить и не  завысить стоимость услуг, т.  к. и то и другое зачастую  «отпугивает», особенно если этот экономический субъект впервые обращается в данную аудиторскую фирму.

 Постепенно в России  складывается рынок аудиторских  услуг, под воздействием которого  и регулируются ставки этих  услуг.

 Вес имеющиеся в  настоящее время в Российской Федерации формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг можно условно разделить па следующие группы:

 • аккордная оплата;

 • повременная  оплата;

 • сдельная оплата;

 • комбинированная  оплата.

 При аккордной оплате  сумма оплаты заранее определяется  и фиксируется в договоре на проведение аудиторской проверки до ее начала. Некоторые аудиторские фирмы определяют ее «на глазок» в зависимости от финансовых возможностей клиента или, например, в размере годовой зарплаты главного бухгалтера клиента. Но уже достаточно много отечественных фирм при оценке стоимости работ поступают следующим образом: за определенную плату к клиенту перед заключением сговора направляется аудитор, который знакомится с особенностями деятельности клиента, оценивает ориентировочный аудиторский риск. примерную трудоемкость работы. После этого аудиторская фирма определяет общую стоимость работ и заключает договор с клиентом.

 

 К недостаткам этой  формы оплаты относится невозможность  обоснованно оценить реальную  трудоемкость работы и предусмотреть непредвиденные обстоятельства. Если эти «непредвиденные обстоятельства» в ходе аудиторской проверки резко увеличивают ее трудоемкость, то это неблагоприятно отражается на финансовых результатах проверки для аудиторской фирмы. В противном случае аудиторская фирма даже выигрывает в финансовом отношении.

Повременная оплата наиболее широко распространена па рынке аудиторских  услуг во всех странах. Эта форма  устраняет недостатки аккордной. Появление  непредвиденных обстоятельств лишь увеличивает трудоемкость и соответственно стоимость работ.

 Повременная оплата  базируется на оценке стоимости  одного часа (дня) работы аудитора. Стоимость одного часа (дня) работы  аудитора зависит и от его  квалификации.

Сдельная оплата применяется, как правило, при восстановлении бухгалтерского учета. Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выполняемой аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности.

 При оплате по  результатам аудитор отказывается  от заранее определенной суммы  за предоставленную услугу и определяет оплату в виде доли от сэкономленных для клиента финансовых ресурсов из-за ошибок и неточностей в ведении бухгалтерского учета, оформлении документации, при уплате налогов и т.п. Обычно устанавливается определенный процент от экономии.

Комбинированная оплата – это различные комбинации из перечисленных выше форм и видов  оплаты. Например, в договоре определяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс определенный процент от экономики  или резерв на непредвиденные обстоятельства и т.п.

 До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта. При проведении аудита бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна понимать деятельность проверяемого экономического субъекта в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции, используемые методы учета, которые могут оказывать существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности, на ход проведения проверки или на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

 Факторами, определяющими  необходимость понимания деятельности  экономического субъекта, являются:

 • экономическая  политика экономического субъекта  в отчетный период (периоды), ее  стратегии и тактики;

 •проводимая экономическим  субъектом учетная политика и  соответствие направлениям финансовой  политики;

 •идентификация хозяйственных  операций, осуществляемых экономическим  субъектом; возможность качественного  проведи аудита;

 • правильность применения нормативно-правовых актов, регулирующих операции, проводимые экономическим субъектом;

 • обоснованность  выводов о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта.

 Областями деятельности  экономического субъекта, понимание  которых существенно для аудиторской организации на всех стадиях проведения аудита, являются:

       • основная деятельность;

• инвестиционная деятельность;

• прочие операции, в том числе внереализационные.

Приобретение знаний о деятельности экономического субъекта представляет собой непрерывный процесс сбора и обработки информации на всех стадиях проведения аудита. При этом информация, получаемая на последующих стадиях, дополняет и уточняет данные, поученные на предыдущих стадиях.

 Понимание деятельности  экономического субъекта, необходимое работы включает понимание экономической ситуации в стране и в отрасли в которой действует экономический субъект, а также более подробное знание того, как он действует. Понимание деятельности экономического субъекта, требуемое от аудиторской организации, может быть менее глубоким, чем это необходимо для управления экономическим субъектом.

 Факторы, влияющие  на финансово-хозяйственную деятельность  экономического субъекта, можно  разделить на внешние факторы  – общие экономические и отраслевые факторы.

 Понимание деятельности  экономического субъекта зависит  от квалификации аудитора, который  участвует в проведении аудита  и должен быть по возможности  достаточным для качественного  проведения проверки. До начала  проверки аудиторская организация должна в целом понимать влияние на деятельность проверяемого субъекта внешних факторов, тогда как детальный анализ внутренних факторов возможен в процессе проведения аудита.

 До проведения проверки  аудиторская организация должна  получить первоначальные знания особенностей отрасли, права собственности, управления и операций экономического субъекта, подлежащего аудиту, и оцепить их достаточность в понимании деятельности экономического субъекта для проведения аудита. Полученные знания она обязана использовать при планировании аудита.

Информация о работе Аудиторский риск