Аудиторское заключение, как результат аудиторского контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать аудиторский контроль с точки зрения современного законодательства Российской Федерации. Реализация этой цели предполагает решение комплекса следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить правовые основы осуществления аудиторского контроля в России.
2. Исследовать осуществление аудиторского контроля в России.
3. Изучить аудиторское заключение, как результат аудиторского контроля.
4. Обобщить полученный материал и сведения в представленной работе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Правовые основы осуществления аудиторского контроля в России………..5
1.1 Понятие и сущность аудиторского контроля………………………...5
1.2 Правое регулирование аудиторского контроля………………………7
2 Осуществление аудиторского контроля в Российской Федерации………...10
2.1 Организация деятельности аудиторов и аудиторских фирм……….10
2.2 Аудиторская проверка, как средство аудиторского контроля……..15
3 Аудиторское заключение, как результат аудиторского контроля………….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………..

Файлы: 1 файл

аудиторский контроль.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Правовые основы осуществления  аудиторского контроля в России………..5

1.1 Понятие и сущность аудиторского  контроля………………………...5

1.2 Правое регулирование аудиторского  контроля………………………7

2 Осуществление аудиторского контроля  в Российской Федерации………...10

2.1 Организация деятельности аудиторов  и аудиторских фирм……….10

2.2 Аудиторская проверка, как средство  аудиторского контроля……..15

3 Аудиторское заключение, как результат  аудиторского контроля………….20

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………...………………………25

Приложение………………………………………………………………………26

Введение

Возрастающее значение института  частной собственности, расширение сфер деятельности экономических субъектов  и усложнение условий хозяйствования создали в Российской Федерации  потребность в организации новых, присущих исключительно рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности, наиболее перспективным из которых  в настоящее время является аудиторский (иногда его называют - финансовый) контроль.

Аудиторский контроль осуществляется с целью выражения в аудиторском  заключении мнения компетентного специалиста - аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета аудируемых лиц законодательству, на основании которого пользователь этой отчетности может делать выводы о результатах хозяйственной  деятельности, финансовом и имущественном  положении аудируемых лиц и принимать  на основе этих выводов обоснованные решения.

В представленной работе буде исследована  тема - «Аудиторский контроль», актуальность которой объясняется тем, что  аудиторский контроль способствует осуществлению хозяйственных операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование  ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности, что подтверждает зарубежный и отечественный опыт. Следовательно, аудит, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности, становится необходимым механизмом для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансовой дисциплины и подъема экономики. Исследовательский интерес порождает также и то обстоятельство, что аудит имеет особую правовую природу. Таким образом, потребность в создании целостной теоретической концепции аудиторского контроля, осуществляемого в рамках аудиторской деятельности, и формирование ее законодательной базы, адекватной условиям рыночной экономики, определили актуальность темы настоящего исследования.

Объект исследования - финансово-правовые отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся по поводу осуществления  аудиторского контроля; механизм функционирования системы аудиторского контроля; а  также нормы действующего российского  законодательства, регулирующие все  правоотношения в процессе осуществления  аудиторской деятельности.

Предметом исследования является механизм правового регулирования аудиторского правоотношения; практика применения и тенденции развития российского  законодательства, регулирующего аудиторский  контроль.

Цель исследования - исследовать  аудиторский контроль с точки  зрения современного законодательства Российской Федерации. Реализация этой цели предполагает решение комплекса  следующих взаимосвязанных задач:

1. Изучить правовые основы осуществления  аудиторского контроля в России.

2. Исследовать осуществление аудиторского  контроля в России.

3. Изучить аудиторское заключение, как результат аудиторского контроля.

4. Обобщить полученный материал  и сведения в представленной  работе.

С учетом поставленной цели и задач  методологическую основу исследования составил комплекс следующих приемов: всеобщие методы познания (диалектический метод); общенаучные средства (сравнительно-правовой метод, системный метод, метод формально-логического  исследования); частно-научные средства (метод сравнительного изучения), в  том числе специально-юридические  средства (формально-юридический метод, методы сравнительного правоведения, толкования права, обобщения судебной практики).

Теоретическую основу настоящего исследования составили труды выдающихся исследователей: Т.М. Дмитриенко, С.Г. Чаадаев, Г.А. Атанесян и др. Законодательной основой работы выступают - Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации, иные подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Поставленные цели и задачи обусловили структуру контрольной работы - введение, основная часть и заключение, список использованной литературы - изложена на 25 страницах, для написания использовано 13 источников

1 Правовые основы осуществления аудиторского контроля в России

1.1 Понятие и сущность аудиторского контроля

Аудиторский контроль (аудит) - это  независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление  аудиторской деятельности. Основная задача аудита - установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской  и финансовой отчетности, а также  соблюдение финансового законодательства. Следует отметить, что аудиторский  контроль представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм), осуществляющих независимые  вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной  документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и  требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские  услуги. Такая деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными  на это госорганами. Атанесян Г.А. Судебная бухгалтерия: учебник. / Г.А. Атанесян, С.П. Голубятников. - М., 1989. - C. 51

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» - основной целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения  бухучета законодательству Российской Федерации. [3]

В зависимости от того, кто осуществляет контроль, аудит подразделяют на внутренний и внешний. Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой  и направлен на повышение эффективности  управленческих решений по экономичному и рациональному использованию  ресурсов организации с целью  максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию  руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его  проведение финансируются самой  организацией. Следовательно, при проведении внутреннего аудита государство  получает реальную возможность обеспечить высокое качество и достоверность  бухгалтерского (финансового) учета  и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других обязательных платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это совсем не значит, что внутренний аудит подменяет государственный бюджетно- финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

Что касается внешнего аудита, то его  выполняют специальные аудиторские  фирмы или отдельные аудиторы по договору с органами налоговой  инспекции и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т.д. Причем основной задачей внешнего аудита, который проводится на платной  основе, является не только установление достоверности и вынесение заключения по финансовому отчету проверяемой  организации, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков  и нарушений финансово-хозяйственной  деятельности, а также предложений  по улучшению и повышению финансовых результатов.

Аудиторский контроль (аудит) может  быть обязательным и добровольным (инициативным). Так, обязательный аудит проводится в случаях, прямо установленных  законодательством Российской Федерации, или по поручениям государственных  органов. Обязательной проверке подлежат: все акционерные общества; банки  и другие кредитные учреждения, страховые  организации и общества взаимного  страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные институты, внебюджетные и иные фонды; экономические субъекты, имеющие в уставном капитале долю иностранного капитала; и т.п.

Аудит информирует руководство  экономического субъекта и государственные  органы - заказчиков аудита - о состоянии  деятельности проверяемого субъекта, позволяет субъекту выйти на новый  уровень своего развития, выдержать  рыночную конкуренцию, избежать многих проблем во взаимоотношениях с государственными органами и т.п. По результатам аудита составляют аудиторское заключение, имеющее силу официального документа.

1.2 Правое регулирование аудиторского контроля

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» - аудиторская деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом и  принятыми в соответствии с ним  федеральными законами, регулирующими  отношения, возникающие при осуществлении  аудиторской деятельности на территории Российской Федерации. При этом нормы  законодательства РФ об аудиторской  деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать  статьям настоящего Федерального закона. Следует отметить, что отношения, возникающие при осуществлении  аудиторской деятельности, могут регулироваться указами Президента России, которые не должны противоречить федеральным законам. На основании и во исполнение Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности» и иных федеральных законов, указов Президента России - Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства России об аудиторской деятельности Об аудиторской деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ

Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом РФ «Об аудиторской  деятельности» от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ, в котором определены основные направления аудита в России - дано понятие аудиторской деятельности, определено законодательство и иные акты об аудиторской деятельности; также дано понятие аудитора и  аудиторской организации, определены их права и обязанности; определены права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор  оказания аудиторских услуг; дано понятие  обязательного аудита и определен  перечень лиц, подвергающихся обязательному  аудиту; дано понятие аудиторской  тайны и определено ее содержание; дано понятие правил (стандартов) аудиторской  деятельности; определено понятие и  содержание аудиторского заключения и  его видов; а также определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите и  т.д. и т.п.

Согласно ст. 9 Федерального закона РФ «Об аудиторской деятельности»  в Российской Федерации устанавливаются  правила (стандарты) аудиторской деятельности, как единые требования к порядку  осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а  также к порядку подготовки аудиторов  и оценке их квалификации. При этом правила аудиторской деятельности подразделяются на: федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; и внутренние правила (стандарты) аудиторской  деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, также  правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. [3]

Федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности являются обязательными  для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в  отношении которых указано, что  они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской  деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 и Постановлением Правительства  РФ от 4 июля 2003 года № 405. Указанные  Постановления Правительства утверждают 11 стандартов аудиторской деятельности: № 1 - «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»; № 2 - «Документирование аудита»; № 3 - «Планирование аудита» и т.д. [8]

Указанные стандарты являются основными  правилами или основополагающими  принципами аудиторских процедур, проводимых при осуществлении аудиторской  деятельности в России. Стандарты (правила) аудиторской деятельности должны выполняться  независимо от условий, в которых  проводится аудит. В то же время стандарты  предполагают выражение аудитором  собственного мнения. Стандарты аудита необходимы для того, чтобы поддерживать аудиторскую деятельность в России на должном уровне, отвечающем требованиям  международных стандартов. Они способствуют повышению знаний и квалификации аудиторов, обеспечивают сравнимость  качества работы аудиторских фирм, а также облегчают аудиторскую  работу.

Профессиональные аудиторские  объединения вправе, если это предусмотрено  их уставами, устанавливать для своих  членов внутренние правила аудиторской  деятельности, которые не могут противоречить  федеральным правилам аудиторской  деятельности. При этом требования внутренних правил аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных  правил аудиторской деятельности. Аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные  правила аудиторской деятельности, которые не могут противоречить  федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской  деятельности аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов не могут  быть ниже требований федеральных правил аудиторской деятельности и внутренних правил аудиторской деятельности профессионального  аудиторского объединения, членами  которого они являются. [3]

Наряду со стандартами в аудиторской  деятельности широко применяются нормы  аудита, которые содержат руководство  по процедурам, которые могут применяться  при проверке специфических вопросов, при подготовке неаудиторских отчетов. Нормы аудита должны быть убедительными, но при этом они не имеют директивного характера. Отклоняясь от них, аудитор  должен объяснить причины их несоблюдения. В то же время было бы неразумным стремиться установить аудиторские  нормы для всех возможных ситуаций - это бы сдерживало развитие аудита в целом. Аудиторские стандарты  и нормы могут использоваться юридическими инстанциями в качестве руководства, ориентира при рассмотрении компетентности и работы аудитора. Дубоносов Е.С. Судебная бухгалтерия: уч. пособ. в схемах. / Е.С. Дубоносов. - М.:, 2006. - C. 79

Информация о работе Аудиторское заключение, как результат аудиторского контроля