Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:12, реферат
Актуальность исследования. В настоящее время у многих предприятий и организаций возникает потребность в заемных средствах. Собственными средствами не всегда возможно реализовать задуманное, и тогда предприятие вынуждено обращаться за помощью к различного рода кредиторам: банкам, кредитным организациям, частным лицам, предприятиям с устойчивым финансовым положением, имеющим свободные денежные средства.
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Методика аудита кредитов и займов...................................................5
1.1 Источники информации для проверки.........................................................5
1.2 Планирование аудиторской проверки.........................................................11
Глава 2. Аудиторская проверка учета кредитов и займов................................13
2.1 Аудиторская проверка учета кредитов........................................................13
2.2 Аудиторская проверка учета займов............................................................21
Заключение ...........................................................................................................29
Список литературы...................................................
Аудит кредитов и займов.
Содержание
Введение......................
Глава 1. Методика аудита
кредитов и займов......................
1.1 Источники информации
для проверки..................
1.2 Планирование аудиторской
проверки......................
Глава 2. Аудиторская проверка
учета кредитов и займов......................
2.1 Аудиторская проверка
учета кредитов................
2.2 Аудиторская проверка
учета займов..................
Заключение ..............................
Список литературы.............
Введение
Актуальность исследования.
В настоящее время у многих
предприятий и организаций
Наиболее распространенной формой привлечения средств является получение банковской ссуды, но кредитному договору.
На данном этапе все
большая роль отводится кредиту,
который способен разрешить проблему
неплатежей и нехватки оборотных
средств у предприятий, подготовить
ресурсы для подъема
Получение кредита[1] или займа — очень важный и ответственный шаг для предприятия. Важность получения кредита (займа) заключается в том, что при разумном его использовании предприятие получает возможность дальнейшего развития, увеличения объемов продаж продукции (работ, услуг), а ответственность заключается в появлении новых обязательств, состоящих не только в своевременном и полном погашении кредита (займа), но и уплате процентов за пользование заемными средствами.
Целью курсовой работы является: изучить порядок проведения аудита учета кредитов и займов.
Объект исследования: планирование аудиторской проверки кредитов и займов.
Основные задачи работы изучить и раскрыть тему кредитов и займов,
- методику аудита кредитов и займов,
-проверку учета кредитов и займов.
Предмет исследования: аудиторская проверка учета кредитов и займов.
Методологическую основу работы: составляет диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, системный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям.
Теоретическую базу исследования:
составили монографические
Глава 1. Методика аудита кредитов и займов
1.1
Источники информации для
Для осуществления аудиторской проверки учета кредитов и займов [2]аудитору следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности в Российской Федерации:
· «Аудиторские доказательства»;
· «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита»;
· «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»;
· «Аналитические процедуры»;
· «Действия аудитора при выявлении искажений в бухгалтерской отчетности»;
· «Аудиторская выборка»;
· «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете»;
· «Применимость
допущения непрерывности
Информационной базой для проверки кредитов и займов являются:
· Учетная политика предприятия.
· Первичные документы по разделу (участку) учета:
· Регистры аналитического учета по разделу (участку) учета.
· Регистры синтетического учета по разделу (участку) учета.
· Бухгалтерская отчетность.
В учетной политике необходимо указать такие сведения:
· состав и порядок списания дополнительных затрат на займы;
· способ начисления и распределения процентов по заемным обязательствам;
· порядок учета доходов от временного вложения заемных средств.
В учетной политике предприятия представлено описание альтернативных учетных решений, выбор которых предоставлен экономическому субъекту.
Альтернативным учетным решением по учету банковских кредитов в данном случае может быть способ начисления и учета процентов по полученным кредитам.
При первом способе проценты за пользование банковским кредитом отражаются в учете предприятия по мере оплаты и отражаются следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 20 (26, 99)
Кредит счета 51 (52) – на сумму начисленных и уплаченных процентов.
Второй способ заключается в том, что проценты за пользование банковским кредитом начисляются. В бухгалтерском учете при этом делают запись:
Дебет счета 20 (26,99)
Кредит счета 66 (67) – на сумму начисленных процентов;
Дебет счета 66 (67)
Кредит счета 51 (52) – на сумму уплаченных процентов.
В случаях, когда на предприятии используют второй способ учета банковских процентов, начисленные проценты учитываются отдельно от кредитов.
К нормативным документам, регулирующим вопросы получения заемных средств, бухгалтерского учета и налогообложения операций с ними относят:
Договоры и первичные документы по оформлению и отражению в учете операций по кредитам и займам.
К ним относятся:
- кредитные договоры и договоры займа;
-
дополнительные соглашения к
кредитным договорам об
-
другие условия кредитных
выписки банков из лицевых счетов организаций по движению кредитов и займов;
- кассовая книга:
приходные кассовые ордера;
расходные кассовые ордера;
- объявления на взнос наличными;
- приказы руководителя и акты инвентаризации расчетов;
-
документы, подтверждающие
- приказ об учетной политике.
Согласно п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются
хозяйственные операции с денежными
средствами, подписываются руководителем
организации и главным
Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.
В случае разногласий между
руководителем организации и
главным бухгалтером по осуществлению
отдельных хозяйственных
Регистры аналитического учета. Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.
Экономический субъект в
соответствии с принятой учетной
политикой, разработанными системами
управленческого, финансового налогового
учета, применяемой формой счетоводства
может применять различные
Аналитический учет по банковским
кредитам на предприятии должен быть
организован в следующих
- по видам кредитов (рублевый, валютный);
- по банкам, у которых он был получен;
-
по целевому назначению
-
по срокам (просроченные кредиты;
кредиты, срок погашения
- по участию в корректировке налогооблагаемой прибыли для целей налогообложения.
Тщательно продуманный и хорошо поставленный аналитический учет банковских кредитов у экономического субъекта поможет не только в работе бухгалтеру данного предприятия, но и проверяющим лицам проверить правильность начисления процентов по этим кредитам.
При аудите банковских кредитов аудитор часто встречается с тем, что на предприятии не ведется аналитический учет кредитов. Поэтому в целях экономии рабочего времени аудитору не всегда следует сразу приступать к проверке правильности начисления процентов по банковским кредитам, если на предприятии плохо отлажен аналитический учет кредитов. В подобных случаях аудитору следует сгруппировать все кредитные договоры по определенным признакам и только затем начать проверку правильности начисления и отражения в бухгалтерском учете предприятия процентов по банковским кредитам или поручить выполнить эту работу работникам бухгалтерии проверяемого предприятия (соответственно скорректировав затраты времени на проведение проверки).
Регистры синтетического
учета. Состав регистров синтетического
учета зависит от применяемой
на предприятии формы
В настоящее время на российских предприятиях применяют следующие основные формы учета:
- журнально-ордерную;
- мемориально-ордерную;
- автоматизированную.
Следует отметить, что большое количество предприятий, где только часть бухгалтерского учета компьютеризирована, синтезируют журнально-ордерную или мемориально-ордерную форму учета с автоматизированной. Синтез заключается в том, что такие участки учета, как расчетный счет, касса, учет материалов, расчеты с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ведутся на компьютере, поскольку с этими участками сопряжено большое количество хозяйственных операций, а остальные участки учета ведутся по мемориально-ордерной или журнально-ордерной форме счетоводства.
Учет кредитов при мемориально-ордерной форме счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер, а при журнально-ордерной форме счетоводства – в журнале-ордере № 4.
Если бухгалтерский учет
на предприятии полностью
- журнал-ордер по счету;
- карточка по счету;
- анализ счета;
-
обороты по счету на
При аудите банковских кредитов,
учет которых ведется экономическим
субъектом с помощью
1.2. Планирование аудиторской проверки
Планирование аудита является одним из важнейших процессов в осуществлении аудиторской проверки.
Процесс планирования аудита заключается в следующем:
- Определении его стратегии и тактики;
- Составлении общего плана аудиторской проверки;
- Разработке аудиторской программы;
- Определении объема конкретных аудиторских процедур;
- Оценке объема аудиторской проверки.
В соответствии с указанным
стандартом аудиторская фирма или
аудитор, работающий самостоятельно в
качестве предпринимателя, должны планировать
аудит еще до написания письма-
Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования аудита всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы на данном предприятии и знания деятельности клиента.
Как показывает опыт, на планирование аудита приходится 5-10% времени, затраченного на проверку в целом, не являющуюся первой при работе с данным клиентом. В случаях, когда аудиторская проверка производится на предприятии и данной аудиторской фирмой впервые, затраченное на планирование время может составить до 20%. Это объясняется тем, что планирование аудита должно базироваться на знании деятельности клиента, тщательном изучении ее особенностей и условий окружающей клиента окружающей среды.[4]
Следует отметить, что каждая
аудиторская фирма или аудитор,
работающий самостоятельно в качестве
индивидуального